Методика написания сочинения на литературную тему.
Методика написания сочинения на литературную темуСочинение на литературную тему- это собственные РАЗМЫШЛЕНИЯ пишущего по поводу прочитанного произведения.
Размышления по поводу того,как изображён тот или иной литературный герой;почему лит.герой поступает так или иначе и как его это характеризует;какое-морально-нравственное понятие осмысливает писатель , рассказывая о поступках своего героя;какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писатель и почему они не утратили актуальность в наши дни.
Дано- требуется доказать- доказательство- итогтема вступление осн.часть закл-е
Композиция сочинения трёхчастная:Вступление ( тезис)Основная часть (система доказательств)Заключение ( итог)Кольцевая композиция!
Разновидности сочинений о литературных герояхХарактеристика одного литературного герояСравнительная характеристика двух лит. героев.Групповая характеристика персонажей.Обобщающая характеристика лит-го типа-Образ Софьи и его художественная роль в комедии А. Грибоедова.Образ автора в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»2. Чацкий и Молчалин: сравнительная хар-ка героев…Автор и герой в романе….3. Барская Москва в комедии Грибоедова….Второстепенные и внесценические персонажи и их роль в комедии… 4. Своеобразие трактовок образа «маленького человека»….Женский идеал в произведениях рус. лит-ры
Литературно-критические сочинения Сочинение- анализ определённой темы.Сочинение- характеристика определённого периода в творчестве писателя.Сочинение по проблемам содержания и формы лит. произведения, связанные с анализом различных аспектов поэтики художественного текста.Сочинение, в котором находит отражение важное историческое событие.Сочинение -анализ определённой проблемы.
Сочинение по проблемам содержания и формы лит. произведенияСочинение-анализ эпизода. Функции эпизода:ХарактерологическаяПсихологическаяПоворотнаяОценочная
Сочинение о роли пейзажа Описание картин природы выполняет функции:Помогает обозначит время и место действияЯвляется мотивировкой тех или иных событийСредство раскрытия внутреннего мира герояСоздаёт определённый эмоциональный настрой герояПередаёт национальный колоритРаскрывает авторскую позицию, философские взгляды писателя… для постановки проблемы жизни и смерти
Сочинение- анализ сна или письма литературного героя.Показать:его значение в характеристике героя;его роль в развитии сюжета.
Сочинение- анализ определённой проблемы.Особенности формулировки проблемы: в том числе и как проблемный вопрос, на который нет единственно правильного ответа.«Обломов и Захар : кто у кого в рабстве?»
Выбрали тему сочиненияеё понятийный анализВыделить ключевые Переформулировать темуслова ( не более 1-3) в ряд вопросов Раскрытие этих Дать ответ на эти вопросы понятий в сочине- в сочинениинии
«Чацкий как выразитель декабристских идей»« Чацкий как выразитель декабристских идей» доказать, что Чацкий выражает именно идеи декабристов , т.е. сопоставить его взгляды с декабристскими.
« Моё отношение к Раскольникову»« Моё отношение к Раскольникову»надо рассуждать о тех чертах характера героя, которые вызывают у вас симпатию или антипатию.
«Образ Наполеона в восприятии героев и автора «Война и мир»«Образ Наполеона в восприятии героев и автора «Война и мир» в сочинении нужно не просто сопоставить , как автор и герой относятся к Наполеону, но и выявить причины такого отношения.! Чаще употребляйте в сочинении ключевые слова и однокоренные с ними.
«Барская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума». Что значит «барская Москва»?Кто из героев комедии является представителем барской Москвы. т.е. принадлежит к фамусовскому обществу?Что характерно для всех этих героев?Что больше всего ценится ими в людях и почему?Как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?Совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?..
«Тема гордого одиночества в лирике М. Лермонтова»:в каких стихотворениях поэта звучит эта тема?чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своём творчестве: особенностями мироощущения? фактами биографии? творческим методом?каким обычно изображается герой в произведениях романтизма?почему лирический герой поэзии Лермонтова гордится своим одиночеством?
Возможное вступлениеТема одиночества , невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова . Она звучит уже в ранних стихотворениях «Стансы»(1830), «Парус»(1832), «Нет, я не Байрон…»(1832) и в более поздних – «Как часто , пёстрою толпою окружён»(1840), « И скучно и грустно» (1840), «Листок»(1841) . Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэта, фактами из его биографии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов- поэт-романтик, а, как известно, для романтизма характерен особый герой-одинокая ,гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте…
Тезис в 2-3 предложениях. В нём д/б:Что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?На каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?Как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
Формулируем тезис к теме : «Философская проблематика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».Выделим ключевые слова.Чтобы уточнить, о чём следует писать в основной части, переформулируйте тему в ряд вопросов и кратко на них ответьте.Обобщите ответы , сформулируйте тезис, который будете доказывать.
План сочинения:Вступление.Основная часть:1. 3. А) А)Б) Б)В) В)2. Заключение.А)Б)В)
Варианты вступления к сочинению:Историческое(краткая характеристика эпохи).Аналитическое ( размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом).Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания одного произведения; рассмотрение эволюции взглядов писателя).Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового внёс писатель в развитие литературы). Вступление-характеристика произведения. Если тема предполагает анализ одного или нескольких образов, то во вступлении нужно дать характеристику произведения в целом.
Основная часть сочинения.Это ответы на вопросы, в которые была переформулирована тема.Каждая новая мысль с красной строки!Каждый абзац включает в себя небольшой тезис , его аргументацию и ссылку на текст.Включать цитаты (небольшие по объёму и немного). Назначение цитаты- подтвердить сказанное.
Избегать в основной части!Пересказ произведения.Изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Заключительная часть Если во вступлении мысль только обозначена, то в заключении она высказана полно и подробно !Используйте афоризмы (мысли великих людей), указывайте автора.
По материалам пособия С.Драбкина , Д. Субботина «Допуск к ЕГЭ. Итоговое сочинение по литературе».