Требования к сочинению (общие рекомендации автору творческих работ на литературную тему)


Требования к сочинению (общие рекомендации автору творческих работ на литературную тему) Структура сочинения.  Сочинение должно состоять из следующих частей:- тема;- эпиграф;- вступление;- основная часть;- заключение. 1. ТЕМА ставит проблему, анализ которой и должен составить содержание работы. Начинать работу надо с обдумывания темы, что позволит верно отобрать материал, вспомнить факты и привести аргументы для решения поставленного вопроса. 2. ЭПИГРАФ предваряет изложение и призван раскрыть замысел автора сочинения. Эпиграф не обязателен. Но его удачный выбор способен украсить работу, придать ей глубину и большую содержательность. Хороший эпиграф свидетельствует о начитанности, о понимании идеи сочинения и умении подхватить главную мысль. Неудачный эпиграф оставляет неприятное впечатление и влияет на оценку работы. 3. ВСТУПЛЕНИЕ должно быть небольшим, но ярким, привлекающим внимание. Самое главное — не быть шаблонным. Существует несколько типов вступлений:- историческое. Здесь   дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. Например, вы  выбрали тему «Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху  (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).Уместным в начале этого  сочинения прозвучит анализ особенностей России первой  четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами). К сожалению, историческое введение, встречающееся у абитуриентов, не отличается своеобразием и оригинальностью, поэтому лучше его избегать. - аналитическое. Оно считается наиболее выигрышным, так как дает возможность сразу заявить о себе, как о личности логически мыслящей и способной к критическому анализу. Возьмем, например, тему: «Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова».Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками. Аналитическое вступление подходит не только для тем, включающих литературоведческие термины. Например, Вам попалась тема «Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»». Вот и поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации. - биографическое. К раскрытию темы верный ключ могут дать сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.Возьмем тему «Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский). Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского. Или сочинение на тему «Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни и, в высшей степени, народное произведение». Во вступлении желательно рассказать о том, что это роман в стихах и ни в русской, ни в мировой литературе подобного не было,  он уникален. Порассуждать, почему он стал энциклопедией русской жизни 20-х годов XIX  века. - сравнительное. Оно позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении. Например, сочинение на тему «Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова» можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе. - характеристика произведения уместна в том случае, если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем.Например, сочинение на тему «Трагическая судьба женщины в мире чистогана (по драме А.Н. Островского «Бесприданница»)» логично будет начать с характеристики произведения в целом, его новизны, его значимости. Рассказать об идейном замысле драмы, о глубине реализма А.Н. Островского, о роли русского театра в жизни общества тех лет. - лирическое вступление является универсальным средством, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом.  Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, его личность и творчество  или что заставило Вас полюбить его. Такое вступление, например, подойдет  к сочинению на тему «Мой любимый современный писатель, поэт или драматург». Также вступление обязательно должно содержать мотивировку сужения темы, формулирование именно того вопроса, на котором вы собираетесь остановиться в своем сочинении. 4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой развернутое изложение логически выстроенной цепочки рассуждений на поставленную тему, основанных на системе аргументов, доказательств главной мысли, подкрепленных фактическим материалом. Тема должна быть раскрыта всесторонне, полно, исчерпывающе, потому нужно развивать несколько линий рассуждений, которые в конце должны сойтись в один концептуальный узел. Основная часть состоит из нескольких связанных логически и по замыслу автора содержательных блоков, оформленных абзацами. Недопустим простой пересказ художественного произведения, а если это все-таки произошло, то необходимо дать хотя бы комментарии к тексту. Все изложение должно быть проникнуто авторским началом, должен быть слышен «голос» автора сочинения. 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ — вывод по теме, результат рассуждений. Это то главное, что должно остаться в памяти, когда аргументы могут быть уже забыты. Заключение должно быть кратким и очень выразительным, оно должно звучать как завершающий аккорд. Можно оставить открытый финал, закончив сочинение риторическим вопросом. Цитата автора в качестве заключения приемлема для лирики, но для прозы выглядит достаточно скучно. Сочинение выиграет, если будет соблюден такой важный принцип, как соразмерность частей. Вступление и заключение вместе должны составлять не более 1/4 части всей работы, главная же часть — охватывать 3/4 сочинения. Не следует загромождать сочинение незначительными фактами, второстепенными деталями, сопутствующими размышлениями. Не надо перегружать работу цитатами, но не должно быть и недостатка в цитировании. Цитата — неотъемлемая часть анализа художественного текста. Но использовать их надо разумно, к месту, в меру. Недопустимо чрезмерное увлечение цитированием, особенно, поэтического текста. В таких случаях работа превращается в цепь цитат, как правило, ярких, звучных, сильных, и на их фоне очень невыигрышно  выглядят бледные, беспомощные размышления автора сочинения.  Следует соблюдать правила цитирования:- если вы не помните цитату полностью, то допускаются пропуски чужих слов и высказываний. Этот пропуск обозначается многоточием. Однако нельзя сокращать цитату, нарушая ее смысл. - если вы сомневаетесь в точности цитируемого отрывка из прозаического текста, то его можно пересказать своими словами близко к тексту.  Порядок работы над частями сочинения. Необходимо помнить, что работать над сочинением необходимо не в прямой последовательности частей, а иначе.  1. Работа над ТЕМОЙ сочинения. Тема сочинения обычно предоставляет достаточно широкие возможности автору сочинения, однако нужно быть осторожным: есть вероятность, что за поверхностными рассуждениями ничего стоять не будет, и тема сочинения окажется нераскрытой. Поэтому на этом этапе необходимо разбить тему на несколько вопросов и выбрать из нее тот, на который можно дать простой и аргументированный ответ. 2. После того как тема была сформулирована, необходимо дать однозначный ответ на вопрос сочинения. Отметим, что этот ответ необходимо всегда держать в голове и помнить, что именно ему должно подчиняться содержание ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.  Элементы ответа также следует разбить на части и расположить их в логической последовательности так, чтобы не было никаких отклонений от генеральной линии повествования. 3. Только после написания основной части сочинения следует обратиться к ВСТУПЛЕНИЮ. Вступление должно быть разбито на две части. Первая часть — актуальность темы, значимость для автора сочинения, ассоциации, реминисценции, аллюзии и т. д. Вторая часть — наиболее важная: в ней следует мотивировать сужение темы, аргументировать свой выбор. 4. Последний этап — написание ЗАКЛЮЧЕНИЯ. В этой части необходимо подвести итог основной части, сделать выводы и выйти на больший уровень абстракции и генерализации, связав круг рассмотренных вами вопросов со всем творчеством автора, или каким-то литературным процессом, или историей литературы в целом и т. д.