Использование возможностей интерактивной доски при организации итогового повторения материала в рамках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в химии


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ПЕРВОМАЙСКИЙ» ДЕРГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Использование возможностей
интерактивной доски при организации итогового повторения материала
в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА в химии
Учитель химии
МОУ «СОШ п. Первомайский»
Кириченко Е.Н.
Январь 2015г.
В контексте модернизации российского образования использование информационных технологий на уроке переходит из разряда рекомендуемого в разряд обязательного. Согласно новому единому квалификационному справочнику должностей от 26 августа 2010 г. «учитель осуществляет обучение используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы,… обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы,… проводит учебные занятия, опираясь на современные информационные технологии и методики обучения,… оценивает эффективность и результаты обучения используя компьютерные технологии. Учитель должен знать: средства обучения и их дидактические возможности; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием». Т.о. использование ИТ в образовательном процессе с прошлого года входит в функциональные обязанности учителя.
Но если к компьютерам, принтерам, сканера, модемам мы уже привыкли, то интерактивная доска для многих из нас остается лишь модным предметом интерьера классной комнаты. А это, по меньшей мере, не справедливо. Ведь интерактивная доска значительно увеличивает возможности педагога, оставаясь при этом максимально простой и удобной в использовании.
Разные модели интерактивных досок обладают разным программным обеспечением и разными возможностями.
Функции интерактивной доски на уроке вне зависимости от ее производителя можно условно разделить на следующие группы:
обучающие;
контролирующие;
тренировочные;
творческие;
демонстрационные.
Мне бы хотелось подробно остановиться на тех приемах, которые каждый педагог может использовать при организации итогового повторения материала в рамках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по химии.
На своих занятиях я часто использую информационные листы. Это теоретический материал по отрабатываемой теме с пропущенными терминами или формулами. В начале урока я вывожу информационный лист на экран и предлагаю одному из учеников заполнить пробелы. Преимущество интерактивной доски перед обычной в этом случае, в возможности обучающегося с помощью специального маркера непосредственно в тексте на экране заполнять пробелы. А учителю нет необходимости записывать текст на доске, что экономить время и дает возможность использовать информационный лист неоднократно. Такая форма работы дает возможность достаточно быстро в комплексе повторить теоретический материал и задействует не только слуховую, но и зрительную память учащихся.
Контролировать выполнение простых заданий можно с помощью эффекта «шторки», которая позволяет скрывать часть экрана на которой расположены ответы к высвеченным заданиям. Если в программном обеспечении вашей доски нет такой функции, то этого же можно добиться с помощью анимации в среде Power Point. Причем область доски можно разделить на три части: первая часть для заданий, вторая - для возможных ответов учеников, а третья - для правильные ответов. Преимуществом интерактивной доски является так же возможность демонстрировать работы учеников. Это могут быть работы выполненные вашими учениками. Причем на экран можно вывести и сравнить несколько вариантов решения. А могут быть работы, предлагаемые для оценки членам региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ и ГИА в новой форме. Это дает возможность ребятам не только проанализировать работу, но и оценит ее в соответствии с предложенными критериями. Что в дальнейшем поможет им предотвратить ошибки на экзамене. Задания можно скачать на сайте www.fipi.ru во вкладке «эксперты предметных комиссий».
При работе с учащимися 9-х классов может быть полезна возможность передвигать объекты при выполнении заданий на соответствие
Перечисленные выше приемы может использовать в своей работе каждый более или менее знакомый с компьютером педагог, но помимо этого в продаже существуем множество дисков с различными тестами, динамическими моделями, графопостроителями и т.д. Все эти средства наглядности делают урок ярким и насыщенным. Для каждой модели интерактивной доски в Интернете можно найти программное обеспечение непосредственно для занятий химией. А это удовольствие, к сожалению, далеко не бесплатное.
Приведенные примеры иллюстрируют лишь небольшую часть возможностей интерактивной доски при организации итогового повторения материала. О ее применении на обычных уроках и при организации воспитательной работы с учащимися можно говорить часами.
Однако при работе с интерактивной доской нельзя забывать про методические основы построения урока и существующие риски. Использование на уроке компьютерных технологий свыше 20 минут, может привести к возникновению усталости у учащихся, они перестают понимать новую информацию, не могут ее осмыслить на должном уровне. Превышение временного режима работы с такими средствами может вызвать утомляемость, снижение остроты зрения.
Надо помнить, что увлечение интерактивными средствами обучения не способствует в должной мере развитию навыков речи и письма учащихся, не может заменить «живое» общение с учителем и сверстниками.
Таким образом, интерактивная доска – это не только средство наглядности, ее применение существенно увеличивает эффективность урока в плане насыщенности информацией, позволяет проработать на уроке гораздо больше учебного материала.
Наряду с этим ее использование обязывает педагога более тщательно и кропотливо готовиться к уроку, в чем на мой взгляд и проявляется его профессионализм.