Великий сын России — классный час в 7-х классах, посвященный 300-летию М. В. Ломоносова 
Великий сын России.
Открытый классный час в 7-х классах.
К 300-летию М. В. Ломоносова.
Цели. Познакомить с великим ученым России. Дать сведения о его жизни и открытиях. Добиваться их усвоения. Пополнять словарный запас. Развивать познавательную активность.
              Развивать и корригировать вербальную и зрительную память. Воспитывать устойчивое произвольное внимание.
              Расширять познавательный кругозор, интерес к учению.
Оборудование. Картинки-отгадки, рыбки-пристани со сведениями об ученом, таблички с новыми для учащихся словами, аудиозаписи песен, портреты М.В. Ломоносова.
                                 Целеполагание.
Учитель. 
Очень радостно за нас 
В этот добрый классный час.
                                                Побываем в восемнадцатом веке,
                                                Узнаем о великом человеке.
В ходе обучения и воспитания
Улучшим память, речь, внимание.
                                                Убедимся снова и снова,
                                                 Что учение – жизни основа.
                             Вступительная беседа.
1. Послушайте загадки, полюбуйтесь на отгадки.
Никогда он не молчит,
Словно сытый кот урчит.
В нем лежат друг к дружке близко
Колбаса, творог, сосиски.   
Мороз, холод их хранит,
Придает им свежий вид.        Холодильник.
                                         С ним создашь в любой момент 
                                         Самый нужный документ.
                                         И не знает ответа «нет» 
                                         Установленный в нем Интернет.
                                         Жми на клавиши смелей
                                         И найдешь себе друзей.       Компьютер.
К звездам за собой маня,
Распушила хвост огня.
Со скоростью света
Летит ввысь   ракета.
                                         Он с хоботом резиновым,
                                         Желудком парусиновым.
                                         Как загудит его мотор,
                                         Глотает он и пыль и сор.         Пылесос.
Что за чудо? Что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик.
И к тому же заодно
Он покажет нам кино.          Телевизор.
                                                Рученька-ручища, 
                                                Что в земле ты ищешь?
                                                Ничего я не ищу,
                                                Землю рою и тащу.          Экскаватор.
«Бибикей», «Билайн», «Самсунг» - 
Детям, взрослым – лучший друг.
В руки вы его берете,
 - Здравствуй – говорите тете.
С ним узнаешь последние вести
И услышишь любимые песни.            Телефон.
 - Как вы думаете, а кто придумал и создал эти умные вещи, которые делают жизнь человека приятной и удобной, помогают узнавать новое, неизвестное?
 - Можно ли нам, обычным людям, придумать что-то подобное?
 - Так как же зовут этих славных людей?
 - Да, имя им – ученые. Они  - те, кто изобретает новое, открывает законы жизни.
(Индивидуальное задание: решить и прочитать пример 2011-1711=300)
 - Об одном из них мы сегодня и поговорим. Прочитайте пример и скажите, почему мы о нем поведем разговор.
 - Рассмотрите его портрет, назовите. Посмотрите на следующий его портрет, причитайте подпись. 
 - Да, это великий российский ученый М.В.Ломоносов. А что вы о нем знаете?
Значит, время не будем тянуть
И за знаньем отправимся в путь.
                                                     Послушаем стихи, расскажем и споем,
                                                     На корабле семейном «Чайка» поплывем.
От пристани к пристани ловко – 
Так называется морская остановка.
                                 Основная часть классного часа.
1. - Звучит аудиозапись песни Ю. Антонова «Море, море»
 - А вот и первая пристань «Родное поморье».
Учитель. М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской (по другим сведениям – Денисовке) на одном из девяти островов реки Северной Двины Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич и мать Елена Ивановна имели небольшой участок земли. Но главным для  благополучия семьи был морской промысел. В 9летнем возрасте Ломоносов лишился матери. Новая жена отца оказалась для мальчика злой мачехой. Особенно она ненавидела его страсть к книгам. Михайло рано познал трудовую жизнь: с 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись за рыбой в море. Василий Дорофеевич один из первых построил двухмачтовый корабль и назвал его «Чайка». Почти девять лет Михайло совершал далекие морские переходы в Северный Ледовитый океан. Учился познавать природу, различать направление ветра, определять приближение земли, предсказывать погоду. Юноша закалился, походы развили его ум и наблюдательность, обогатили новыми сведениями. С детства ему были хорошо знакомы многие промыслы Поморья – выварка соли, ловля жемчужных раковин, опасная охота на морского зверя: тюленя, моржа, морского зайца.
- Где и когда родился Ломоносов?
 - Кто его родители? Чем занимался с детства?
Дети подводят стихотворный итог:
Родился близ селенья Холмогоры.
Отец и матушка – врожденные поморы.
                                           Их жизнь была суровой, непростой
                                            Без мамы в девять лет остался сиротой.
Десятилетним юным молодцом
Ходил на промысел морской с отцом.
                                            Развил свой ум и проявил смекалку,
                                            В походах приобрел великую закалку.
