Примеры технологических карт для практических занятий по информатике.


Примеры технологических карт для практических занятий по информатике
Практическое занятие №1
Тема занятия: Создание растровых и векторных изображений.
Цель: Закрепление навыков работы с графическими изображениями в растровых и векторных графических редакторах
Тип: Урок систематизации и закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Задачи:
образовательные: закрепление навыков создания и обработки графической информации в растровых и векторных графических редакторах;
воспитательные: повышение активности обучающихся на занятии; формирование у обучающихся познавательной потребности, интереса к предмету путем использования нестандартных задач;развивающие: развитие навыков самостоятельной работы на компьютере; развитие логического мышления.Средства обучения:
технические средства обучения: персональные компьютеры;
программное обеспечение: ОС Windows, векторный графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word, растровый графический редактор Paintраздаточные материалы: карточки с заданием.
Метод обучения: практический, наглядный.
Формы учебной работы:
фронтальная работа;
индивидуальная работа.
Обоснование метода обучения и формы:
Перечисленные выше метод обучения и формы работы:
повышают мотивацию обучающихся;
помогают активизировать внимание обучающихся;
служат формированию у обучающихся творческого подхода к решению задач, четкости и организованности.
План урока:
Организационный момент.
Систематизация теоретических знаний.
Выполнение практического задания на закрепление материала.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент (5 мин) Приветствие обучающихся, организация внимания, объявление темы занятия. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Систематизация теоретических знаний (10 мин) Преподаватель проводит актуализацию опорных знаний (фронтальный опрос):
1. Что такое компьютерная графика?
(Компьютерная графика – совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных для ввода, преобразования и вывода графических изображений с помощью компьютера).
2. Какие программы называются графическими редакторами?
(Графические редакторы – прикладные программы, предназначенные для создания, редактирования и просмотра графических изображений с помощью компьютера).
3. Каковы возможности графических редакторов?
(Использование цветовой палитры и инструментов для создания и редактирования графических изображений. Увеличение фрагментов изображений для обработки мелких деталей изображений. Добавление к рисункам текста. Преобразование фрагментов).4. Какие две категории графических редакторов вы знаете?
(Растровые и векторные графические редакторы). Отвечают на вопросы:
Выполнение практического задания (30 мин)
Физкульт-минутка (5минут)
Выполнение практического задания (30 мин)
Преподаватель раздаёт карточки с заданиями для индивидуальной практической работы за компьютером, дает рекомендации по выполнению практической работы, отвечает на вопросы.
Следит, чтобы обучающиеся выполнили физкультминутку через 30 минут работы за компьютером.
Преподаватель осуществляет индивидуальное консультирование по запросу. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в растровом графическом редакторе Paint и векторном графическом редакторе, встроенном в текстовый редактор WORD.
Подведение итогов урока (7 мин) Просмотр результатов
Выставление оценок Рефлексия: Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения
Домашнее задание
 (3 мин) Поработать в графических редакторах, имеющихся на домашних компьютерах, создать графические объекты и сохранить на электронные носители для отчета о самостоятельной работе. Записывают домашнее задание в тетрадь.
Практическое занятие №2
Тема занятия: Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.
Цели урока:
познакомить обучающихся с основными действиями по созданию документа в текстовом процессоре MS Word;
овладение навыками форматирования документов.
Задачи урока:
Обучающая: овладение обучающимися знаниями об основных понятиях и действиях текстового процессора. Привитие навыков создания, форматирования и редактирование текстового документа.
Развивающая: направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, мышления, воображения, учить сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывает у обучающихся умение работы в коллективе, умение слушать преподавателя, бережное отношение к учебному труду, формирование культуры речи и уверенности.
Средства обучения:
технические средства обучения: персональные компьютеры, мультимедийный проектор;
программное обеспечение: ОС Windows, текстовый редактор Word.
раздаточные материалы: карточки с заданием.
Тип: Урок систематизации и закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Метод обучения: практический, наглядный.
Формы учебной работы:
фронтальная работа
индивидуальная работа
Обоснование метода обучения и формы:
Перечисленные выше метод обучения и формы работы:
повышают мотивацию обучающихся;
помогают активизировать внимание обучающихся;
служат формированию у обучающихся творческого подхода к решению задач, четкости и организованности.
План урока:
Организационный момент.
Систематизация теоретических знаний.
Выполнение практического задания на закрепление материала.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент (5 мин) Приветствие обучающихся, организация внимания, объявление темы занятия. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Систематизация теоретических знаний (10 мин) Преподаватель проводит актуализацию опорных знаний (фронтальный опрос):
Что такое текст? (Текст – это любая последовательность символов из компьютерного алфавита.)
Что можно назвать текстовым документом? (Текстовым документом можно назвать файл, созданный с помощью текстового редактора, который, кроме алфавитно –цифровых символов, содержит еще графические объекты и управляющую информацию о форматировании текста.)
