Рабочая программа по предмету Математика 4 класс, УМК Школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Средняя общеобразовательная школа №11"
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №
_______________
«____»_______________2015г.
приказ №____ от "___"__________2015г.
Рабочая программа по математике
4 "Г" класс
Составитель: Ермакова Елена Вячеславовна
учитель начальных классов
2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для 4 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 11;
Учебного плана на 2015 - 2016 учебный год МБОУ СОШ № 11;
Авторской программы по математике для 4 класса М. И. Моро, Ю. М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», Москва, «Просвещение» 2012г.;
УМК «Школа России».
Актуальность и назначение данной программы для ОУ:
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Цель данной программы:
Математическое развитие младших школьников;
Формирование системы начальных математических знаний;
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи данной программы:
Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развитие основ логического и, знаково-символического и алгоритмического мышления;
Развитие пространственного воображения;
Развитие математической речи;
Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
Формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
Развитие познавательных способностей;
Воспитание стремления к расширению математических знаний;
Формирование критичности мышления;
Развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Используется учебник М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика 4 класс (в 2-х частях)», М.: Просвещение, 2014.
Данная программа рассчитана на 136 ч, 4 часа в неделю.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Содержание курса
Тема
Авторская программа
Рабочая программа
Числа от 1 до 1000
14
15
Нумерация
12
11
Величины
11
11
Сложение и вычитание
12
12
Умножение и деление
77
71
Итоговое повторение
9
14
Для формирования у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений увеличено количество часов отведенных на изучение темы: «Числа от 1 до 1000», «Итоговое повторение».
Уменьшено количество часов на изучение тем: «Нумерация», «Умножение и деление».
Контрольных работ – 11
Математических диктантов - 6
Планируемые результаты изучения программы
Предметные
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Метапредметные
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Личностные
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата по плану
Дата факт.
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Уч.- лаб.оборудов.
Числа от 1 до 1000 (15 ч)
1
01.09.15
День Знаний.
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Работать в паре.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника, обсуждать высказанные мнения.
2
02.09.15
Повторение. Нумерация чисел
3
04.09.15
Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание
CD-диск
4
07.09.15
Нахождение суммы нескольких слагаемых
CD-диск
5
08.09.15
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.
CD-диск
6
09.09.15
Входная контрольная работа.
7
11.09.15
Умножение трехзначного числа на однозначное.
CD-диск
8
14.09.15
Свойства умножения
9
15.09.15
Алгоритм письменного деления
CD-диск
10
16.09.15
Приемы письменного деления
CD-диск
11
18.09.15
Приемы письменного деления
CD-диск
12
21.09.15
Приемы письменного деления
CD-диск
13
22.09.15
Диаграммы
CD-диск
14
23.09.15
Что узнали. Чему научились
15
25.09.15
Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление».
16
28.09.15
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных.
Числа, которые больше 1000 (104 ч)
Нумерация (11 ч)
17
29.09.15
Класс единиц и класс тысяч
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.
Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.
Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.
Выделять в числе единицы каждого разряда.
Определять и называть общее количество единиц любого разряда.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы.
Оценивать правильность составления числовой последовательности.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100 и 1000 раз.
Собрать информацию о своем городе и на этой основе создать математический справочник «Наш город в числах».
Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
CD-диск
18
30.09.15
Чтение многозначных чисел
CD-диск
19
02.10.15
Запись многозначных чисел
CD-диск
20
05.10.15
Разрядные слагаемые
CD-диск
21
06.10.15
Сравнение чисел
CD-диск
22
07.10.15
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз
CD-диск
23
09.10.15
Математический диктант. Закрепление изученного
24
12.10.15
Класс миллионов. Класс миллиардов.
CD-диск
25
13.10.15
Наши проекты. Что узнали. Чему научились
26
14.10.15
Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»
27
16.10.15
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.
Величины (11 ч)
28
19.10.15
Единицы длины. Километр
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними.
Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними.
Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).
Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.
Переводить одни единицы времени в другие.
Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.
Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.
CD-диск
29
20.10.15
Единицы длины. Закрепление изученного.
30
21.10.15
Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр
CD-диск
31
23.10.15
Таблица единиц площади
CD-диск
32
26.10.15
Измерение площади с помощью палетки
33
27.10.15
Единица массы. Тонна, центнер
CD-диск
34
28.10.15
Единицы времени. Определение времени по часам
CD-диск
35
30.10.15
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда
36
09.11.15
Век. Таблица единиц времени
CD-диск
37
10.11.15
Что узнали. Чему научились
38
11.11.15
Контрольная работа по теме «Величины»
Сложение и вычитание (11 ч)
39
13.11.15
Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).
Выполнять сложение и вычитание значений величин.
Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
40
16.11.15
Нахождение неизвестного слагаемого
CD-диск
41
17.11.15
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого
CD-диск
42
18.11.15
Нахождение нескольких долей целого
CD-диск
43
20.11.15
Решение задач
CD-диск
44
23.11.15
Решение задач
CD-диск
45
24.11.15
Сложение и вычитание величин
CD-диск
46
25.11.15
Решение задач
47
27.11.15
Математический диктант. Что узнали. Чему научились.
48
30.11.15
Странички для любознательных. Задачи-расчеты. Что узнали. Чему научились.
49
01.12.15
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
Умножение и деление (71 ч)
50
02.12.15
Анализ контрольной работы. Свойства умножения
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
CD-диск
51
04.12.15
Письменные приемы умножения
CD-диск
52
07.12.15
Письменные приемы умножения
53
08.12.15
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями
CD-диск
54
09.11.15
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого , неизвестного делителя.