2. Звучит песня о школе. 
 - О чем прослушанная песня?
Да, мы получаем знания в школе. А где их получал в те далекие времена Ломоносов? А вот и вторая пристань:
                         К знаниям первые шаги.
           Путь Ломоносова в большую науку начинался с изучения  грамоты. Местный дьяк (служитель церкви) Семен Никитич Сабельников обучил мальчика читать и писать. Он обладал пытливым умом и прекрасной памятью и быстро освоил грамоту. В 14 лет Ломоносов грамотно и четко писал и часто по просьбе неграмотных односельчан расписывался за них в документах. 
У своего односельчанина Дудина Ломоносов узнал содержание «Грамматики» автора Мелетия Смотрицкого и «Арифметики» Леонтия Магницкого. Он очень просил эти книги на несколько дней домой почитать, но книги тогда стоили очень дорого, и хозяин не соглашался. Только после смерти Дудина Ломоносов стал хозяином этих сокровищ и выучил их наизусть. Его все больше тянуло к знаниям, а дома читать и заниматься не давала злая мачеха и ежегодные морские промыслы.
И вот с помощью земляков Михайло Ломоносов получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного три рубля денег, взял свои книги, и в 1730 году тайно от родителей с рыбным обозом отправился в Москву. Путь продолжался три недели.
 - Кто обучал Ломоносова грамоте?
 - Во сколько лет научился читать и писать?
 - Где отправился продолжать учение?
Подводим стихотворный итог:
На жизнь большие планы строил,
Но прежде грамоту освоил.
                                           Трудился  много, а не вдруг,
                                            Основы изучил наук.
О трудностях в учении – молчок!
Читать, писать учил его дьячок.
                                            К большой науке юноша стремится 
                                            И с рыбным обозом уходит в столицу.
         В Москве он учился в Славяно-греко-латинской академии, продолжил обучение в Германии. А чему он там научился, и какие науки изучил, мы узнаем на следующей пристани:
                        Какие Ломоносов изучил науки.
 - Об этом расскажут стихами ребята, а я буду консультантом и объясню значение наук.
                     Путь в науку труден был и долог,  
                     Но получился прекрасный геолог.
Учитель: геология – наука о разведке и добыче полезных ископаемых.
                     Он был прилежный ученик
                      И в тайны физики проник.
Учитель: физика – наука, изучающая общие свойства окружающего мира.
                      С планетами и звездами знаком,
                      Ломоносов – славный астроном.
Учитель: астрономия – наука о космосе: о звездах, планетах, космических телах.
                       Ответы дал на тысячи вопросов
                        Поэт, историк Ломоносов.
Учитель: история – наука о прошлом нашей Родины.
                        Многое про Север, картографию
                        Вес в науку о Земле  - географию.
Учитель: картография – наука о создании географических карт.
                        Работал в холод, зной и дождик
                        Прекрасный литератор и художник.
 - А теперь побываем на других остановках, рассказывающих о достижениях ученого в некоторых науках.
            Исполняется учащимися песня о геологах. (Я уехала в знойные степи)
Итак, геология – наука о разведке и добыче полезных ископаемых и следующая пристань называется:
                                     Горное дело.
          Это сейчас мы знаем, насколько богата полезными ископаемыми наша Россия. А тогда 300 лет назад все только начиналось. Вот что писал Ломоносов, призывая россиян, направить все усилия к поискам металлов для развития нашей промышленности: «Старания и трудов для сыскания металлов требует пространная и богатая Россия.  Мне кажется, я слышу, что она обращается к сыновьям: «Простирайте ваши надежды и в мое недро и не думайте, что искание ваше будет напрасным». Мечты Ломоносова  особенно ярко и убедительно сбылись в нашем родном Кузбассе. В Новокузнецке два металлургических завода КМК и Запсиб, выплавляющие металл.
 - Ребята, а кто поставляет железную руду на эти заводы?
 - Послушайте песню горняков нашей родной Шории «Руда пошла» о том, как трудно ее добывать в холодном и мрачном подземелье – шахте и как радостно, когда наступает момент, и руда пошла.
              Звучит песня «Руда пошла» (А. Кузнецов)
 - А вот и новая пристань
                                        Литературная.
Читаем хором ее содержание:
                  Науки юношей питают, отраду старым подают,
                  В счастливой жизни украшают,
                  В несчастный случай берегут;
                  В домашних трудностях утеха
                  И в дальних странствах не помеха.
Как вы думаете, к чему призывают эти стихи? А кто их автор?
 - Да, Михаил Васильевич – блестящий поэт, писатель, литератор, филолог – знаток языков.
 - А подведет итог нашему разговору басня И.А.Крылова «Свинья под дубом». Посмотрите и послушайте, скажите, какой человек прячется за образом Свиньи? (Инсценировка басни «Свинья под дубом» И.  А. Крылова)
- Так, кому был посвящен наш классный час?
                      Кто уважает рыцаря науки,
                      Немедля поднимите руки.
                      В чудесные эти моменты
                      Дарим ученому аплодисменты.                    
15