Как можно обработать текстовую информацию? (Текстовую информацию можно обработать с помощью текстового редактора или текстового процессора.)
Что можно создавать с помощью текстового редактора? (С помощью текстового редактора можно создавать текстовые документы, редактировать, изменять формат документа, распечатывать и т.д.) Отвечают на вопросы:
Выполнение практического задания (30 мин)
Физкульт-минутка (5минут)
Выполнение практического задания (30 мин)
Преподаватель раздаёт карточки с заданиями для индивидуальной практической работы за компьютером, дает рекомендации по выполнению практической работы, отвечает на вопросы.
Следит, чтобы обучающиеся выполнили физкультминутку через 30 минут работы за компьютером.
Преподаватель осуществляет индивидуальное консультирование по запросу. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в текстовом редакторе WORD.
Подведение итогов урока (7 мин) Просмотр результатов
Выставление оценок Рефлексия: выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения
Домашнее задание
 (3 мин) Поработать в текстовых редакторах, имеющихся на домашних компьютерах, подготовить сообщения на темы: «Сканирование», «Программы автоматического распознавания». Записывают домашнее задание в тетрадь.
Практическое занятие №3
Тема занятия: Создание списков и таблиц. Вставка рисунков и объектов WordArt. Подготовка документа к печати.
Цели урока:
Обучающие:
совершенствовать навыки работы с текстовым редактором MS Word;
изучить возможность для создания рисунков с помощью панели инструментов Рисование;
умение применить операции работы с графическими объектами;
углубить ранее полученные знания об информации и её видах, о текстовом редакторе и его возможностях;
отработать навыки оформления электронного документа.
Развивающие:
развитие коммуникативно-технических умений;
развитие умения оценивать результаты выполненных действий;
развитие оперативности мышления;
развитие умения пользоваться предложенными инструментами;
развитие умения применять полученные знания при оформлении документов.
Воспитательные:
формировать важные качества личности у обучающихся: аккуратность, интерес к работе;
воспитывать добросовестное отношение к труду, инициативность;
четкость и грамотность подбора информации при выполнении практической работы;
уверенность в своих силах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: урок самостоятельной практической работы; урок-фантазия.
Средства обучения:
технические средства обучения: персональные компьютеры;
программное обеспечение: ОС Windows, текстовый редактор Word.
раздаточные материалы: карточки с заданием.
Метод обучения: практический, наглядный.
Формы учебной работы:
фронтальная работа
индивидуальная работа
Обоснование метода обучения и формы:
Перечисленные выше метод обучения и формы работы:
повышают мотивацию обучающихся;
помогают активизировать внимание обучающихся;
служат формированию у обучающихся творческого подхода к решению задач, четкости и организованности.
План урока:
Организационный момент.
Систематизация теоретических знаний.
Выполнение практического задания на закрепление материала.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент (5 мин) Приветствие обучающихся, организация внимания, объявление темы занятия. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Систематизация теоретических знаний (10 мин) Преподаватель проводит актуализацию опорных знаний (фронтальный опрос):
Текстовый редактор служит для:
создания текстового документа;
сохранения текстового документа на дисках и различных устройствах хранения;
вывода на печать текстового документа.
Возможности текстового редактора Word:
ввод и редактирование текста;
проверка орфографии;
работа с графикой;
работа с таблицами;
создание фигурного текста;
создание гипертекста;
создание колонтитулов;
импортирование данных из других программ среды Windows;
просмотр документа перед печатью. Отвечают на вопросы:
Выполнение практического задания (30 мин)
Физкульт-минутка (5минут)
Выполнение практического задания (30 мин)
Преподаватель раздаёт карточки с заданиями для индивидуальной практической работы за компьютером, дает рекомендации по выполнению практической работы, отвечает на вопросы.
Следит, чтобы обучающиеся выполнили физкультминутку через 30 минут работы за компьютером.
Преподаватель осуществляет индивидуальное консультирование по запросу. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в текстовом редакторе WORD.
Подведение итогов урока (7 мин) Просмотр результатов
Выставление оценок Рефлексия: Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения
Домашнее задание
 (3 мин) Написать резюме «Ищу работу...» на основе использования готовых шаблонов. Записывают домашнее задание в тетрадь.
Практическое занятие №4
Тема занятия: Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах.
Цели урока:
Научиться моделировать и строить задачи в среде MS Excel.
Составлять алгоритм решения задачи в среде MS Excel.
Формирование знаний, умений  навыков выполнения математических расчетов в таблицах.
Задачи урока:
Образовательные:
Практическое применение изученного материала.
Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
Приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих практическую направленность.
Создать таблицу и соответственно оформить.
Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре. 
Развивающие:
Развитие навыков индивидуальной практической работы.
Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
Развивать умение грамотно и быстро пользоваться компьютером.
