Обобщающий урок по теме «Первоначальные химические понятия»
Тема урока : Обобщение темы «Первоначальные химические понятия» Цель урока:
повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических представлениях;
закрепить понимание химических формул, уравнений реакций;
совершенствовать коммуникативные способности и навыки.
Задачи:
1. Воспитательная:
воспитание самостоятельности, чувства товарищества , сотрудничества;
формирование логического и абстрактного мышления;
формирование нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, творчества.
2. Образовательная:
обобщить знания учащихся;
выделить наиболее общие и существенные первоначальные химические представления – вещества, явления, химические формулы и уравнения;
научить начальным мировоззренческим понятиям.
3. Развивающая:
развитие умений учебно-познавательной деятельности;
развитие интеллекта, культуры устной и письменной речи;
развитие логического мышления и внимания ;
развитие умения использовать изученный материал в практической деятельности.
Оборудование:
таблица Д.И. Менделеева;
карточки с порядковым номером учащегося;
карточки с заданиями ;
оборудование для опытов,
экран счета .
презентация «Первоначальные химические понятия»
проектор;
компьютер или ноотбук
Тип урока: комбинированный урок
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Этап обобщения и систематизации знаний.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Ход урока
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Кто сегодня отсутствует?
Тема нашего урока: «Повторение. Первоначальные химические представления». Ребята, сегодня целью нашего урока является: систематизировать и обобщить знания о веществах, явлениях, формулах на две команды . Вы будете соревноваться друг с другом и заодно повторите пройденную тему , а я буду контролировать и оценивать ваши знания и отражать их в экране счета . Ну как? Готовы приступить?
Каждом участнику раздаются карточки с его порядковым номером .
II Актуализация знаний.
Фронтальная работа с классом. За правильный ответ присуждается 1балл
Разминка. Вопросы :
Что изучает химия?
Какие изменения происходят во время химических реакций?
Приведите примеры химических реакций: а) в промышленности;
б) в природе;
в) в быту .
Исходя их каких свойств применяются в быту :
а) стекло ; б) резину; в) бетон ; г) медь
Дайте определения следующим терминам:
Молекула , атом , валентность, химическая формула , химический элемент.
Какие законы вы уже изучили ?
Что такое химическое уравнение?
Назовите типы химических реакций , приведите примеры
III Этап обобщения и систематизации знаний.
1 конкурс
А) Химический диктант «Физические и химические явления»
Нужно отметить ответы буквами «Х» (химические явления) или «Ф»( физические явления )
I вариант
Скисание молока
Аромат духов
Гниение листьев
Фотосинтез
Образование зеленого налета на медных вещах
Ответы I вариант- ХФХХХ
II вариант
Испарение спирта
Горение дров
Засахаривание варенья
Ковка металла
Ржавление металла
II вариант- ФХФФХ
Б) Химический диктант «Вещества и смеси»
Нужно отметить ответы буквами «В» или «С»
I вариант II вариант
Дистиллированная вода 1. Медь
Почва 2. Воздух
Сахар 3. Фосфор
Гранит 4. Поваренная соль
Речная вода 5. Серная кислота
Ответ : I вариант- В С В СС II вариант- ВСВВВ
2конкурс -“Валентность” Члены команд получают карточки с заданиями.
Задание А
Нужно определить валентность химических элементов .Высший балл- 5 баллов
I вариант Зная, что валентность хлора равна единице , определите валентность другого элемента в данных формулах
CaCl2 , N Cl3 , HCl , PCl5 , Al Cl3
II вариант Зная, что валентность кислорода равна двум , определите валентность другого элемента в данных формулах
MnO, P 2O 5 , CO 2 , Mn 2 O 7, K 2O
Заданиe Б
Составьте формулы химических соединений
I вариант Са(II ) и О(II ) , Na (I) и S(II) , Mg (II) и S (II) , AL(III) и O (II) , Pb (IV) и O (II) .
