«КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК «ПАМЯТЬ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Статья: «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК «ПАМЯТЬ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»
Т.А. Свищёва, О.К. Николаева
В статье рассматривается роль краеведческого уголка «Память» в образовательно-воспитательном пространстве учебного заведения. Раскрываются основные направления и формы деятельности уголка по воспитанию гражданско-патриотических качеств подростков как основных качеств личности. Представлен опыт совместной работы педагогов и студентов как актива краеведческого уголка.
Ключевые слова: краеведение, исследовательская деятельность, поисковая работа, направления деятельности краеведческого уголка, формы работы педагогов.
В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения его духовного мира.
В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию.
В современных условиях развития общества возникает угроза размывания этнокультурного слоя народов, проживающих в России. Одним из выходов в данной ситуации является сохранение музеями образцов самобытной российской культуры, обеспечивающих преемственность поколений.
Важным фактором воспитания гражданственности и патриотизма молодежи являются музеи и краеведческие уголки образовательных учреждений. Именно они дают возможность воспитывать у молодёжи такие качества, как духовность, патриотизм, общественную активность.
Местный материал – это средство активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяющее воспитывать у российских граждан чувства любви и долга к своему Отечеству, качеств гражданина, что является одним из приоритетных направлений государства и находит своё отражение в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю. В любом случае, возросшее внимание к краеведению – явление положительное, способствующее духовному возрождению России, восстановлению утраченных страниц ее истории, которые ранее считались малозначительными. В техникуме действует краеведческий уголок, который является не только хранителем истории родного края, но и одним из эффективных средств обучения и воспитания студентов.
Целью создания краеведческого уголка в 2001 году явилась необходимость создания условий для расширения воспитательного пространства через призму исторического прошлого родного края для развития навыков исследовательской работы студентов, поддержке их творческих способностей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Более десяти лет назад были определены задачи краеведческого уголка, которые не потеряли своей актуальности и сегодня – прививать интерес к истории родного края, используя элементы народной культуры; формирование уважения к народным традициям, желание познать новое через исторические события прошлого; воспитание любви к родному краю, уважения к людям труда, истории своего народа; развитие творческой самостоятельности и общественной активности студентов в процессе сбора, исследования, обработки и оформления и пропаганда источников по истории родного края.
Приоритетными направлениями работы краеведческого уголка:
1. Прошлое и настоящее родного края.
2. Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
3. Создание базы для проведения учебных экскурсий по истории и краеведению.
На сегодняшний день, краеведческий уголок имеет богатый опыт работы по воспитанию гражданско-патриотических качеств подростков. Основной фонд уголка образуют подлинные предметы, вещественные и письменные памятники - орудия труда, предметы быта и домашняя утварь, одежда, личные вещи, ксерокопии рукописных документов, личное дело ветерана ВОВ и др.
Собранный краеведческий материал - это результат совместной многолетней поисково-собирательной и исследовательской деятельности актива краеведческого уголка, в который входят педагоги и студенты техникума.
Актив на базе краеведческого уголка проводит уроки и внеурочные мероприятия, традиционными из которых являются разнообразные экскурсии («История возникновения чувашского этноса», «Материальная культура чувашского народа», «Вехи Памяти» и др.), уроки мужества («Дважды рождённый…», «Блокадный Ленинград»), презентация буклетов и фотоальбомов. Педагоги и студенты обращаются сюда за материалом для подготовки докладов, рефератов, классных часов, проектов и исследовательских работ.
Обучение примерами живой преемственности - из рук в руки, а не по книжкам - особенно ценны и важны в развитии традиционного народного творчества, в формировании духовно-нравственной личности.
Работа в этом направлении - шаг к духовному единению, которого так не хватает сейчас и нам, и нашим детям, и которое в народной традиции лежало в основе уклада жизни. Крестьянский быт меняется. И уже почти забыли прялку, соху, туесок. Но полностью похоронить традиции невозможно, ведь они - часть духовной культуры и не исчезнут, пока мы их помним, пока есть народные мастера, пока живет в нас духовная потребность видеть прекрасное рядом.
Образовательно-воспитательными направлениями в работе краеведческого уголка являются:
- военно-патриотическое, которое предполагает участие педагогов и студентов в республиканских и городских акциях, посвящённых годовщине Победы в ВОВ 1941-1945 гг.; проведение внеклассных мероприятий, связанных с боевыми событиями времён ВОВ и современного периода истории; участие в республиканских играх юнармейского движения; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла, участниками военных конфликтов; организацию тематических (передвижных) выставок.Всё это предусматривает такие формы работы как практические занятия, военно-спортивные эстафеты и игры, викторины «Долг и честь», «Послание Президента», конкурсы рисунков и стихов, конкурс экскурсоводов, акция «Свеча памяти».
- социально-педагогическое, основная задача которого формирование социальной компетентности подрастающего поколения. Реализация данного направления проходит через участие в поисковой работе; встречи с интересными людьми, которые помогают студентам узнать историю и проблемы родного края изнутри; исследовательскую деятельность; овладение основами экскурсионной работы, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий; коллективную деятельность, которая учит выбирать своих лидеров, аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, решения. - культурологическое направление осуществляется через комплекс занятий и мероприятий творческого и поискового характера. Основной формой деятельности в этом направлении является работа по изучению и сохранению, развитию традиционных народных ремесел, что создаёт условия для успешной их социализации, трудовой и бытовой адаптации. Знакомясь с культурно-историческим наследием Чувашского края большое внимание уделяется изучению творчества народных мастеров, художников, скульпторов, писателей, поэтов. В плане организации досуга обучающихся проводятся традиционные мероприятия: «Рождественские посиделки», походы, профессиональные конкурсы, экскурсии по городу, посещение выставок.