Воспитательные:
Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Тип: Урок систематизации и закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Средства обучения:
технические средства обучения: персональные компьютеры, мультимедийный проектор;
программное обеспечение: ОС Windows, программа MS EXCEL.
раздаточные материалы: карточки с заданием.
Метод обучения: практический, наглядный.
Формы учебной работы:
фронтальная работа
индивидуальная работа
Обоснование метода обучения и формы:
Перечисленные выше метод обучения и формы работы:
повышают мотивацию обучающихся;
помогают активизировать внимание обучающихся;
служат формированию у обучающихся творческого подхода к решению задач, четкости и организованности;
План урока:
Организационный момент
Систематизация теоретических знаний
Выполнение практического задания на закрепление материала
Обобщение, осмысление и систематизация знаний.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Ход урока
Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент (5 мин) Приветствие обучающихся, организация внимания, объявление темы занятия. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Систематизация теоретических знаний (10 мин) Преподаватель проводит актуализацию опорных знаний (фронтальный опрос):
Что такое табличный процессор?
(Прикладные программы, предназначенные для работы с электронными таблицами, называются табличными процессорами).
Как именуются ячейки таблицы?
(Каждая ячейка имеет своё имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки, например: А1, С5, Е2).
Какая информация может храниться в ячейках?
(Содержимым ячейки может быть текст, числовое значение или формула).
Сформулируйте правила записи формул.
(Запись формулы в ячейке начинается со знака «равно» (=). Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операции, круглые скобки, имена функций). Отвечают на вопросы:
Выполнение практического задания (30 мин)
Физкульт-минутка (5минут)
Выполнение практического задания (30 мин)
Преподаватель раздаёт карточки с заданиями для индивидуальной практической работы за компьютером, дает рекомендации по выполнению практической работы, отвечает на вопросы.
Следит, чтобы обучающиеся выполнили физкультминутку через 30 минут работы за компьютером.
Преподаватель осуществляет индивидуальное консультирование по запросу. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в электронной таблице MS Excel.
Подведение итогов урока (7 мин) Просмотр результатов
Выставление оценок Рефлексия: Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения
Домашнее задание
 (3 мин) Создать прайс-лист на покупку компьютера. Записывают домашнее задание в тетрадь.
Практическое занятие №5
Тема занятия: Представление результатов расчетов средствами деловой графики в MS Excel.
Цели урока:
Показать возможности MS Excel для наглядного (графического) представления числовых данных.
Научиться строить диаграммы различного вида.
Развивать навыки работы на компьютере и умение применять его возможности при решении профессиональных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
Практическое применение изученного материала.
Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL.
Приобретение навыков в построении диаграмм разного вида, для наглядного (графического) представления числовых данных.
Развивающие:
Развитие навыков индивидуальной практической работы.
Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
Развивать умение грамотно и быстро пользоваться компьютером;
Воспитательные:
Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Тип: Урок систематизации и закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Средства обучения:
технические средства обучения: персональные компьютеры, мультимедийный проектор;
программное обеспечение: ОС Windows, программа MS EXCEL.
раздаточные материалы: карточки с заданием.
Метод обучения: практический, наглядный.
Формы учебной работы:
фронтальная работа
индивидуальная работа
Обоснование метода обучения и формы:
Перечисленные выше метод обучения и формы работы:
повышают мотивацию обучающихся;
помогают активизировать внимание обучающихся;
служат формированию у обучающихся творческого подхода к решению задач, четкости и организованности;
План урока:
Организационный момент
Систематизация теоретических знаний
Выполнение практического задания на закрепление материала
Обобщение, осмысление и систематизация знаний.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент (5 мин) Приветствие обучающихся, организация внимания, объявление темы занятия. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Систематизация теоретических знаний (10 мин) Преподаватель проводит актуализацию опорных знаний (фронтальный опрос):
Какие возможности предоставляет деловая графика в электронной таблице?
(Возможность построения диаграмм и графиков по числовым данным в электронной таблице).
Какой редактор используется для построения диаграмм?
(Для построения диаграмм используется мастер диаграмм).
Какие элементы диаграммы являются основными?
(Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат).
Что мы можем делать с диаграммой после её построения?
(Можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности).
Отвечают на вопросы:
Выполнение практического задания (30 мин)
Физкульт-минутка (5минут)
Выполнение практического задания (30 мин)
Преподаватель раздаёт карточки с заданиями для индивидуальной практической работы за компьютером, дает рекомендации по выполнению практической работы, отвечает на вопросы.
Следит, чтобы обучающиеся выполнили физкультминутку через 30 минут работы за компьютером.
Преподаватель осуществляет индивидуальное консультирование по запросу. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в электронной таблице MS Excel.
Подведение итогов урока (7 мин) Просмотр результатов
Выставление оценок Рефлексия: Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения
Домашнее задание
 (3 мин) Построить несколько графиков функций, изучаемых по дисциплине «Математика», в электронной таблице MS Excel. Записывают домашнее задание в тетрадь.