II вариант
Sn (IV) и O(II) , C(IV) и O (II) , Mg (II) и O(II) , S (IV) и O(II) , Fe (III) и O (II) .
3 конкурс- Химический хоккей
Учитель: Вам было задано домашнее задание : приготовить по 3 вопрос для другой команды. Сейчас , ребята мы вами поиграем в хоккей. Для этого мы с вами дадим командам названия : « защитники» и «нападающие» . Каждая команда будет задавать свои вопросы по одному , а противоположная команда – отвечать . За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. За интересный вопрос также можно заработать 1балл . Максимальный балл за этот конкурс- 6 баллов .
(Команды по одному задают вопросы и отвечают на них )
4 конкурс –« Химический опыт»
Оборудование : чашка со смесью из древесных и железных опилок, чашка со смесью из крахмала и сахарного песка, стаканы пустые, стаканы с водой , стеклянная палочка, фильтрованная бумага, воронка, штативы, спиртовка, магнит,
Учитель : Пришла пора выяснить как вы можете обращаться с химической посудой и проводить опыты . Первым делом нужно будет вспомнить правила техники безопасности при выполнении опытов . К столу для опытов вызываются по три человека с каждой команды . Для каждой команды дается смесь , состоящая из двух веществ. Ваша задача: с помощью ваших знаний разделить эти смеси на вещества ,из которых они состоят . максимальный балл за этот конкурс – 5баллов
После выполнения этого задания члены команд читают задание и подробно рассказывают о проделанном опыте
I вариант : Разделить смесь, состоящую из крахмала и сахарного песка II вариант : Разделите смесь, состоящую из железных и древесных опилок
5 конкурс- «Уравнения химических реакций и типы реакций»
Командам раздаются карточки с заданиями.
Учитель: 5 конкурс называется «Уравнения химических реакций и типы реакций» У вас карточки с заданиями В них уравнения химических реакций . Нужно вместе пропущенных точек поставить нужные знаки химических элементов , расставить коэффициенты и указать тип химической реакции .Максимальный балл- 3балла- (учитывается скорость выполнения задания , команда , выполнившая задание быстрее, получает плюс 1 балл)
I вариант
? + O 2 MgO реакция ………………
FeO + H2 Fe + H 2O реакция ………………
AuO Au + ? реакция ………………
II вариант
? +HCl FeCl 2+ H 2 реакция ………………
H 2+ Br 2 ? реакция ………………
HgO Hg + O2 реакция ………………
6 конкурс –Из истории химии»
Учитель: Командам было задано домашнее задание: подготовить выступление об ученых, которые внесли достойный вклад в развитие «Атомно-молекулярного учения» или явились его основоположниками. Слово предоставляется командам .За выполнение этого задания команда может заработать 3 балла Учащиеся выступают с сообщениями Роберте Бойле и Антуане Лавуазье.
