Народное пение как фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся в учреждении дополнительного образования
Автор: Жукова Оксана Александровна
Народное пение как фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся в учреждении дополнительного образования
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это факт культурного бытия, его восприятие и осмысление конкретно-исторично. Здоровье выражено этнически, конфессионально, профессионально, по-разному понимается и оценивается в различных шкалах культурного отсчёта. Человек и его жизнь, наполненная счастьем, радостью, благополучием, является главной ценностью культуры.
Проблема сохранения здоровья каждого человека тесным образом связана с проблемой сохранения национального генофонда. В связи с этим к решению данной проблемы подключились широкие круги учёных, общественности, образования, что определило разработку национального проекта «Здоровье нации».
Здоровьесберегающее образование детей занимает особое место и в образовательном процессе Центра детского творчества города Абакана Республики Хакасия. Основная цель деятельности педагогов - обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении, сформировать необходимые знания, умения и навыки образовательного характера и здорового образа жизни.
Очень важно начинать заниматься с детьми укреплением здоровья уже с раннего возраста, тем самым, приучая его к здоровому образу жизни. Насколько занятия пением способствуют этому? Ответ на этот вопрос дают Заслуженный деятель искусств В.Буланов, Академик О. Машков и другие педагоги - исследователи.
По образному выражению ученых, гортань – второе сердце человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. В пении принимает участие не только голосовой аппарат, но и весь организм поющего. Происходит некоторое повышение температуры тела, что в сочетании с активной работой мышц, корпуса и улучшением кровотока, улучшает обменные процессы в организме. Разночастотные вибрации, звуковые волны во время пения пронизывают весь организм, улучшают кровообращение, способствуют «дыханию» и очищению клеток, в первую очередь, головного мозга. Улучшается «дыхание» стенок сосудов, регулярная вокальная тренировка способствует сохранению их эластичности. Во время пения, как и во время танца, нервная система человека вырабатывает гормон радости эндорфин, дающий прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Это порождает эмоции успеха, создает положительное отношение к жизни, способствует психической саморегуляции, снятию стрессов, поддержанию равновесия расхода мышечной и нервной энергии, эмоциональной стабильности.
В художественно-эстетическом отделе Центра детского творчества работают детские творческие объединения, в которых дети занимаются пением: музыкально-фольклорная студия «Гармония» - детский фольклорный ансамбль фольклорный ансамбль «Сударушка» (педагог Яценко О.И.), народно-певческий ансамбль «Берегиня» (педагог Жукова О.А.), вокально-хоровая студия (педагоги Леер М.Ю. и Вотякова З.К.), вокально-эстрадная студия «Акцент» (педагоги Дьяченко и В.В. Дьяченко Е.В.).
В музыкально-фольклорной студии «Гармония» одним из приоритетных направлений укрепления здоровья обучающихся является народное пение. Это обусловлено тем, что песенный фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в воспитании здорового, эстетически развитого подрастающего поколения. Педагоги студии большое внимание уделяют разучиванию упражнений, способствующих развитию певческого дыхания, звуковысотного слуха, чувства ритма, дикции, артикуляции и мимики. Начинаются репетиции с развития и укрепления артикуляционного аппарата, разогрева голосовых связок. Для этого применяются скороговорки, которые служат развитию речевого аппарата ребенка, артикуляции, дикции. Скороговорки стали инструментом речевого совершенствования, средством исправления дефектов речи. Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания. Развитие артикуляционного аппарата, дыхательной системы и голоса детей на занятиях проходит постепенно, без торопливости, расширяя диапазон. Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей темой, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голоса ведёт к печальным результатам.
Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Недостатки в голосе часто сопровождаются недостатками в походке, движении тела, рук, пальцев. Хореографические движения помогают исправлению этих недостатков. Дети, которые занимаются в студии, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, они эмоциональные, живые, их глаза блестят ярче. Музыка, хореография, пение и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Так, постепенно, наши воспитанники приобщаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь. Это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир, укрепляется здоровье.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей детей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей. Из сказанного следует, что музыкально-фольклорная студия «Гармония», несомненно, является «группой здоровья», причем группой комплексного оздоровления, в которой реализуется эффективное терапевтическое и психологическое воздействие на обучающихся. Таким образом, развивая певческую деятельность детей во внеурочное время, педагоги дополнительного образования ненавязчиво, целенаправленно формирует физически здоровых, интеллектуально развитых и творческих людей.
Жукова Оксана Александровна, педагог дополнительного образования,
МОУ ДОД «Центр детского творчества», город Абакан, республика Хакасия
13PAGE 15
13PAGE 14115
15