CD-диск
55
11.12.15
Деление с числами 0 и 1
CD-диск
56
14.12.15
Письменные приемы деления
CD-диск
57
15.12.15
Письменные приемы деления
58
16.12.15
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.
59
18.12.15
Закрепление изученного. Решение задач
60
21.12.15
Письменные приемы деления. Решение задач
CD-диск
61
22.12.15
Математический диктант. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились
62
23.12.15
Административная контрольная работа за 1 полугодие
63
25.12.15
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного
64
28.12.15
Умножение и деление на однозначное число
Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.
Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы.
Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000.
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки.
Собирать и систематизировать информацию по разделам.
Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными целями изучения темы.
Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.
Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.
Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат.
CD-диск
65
29.12.15
Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием
CD-диск
66
30.12.15
Решение задач на движение
67
Решение задач на движение
68
Решение задач на движение
69
Странички для любознательных. Проверочная работа.
70
Умножение числа на произведение
71
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
72
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
73
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
74
Математический диктант. Решение задач
75
Перестановка и группировка множителей
76
Что узнали. Чему научились
77
Контрольная работа по теме: «Задачи с величинами: скорость, время, расстояние»
78
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.
79
Деление числа на произведение
80
Деление числа на произведение
81
Деление с остатком на 10, 100, 1000
82
Решение задач
83
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
84
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
85
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
86
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
87
Решение задач
88
Закрепление изученного.
89
Что узнали. Чему научились. Наши проекты.
90
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями
91
Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму
92
Умножение числа на сумму
93
Письменное умножение на двузначное число
94
Письменное умножение на двузначное число
95
Решение задач
96
Математический диктант. Решение задач
97
Письменное умножение на трехзначное число
98
Письменное умножение на трехзначное число
99
Закрепление изученного.
100
Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились
101
Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»
102
Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число
103
Письменное деление с остатком на двузначное число
104
Алгоритм письменного деления на двузначное число
105
Письменное деление на двузначное число
106
Письменное деление на двузначное число
107
Закрепление изученного.
108
Решение задач.
109
Письменное деление на двузначное число. Закрепление.
110
Закрепление изученного. Решение задач
111
Закрепление изученного. Решение задач
112
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»
113
Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление.
Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.
114
Письменное деление на трехзначное число
115
Письменное деление на трехзначное число
116
Математический диктант. Закрепление изученного.
117
Деление с остатком.
118
Деление на трехзначное число. Закрепление.
119
Что узнали. Чему научились.
120
Административная контрольная работа за 2 полугодие .
121
Анализ контрольной работы.
Итоговое повторение (9 ч)
122
Нумерация
Закреплять вычислительные навыки. Принимать и сохранять учебную задачу. Сопоставлять разные способы решения задач. Устанавливать очерёдность действий. Реализовывать способность к самооценки учебной деятельности. Вносить коррективы в собственные действия по итогам самопроверки. Формировать умение рассуждать. Использовать умение регулировать свои действия. Развивать личностный смысл учения. Осмысленно выбирать способы и приёмы действий. Понимать информацию и дополнять недостающими данными. Уметь задавать вопросы. Формировать адекватную самооценку. Делить с остатком. Самостоятельно планировать собственную деятельность. Устанавливать закономерности для продолжения ряда. Критично относиться к своему мнению.
Высказывать свою точку зрения. Осуществлять итог контрольных результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов. Уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную. Адекватно использовать речевые средства. Регулировать своё поведение в соответствии с моральными нормами в учебном процессе.
123
Числа, которые больше 1000. Нумерация.
124
Выражения и уравнения
125
Выражения и уравнения
126
Арифметические действия: сложение и вычитание
127
Арифметические действия: умножение и деление
128
Правила о порядке выполнения действий
129
Правила о порядке выполнения действий
130
Величины
131
Величины
132
Геометрические фигуры.
133
Задачи
134
Решение задач
135
Решение задач на движение
136
Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для ученика:
1. М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова учебник «Математика» 4 класс. «Просвещение» 2014г
2. М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова 4 класс тетрадь по математике № 1, № 2 часть.
3. С. И. Волкова тетрадь по математике «Проверочные работы» 4 класс.
4. Абак, счетный материал, таблицы, линейка, циркуль.
5. Комплект таблиц .
6. Электронное приложение к учебнику « Математика».
Для учителя:
Авторская программа М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика»
М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова учебник «Математика» 4 класс.
М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова 4 класс тетрадь по математике № 1, № 2 часть.
С. И. Волкова. Тетрадь «Проверочные работы». 4 класс.
Т. Н Ситникова, И. Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике». ВАКО 2015.
Г.В. Керова. Сборник текстовых задач: тесты, методика, мониторинг. ВАКО 2010.
КИМ. Математика 4 класс.Т. Н. Ситникова.М. Вако 2015
М.В.Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике 1-4 классы». ВАКО 2011.
Г.В. Керова «Нестандартные задачи по математике 1-4 классы». ВАКО 2013.
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Полный курс математики, 4 класс» АСТ:Астрель, 2014.
Журнал «Начальная школа».
Абак, счетный материал, таблицы, линейка, циркуль
. Комплект таблиц .
. Электронное приложение к учебнику « Математика»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов заместитель директора по УВР
от «___»_____________2015г. _____________
протокол №_________ «____»_________________2015г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
#ђЗаголовок 2Заголовок 415