- инновационная деятельность уголка предусматривает создание здоровьесберегающей образовательной среды; внедрение в процесс деятельности новых технологий (модульной, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах), информационных технологий наряду с использованием проектной и исследовательской деятельности. Внедрение информационных технологий в музейную педагогику образовательных учреждений, в частности перевод на электронные носители музейных фондов; разработку и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных коллекций. Инновационной формой работы уголка «Память» является виртуальный музей, благодаря которому любой человек может стать его посетителем, и электронный архив «Книга Памяти» (находится на стадии переводы в электронный вариант).
В связи с вышеизложенным одним их приоритетных направлений деятельности краеведческого уголка «Память» будет являться создание виртуальных экспозиций и выставок, что будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному, нравственному развитию и возможности получения социального опыта, а также будет служить своеобразным способом передачи опыта работы в области краеведения.
Всё это должно обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательно-краеведческого процесса в техникуме, возможность выбора студентами привлекательной для них формы деятельности.
Восстановление вечного духовного движения круга жизни зависит от того, продолжаем ли мы линию своего рода или нет, дорожим ли местом, где родились и живем.
Оформленная музейная экспозиция «Предметы крестьянского быта» стала основой экскурсии «Материальная культура чувашского народа».
Эстетико-нравственные идеалы в фольклоре являются эффективным средством воспитания любви к своему народу, стремления стать патриотом малой Родины и России, формирования особой духовно-нравственной среды. В краеведческом уголке собрана коллекция льняных полотенец, украшенных вышивкой в различной технике - гладь, вышивка крестом; рисунок представляет собой растительный орнамент.
В краеведческом уголке «Память» создана экспозиция «Национальная одежда и украшения чувашского народа», включающая женские и мужские рубахи, женское пальто, передники, головные уборы, женские нагрудные украшения. Коллекция традиционной одежды невелика – всего 14 экспонатов.
К предметам материальной культуры относятся также и денежные знаки.
В экспозиционной коллекции «Нумизматика» представлены очень редкие монеты и бумажные знаки разных эпох – от Екатерины II до современного этапа. Металлическая монета 1772 года с вензелем Екатерины II номиналом 3 копейки и Государственный кредитный билет 1899 года периода правления Николая I номиналом 50 рублей для истории бесценны!
Экспозиция «Уголок Боевой Славы» включающий три раздела - «Победившие войну» (представлены судьбы земляков, которые не только участвовали в войне, приближая нашу Победу, но и после войны активно включились в работу по восстановлению народного хозяйства и воспитанию подрастающего поколения), «Дважды рождённый» (повествует о Воронкове Николае Ивановиче и шести его товарищах, которые чудом спаслись при трагических событиях 1955 года на линкоре «Новороссийск»), «Они исполнили солдатский долг суровый» (рассказывает о героизме тех, кто исполнял солдатский долг в «горячих точках» России).
Любая экспозиция является уникальной своеобразной книгой, которая «пишется» составляющими её экспонатами.
Безмолвно лежат в тишине краеведческого уголка экспонаты, пока к ним не прикоснуться ветераны или юные экскурсоводы. Тогда они оживают, унося всех нас в прошлое, вслед за героической историей страны, за бессмертными подвигами ее участников.
Фотографии, пожелтевшие от времени фронтовые письма и газеты, потрескавшаяся кожа командирского планшета, нагрудные медали. Много хранит наш уголок. Здесь можно услышать рассказ участника войны, прошедшего с боями до Берлина. Здесь бывают родственники солдат, не вернувшихся с войны.
Краеведческий уголок продолжает пополняться, хотя в последние годы остается все меньше живых свидетелей самых ярких и памятных страниц прошедшего века, тем более ценными становится каждая встреча с ними, каждое сказанное ими слово.
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Растущему человеку необходимо объяснить, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. Поэтому деятельность актива краеведческого уголка в перспективе направлена на разработку эскизов экспозиций, дизайнерское оформление пространства краеведческого уголка, накопление краеведческого материала, расширение тематики музейных уроков, создание медиатеки краеведческого уголка, организацию встреч с ветеранами и тружениками тыла ВОВ, участниками межрегиональных конфликтов, пополнение экспозиций виртуального музея и создание электронного архива «Книга Памяти».
Краеведческий уголок – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы актива уголка.
Экспозиции краеведческого уголка «Память» интегрированы в учебно-воспитательный процесс техникума через определенные формы деятельности и связаны с преподаванием многих учебных дисциплин, на которых формируются компетенции студентов, помогают более продуктивной адаптации ребят в образовательный процесс.
Человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна побеждает время. Наша задача, задача руководителей краеведческих уголков и музеев, заключается в том, чтобы как можно эффективнее использовать весь уникальный, информационный потенциал музейных предметов с пользой для дела – для воспитания и образования подрастающего духовно-нравственного поколения граждан России.
Литература:
Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.
Тимакова, Н.Г. «К вопросу патриотического воспитания студенческой молодежи». Среднее профессиональное образование. – 2011. – №5. – С.24-25.