Выступления первой команды
Роберт Бойль -английский химик, физик, теолог. Родился в семье протестантов 25 января 1627 г. в замке Лисмор в Ирландии. Его отцом был аристократ Ричард Бойль очень богатый человек, авантюрист по натуре, покинувший Англию в 1588 г. в 22-летнем возрасте. Мать Роберта, Кэтрин Фэнтон, была уже второй женой Ричарда Бойля. Его первая жена умерла вскоре после рождения первого ребёнка. Роберт Бойль был младшим, четырнадцатым ребёнком в семье Бойлей, и седьмым, любимым сыном Ричарда Бойля. Когда родился Роберт, его отцу было уже 60 лет, а матери 40. Конечно, Роберту Бойлю повезло в том, что его отец был одним из самых богатейших людей в Великобритании Родители Роберта Бойля полагали, что воспитание и образование дети должны получать вне семьи. Поэтому в 1635 г., в возрасте 8 лет, маленький Роберт вместе с одним из братьев был отправлен для получения образования в Англию. Они поступили в модный Итонский колледж, в котором обучались дети знатных вельмож. Условия для учёбы в Итоне у молодых Бойлей были достаточно тепличные. Ричард Бойль в ноябре 1638 г. забирает своих детей из Итона. Образование Роберта продолжается дома под наблюдением одного из священников отца. В 1638 г. Роберт Бойль вместе со своим наставником отправляется в путешествие по странам Европы, продолжает своё образование во Флоренции и в Женевской академии . В Женеве он усиленно изучает математику, французский и латинский языки, риторику и богословие. В начале 1642 г. Бойль посетил Флоренцию, город, в котором жил и творил великий Галилео Галилей . К сожалению, как раз во время пребывания Бойля во Флоренции, Галилео Галилей умер. Бойль пронёс свою любовь к философии Галилео через всю жизнь, сохраняя в своем научном творчестве веру в возможность изучения мира через законы математики и механики. В 1644 г. после смерти отца Роберт Бойль вернулся в Англию и поселился в своем имении Стелбридж, в котором почти безвыездно прожил 10 лет, занимаясь исследованиями в области естественных наук, уделяя вместе с тем много времени религиозным и философским вопросам. Надо отметить, что теологией Роберт Бойль занимался всю свою жизнь, причём очень серьёзно и увлечённо. В 1654 г. Роберт Бойль переехал в Оксфорд, где оборудовал лабораторию и с помощью специально приглашенных ассистентов проводил опыты по физике и химии. Одним из таких ассистентов был Роберт Гук . И хотя Р.Бойль находился в статусе резидента Оксфордского университета почти 12 лет, он никогда не имел никакой университетской степени или диплома. Диплом доктора медицины (Оксфорд, 1665 г.) был его единственным дипломом. В 1680 г. Роберт Бойль был избран очередным президентом Лондонского Королевского Общества, однако он отклонил эту честь, потому что требуемая при этом присяга нарушила бы его религиозные принципы. Возможно, по религиозным убеждениям Роберт Бойль всю жизнь прожил холостым, и никогда не женился. В 1668 г. Бойль получил степень почетного доктора физики Оксфордского университета и в том же году переехал в Лондон, где поселился вместе со своей сестрой и продолжал свою научную деятельность.
Научные достижения Роберта Бойля. В 1654 г. Р.Бойль ввёл в науку понятие химического анализа состава тел . В 1660 г. Р.Бойль получил ацетон, перегоняя ацетат калия.16764065405 К сожалению, Бойль так и не смог отказаться от своей веры в алхимию. Он верил в превращение элементов, и даже в 1676 г. сообщил Лондонскому Королевскому обществу о своем стремлении превратить ртуть в золото. Он искренне полагал, что находится на пути к успеху в этих опытах.
В 1663 г. Бойль открыл цветные кольца в тонких слоях, названные впоследствии ньютоновскими. В 1663 г. он обнаружил в лакмусовом лишайнике, произрастающем в горах Шотландии, кислотно-основной индикатор лакмус, который и применял в своих исследованиях. Бойль много занимался изучением химических процессов, протекающих при обжиге металлов, сухой перегонке древесины, превращениях солей, кислот и щелочей. В 1680 г. он разработал новый способ получения фосфора из костей, получил ортофосфорную кислоту и фосфин. Умер Роберт Бойль в Лондоне 30 декабря 1691 г., оставив будущим поколениям богатое научное наследие. Бойлем было написано множество книг, некоторые из них вышли в свет уже после смерти ученого, так как часть рукописей была найдена позднее в архивах Лондонского Королевского общества. Он был похоронен в Церкви Saint-Martin-in-the-Fields рядом с сестрой. Позже церковь была уничтожена, и, к сожалению, не сохранилось каких-либо записей или свидетельств о том, куда были перемещены его останки.
Выступления другой команды
Антуан Лоран Лавуазье — (1743—1794), французский химик, один из основоположни-ков современной химии. Антуан Лоран Лавуазье родился в семье адвоката 28 августа 1743 года. Первые годы жизни ребенок провел в Париже, в переулке Пеке, окруженном садами и пустырями. Мать его умерла, родив еще девочку, в 1748 году, когда Антуану Лорану было всего пять лет. Первоначальное образование он получил в коллеже Мазарини. Эта школа была устроена кардиналом Мазарини для знатных детей, но в нее принимали экстернов и из других сословий. Она была самой популярной школой в Париже.
