Методическая разработка для урока по химии на тему: Первоначальные химические понятия!

Тема: Первоначальные химические понятия. 8 класс

Автор : Шабанова Инна Александровна учитель МАОУ СОШ №80

Цели: повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях; закрепить умения составлять химические формулы, уравнения реакций, определять тип реакций; производить расчеты по химическим уравнениям.
Оформление: на доске вывеска “Химическая кухня”, меню.
Оборудование: карточки – задания, приборы для проведения эксперимента, рисунок трехъярусного торта и роз его украшения.
Подготовка к уроку.
Подготовку к уроку начинаем заранее. Учащимся сообщаем основные типы заданий и указываем, какие параграфы учебника необходимо повторить.
Жюри и ведущих знакомим с их работой на уроке.
Ребята делятся на три команды (в соответствии с числом рядов). Затем учитель излагает тему, цели урока и правила работы, представляет жюри (ученики 11-го класса, учитель химии), шеф – поваров, которые будут помогать ему в работе.
Члены жюри имеют зачетный лист для каждой команды, и за каждое задание они выставляют баллы: за письменную работу – 5 баллов, за правильный ответ – 1 балл.
Ход урока.
1 – й ШЕФ - ПОВАР. Мы пригласили вас, господа, чтобы сообщить, приятнейшее известие: в нашей “химической кухне” состоится новый набор знатоков и любителей химии. Но, как, того требует традиция, новобранцы должны показать нам свои знания, умения и навыки. Какую тему вы изучали? (Ученики отвечают).
Первоначальные химические понятия? Прекрасно. Это наши любимые понятия химии, из них можно варить такие каши! Они годятся и как приправа к самым изысканным блюдам. Да что там говорить. Сейчас вы сами в этом убедитесь. Вот какое меню мы вам предлагаем. (Читает меню).
2 –й ШЕФ - ПОВАР. Погодите, уважаемый шеф – повар. Сначала нужно проверить, знают ли ребята основные понятия химии.
1 – й ШЕФ – ПОВАР. Конечно, с этого мы и начнем.
Ребята! Вы должны правильно ответить на первую порцию заданий. (Задания вытаскивают из кастрюли.)
Что изучает химия?
Дайте определение физических явлений и приведите примеры.
Дайте определение химических явлений и приведите примеры.
Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.
Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.
Что называется химическим элементом? Почему нельзя отожествлять понятия “химический элемент” и “ простое вещество”?
2 – й ШЕФ – ПОВАР. Хорошо, хорошо. С первой порцией вы справились. А знаете ли вы знаки химических элементов? (Достает из кастрюли химический диктант).


Химический диктант.
Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы, открытый М.В.Ломоносовым в 1748 г., и закон постоянства состава (каждое химическое соединение имеет постоянный состав), сформулированный М.Прустом в 1801 г. Д. Дальтон в 1803 г. ввел понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы водорода, кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначить химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 г. шведский ученый Й. Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначать одной – двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают - , магний - , алюминий - , кремний - , калий - , натрий - , цинк - , железо - , медь - . хром - , кальций - , барий - , бром - , йод - , марганец - , фтор - , бор -
Задание:
1 вариант. Выписать химические символы неметаллов.
II вариант. Выписать химические символы металлов.
1 – й ШЕФ –ПОВАР.Молодцы. Думаю,что такое валентность, вы знаете. Попробуйте назвать элементы, которые в соединениях проявляют переменную валентность. Так, пора вам достать следующую порцию заданий..(Повара раздают их ученикам.)
Возьмите в руки ручки. Ахалай – махалай! Ручки превратились в волшебные палочки, а вы – в волшебников. С помощью волшебных палочек вы выполните задание.
Задание:
1 вариант. Составьте формулы сульфидов следующих металлов: серебра, магния, алюминия, цинка.
II вариант. Определите валентность элементов в соединениях: Co? Fe2O3,Mn2O7,Na2S.
2 – й ШЕФ- ПОВАР. Мне осталось предложить вам ответить на следующие вопросы:
Сформулируйте закон сохранения масс.
С именами каких ученых связаны работы по открытию этого закона?(Р. Бойль, М.В. Ломоносов, А.Л.Лавуазье.)
Какие типы химических реакций вам известны? (Дать определение каждому типу и привести примеры.)
Ребята, я прошу вас выполнить вот эти задания:
1 вариант. Перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы реакций:

P + O2 = P2O5
CuO + C = CO2 + Cu
Fe + CI2 = FeCI3
AgBr = Ag + Br2



II вариант. Перепишите приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты и укажите типы химических реакций:

Mg + O2 = MgO
Al + O2 = Al2O3
AgI = Ag + I2
MnO2 + H2 = Mn + H2O
1 – й ШЕФ – ПОВАР. Как вы справились с этой порцией задания, проверит жюри. Я думаю, вам хватило сообразительности. Сообразительность – качество, нужное всегда и везде, в том числе и на кухне.Для следующего задания вам понадобятся практические умения.
Для проведения эксперимента на демонстрационном столе выставлены в трех экземплярах: разобранный штатив, муфта, кольцо, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, шпатель, чистый стакан, стакан со смесью сахара и мела, колба с водой.
Задание. Собрать штатив. Приготовить фильтр и провести фильтрование смеси.
Выходят по одному участнику из команды. В ходе конкурса учитель следит за работой учащихся, затем комментирует и оценивает их работу.
Все оценки жюри заносит в зачетную ведомость каждой команде.
2 –й ШЕФ – ПОВАР. Наступил самый ответственный момент в нашей работе. Нам предстоит украсить вот этот торт. (Вывешивается рисунок трехъярусного торта без украшения.)
Вы сможете, это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право прикрепить на торт свои украшения – розы. Все зависит от вас. Старайтесь, а иначе торт у вас получится некрасивым и невкусным.
Задание вы сможете выбрать, но помните: тот, кто решит задачу варианта А, получит 5 баллов, В – 4 балла, С – 3 балла. Итак, начинаем.
Вариант А – 1.
Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160г оксида меди?
Вариант А – 2.
Сколько граммов угля сгорает в кислороде, если выделяется 3 моль углекислого газа?
Вариант В – 1.
Ученик должен был взять для реакции 0,2 моль угля. Он отвесил на весах 2г угля.
Правильно ли он выполнил задание?
Вариант В – 2.
Ученик должен был взять для реакции 0.5 моль серы. Он отвесил на весах 8 г серы. Правильно ли он выполнил задание?
Вариант С – 1.
Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.
Вариант С – 2.
Рассчитайте массу 0,5 моль воды.



Выполнив задания, дети подходят к торту и прикрепляют свою розочку.
Члены жюри проверяют и руководят.
1 – й ШЕФ – ПОВАР. Наш экзамен завершен. Сегодня вы “напекли” себе такие оценки!
Жюри сообщает оценки. Называет лучшую команду.
2 – й ШЕФ – ПОВАР. Поздравляю вас. Вы выдержали экзамен, а наша кухня пополнилась новыми мастерами.













1.Закуска холодная из основных понятий
2.Салат из химических знаков
3.Суп с формулами веществ
4.Бифштекс из химических уравнений с
коэффициентной подливкой
5.Чай из экологически чистой воды
6.Десерт – торт с кремом из расчетных задач.
15