Антуан учился отлично. Как многие из выдающихся ученых, он мечтал сначала о литературной славе и, находясь еще в коллеже, начал писать драму в прозе «Новая Элоиза», но ограничился только первыми сценами. По выходе из коллежа Лоран поступил на факультет права, — вероятно, потому, что его отец и дед были юристами и эта карьера начинала уже становиться традиционной в их семействе: в старой Франции должности обыкновенно передавались по наследству.
В 1763-м Антуан Лоран получил степень бакалавра, в следующем году — лиценциата прав. Но юридические науки не могли удовлетворить его безграничной и ненасытной любознательности. Он интересовался всем — от философии Кондильяка до освещения улиц. Он впитывал знания, как губка, всякий новый предмет возбуждал его любопытство, он ощупывал его со всех сторон, выжимая из него все, что возможно.
Вскоре, однако, из этого разнообразия начинает выделяться одна группа знаний, которая все более и более поглощает его: естественные науки.
Первые работы Лавуазье были сделаны под влиянием его учителя и друга Гэтара. После пяти лет сотрудничества с Гэтаром, в 1768 году, когда Лавуазье исполнилось 25 лет, он был избран членом Академии наук.
Антуан Лавуазье вскоре женился на дочери генерального откупщика Польза. В 1771 году Антуану Лавуазье было 28 лет, а его невесте — 14. Несмотря на молодость невесты, брак оказался счастливым. Лавуазье нашел в ней деятельную помощницу и сотрудницу в своих занятиях. Она помогала ему в химических опытах, вела журнал лаборатории, переводила для мужа работы английских ученых. Даже сделала рисунки для одной из книг. Детей у них не было.
В жизни Антуан Лавуазье придерживался строгого порядка. Он положил себе за правило заниматься наукой шесть часов в день: от шести до девяти утра и от семи до десяти вечера. Один день в неделю посвящался исключительно науке. С утра А. Лавуазье запирался в лаборатории со своими сотрудниками, тут они повторяли опыты, обсуждали химические вопросы, спорили о новой системе. Он тратил огромные суммы на устройство приборов, представляя в этом отношении совершенную противоположность некоторым из своих современников.
В 1775 году Антуан Лавуазье представил академии мемуар, в котором состав воздуха был впервые точно выяснен. Воздух состоит из двух газов: «чистого воздуха», способного усиливать горение и дыхание, окислять металлы, и «мифического воздуха», не обладающего этими свойствами. Названия кислород и азот были даны позднее.
Плодотворны были и результаты управления Лавуазье пороховыми заводами в 1775—1791 годах. За это дело он взялся со своей обычной энергией.
Во время Французской революции, как один из откупщиков, ученый Антуан Лавуазье попал в тюрьму. 8 мая 1794 года состоялся суд. По сфабрикованному обвинению 28 откупщиков, в том числе и Лавуазье, были приговорены к смертной казни. Лавуазье шел четвертым по списку. Перед ним казнили его тестя Польза. Затем наступила его очередь.
IV .Рефлексия
Учитель: Ребята , вот и подходит к концу наш урок. Я благодарю вас за активное участие на уроке, за помощь товарищам по команде.
У каждого из вас свои впечатления от урока. Я хочу попросить вас высказаться об урок применяя данные фразы :
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
V. Подведение итогов урока
В конце урока подводтся итог.Подчитываются баллы каждого учащегося и ставятся оценки за участие и ответы на уроке . Определяется выигравшая команда ,выделяются лидеры
Оценки за баллы :
“5” – за 21 и больше баллов
“4”- за 17-20 баллов
“3” – за 12 -16 баллов
VI. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по теме”Первоначальные химические понятия”