Методические рекомендации по предмету теория и устройство судна для специальности 23.02.01.51 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волжский государственный университет водного транспорта»
Пермский филиал
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА
Для специальности
23.02.01.51 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)
г. Пермь
2015
ОДОБРЕНО:
На ЦМК дисциплин водного и автомобильного транспорта
Протокол № _______ от «______» ______________ 2015 г.
Председатель ЦМК:
________________________/_________________/
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………….……4
Самостоятельная работа №1……………………………………….7
Самостоятельная работа №2……………………………………….8
Самостоятельная работа №3……………………………………….9
Самостоятельная работа №4…………………………………..….10
Самостоятельная работа №5………………………………..…….11
Самостоятельная работа №6…………………………………..….12
Самостоятельная работа №7……………………………………...13
Самостоятельная работа №8…………………………………..….14
Самостоятельная работа №9……………………………………...15
Самостоятельная работа №10…………………………………….16
Самостоятельная работа №11…………………………………….17
Самостоятельная работа №12…………………………………….18
Самостоятельная работа №13…………………………………….19
Самостоятельная работа №14…………………………………….20
Самостоятельная работа №15…………………………………….21
Самостоятельная работа №16…………………………………….22
Учебно-методическое и информационное обеспечение……......23
Пояснительная записка
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по дисциплине «Теория и устройство судна» предназначены для курсантов ФГБОУ ВО «ВГУВТ» по специальности 190701.51 Организация перевозок и управление на транспорте;
Цель методических указаний: оказание помощи курсантам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине « Теория и устройство судна».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят курсантам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
ОК 11. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
2.1. Управление и эксплуатация судна.
ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками;
ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса
2.2. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
ПК 2.1.Организовывать работу персонала по планированию и организации   перевозочного процесса.
ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.
ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
2.3. Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке  перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Теория и устройство судна» курсанты доложены:
- уметь:
Применять информацию об остойчивости судна, диаграммы, устройства и компьютерные программы для расчета остойчивости в неповрежденном состоянии судна и в случае частичной потери плавучести.
-знать:
основные конструктивные элементы судна;
геометрию корпуса и плавучесть судна;
изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль;
основы прочности корпуса;
судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;
требования к остойчивости судна;
теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств;
условия остойчивости в неповрежденном состоянии для всех условий загрузки;
маневренные, инерционные и эксплуатационные качества;
ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;
техническое обслуживание судна;
Самостоятельная работа №1
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.1. «Конструкция корпуса судна»
Занятие: «Современные судостроительные материалы»
Цель работы: Изучить физические и химические свойства материалов применяемых в современном судостроении;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Историческая справка (суда из дерева и кожи животных);
Основные виды и типы материалов применяемых в современном судостроении;
Классификация судостроительных сталей, размерности листов и маркировка;
Алюминиевые сплавы в судостроении;
Пластмасса и резина;
Новейшие материалы и методы обработки судостроительных материалов.
Выполнить графическую работу:
На данные ответы выполнить рисунки (не менее 3).
Самостоятельная работа №2
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.1. «Конструкция корпуса судна»
Занятие: «Конструкция корпуса скоростных и стоечных судов»
Цель работы: Изучить конструкцию корпуса скоростных и стоечных судов;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Конструкция корпуса землесоса;
Конструкция самоходных, стоечных, многочерпаковых, штанговых земснарядов;
Нагрузки воспринимаемые корпусами стоечных судов;
Конструкция судов из лёгких сплавов.
Выполнить графическую работу:
Выполнить теоретический чертёж стоечных и скоростных судов (не менее 4).
Самостоятельная работа №3
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.1. «Конструкция корпуса судна»
Занятие: «Фальшборт и леерное ограждение, поручни, трапы и их крепления.»
Цель работы: Изучить элементы фальшборта и леерного ограждения, поручни, трапы и их крепления;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Назначение и устройство фальшборта, клюзы, гельмпорты;
Назначение и устройство леерного ограждения (виды ограждения);
Дать определение и назначение трапам, сходням, аппарелям, поручням, клюзам.
Выполнить графическую работу:
На данные ответы выполнить рисунки (не менее 5).
Самостоятельная работа №4
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.1. «Конструкция корпуса судна»
Занятие: «Устройство внутренних помещений современных судов.»
Цель работы: Изучить устройство внутренних помещений современных судов;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Виды расположения надстроек;
Типы помещений по назначению;
Устройство ГКП и радиорубки на современных крупнотоннажных судах;
Устройство МО и ЦПУ на современных крупнотоннажных судах;
Виды и оборудование помещений для досуга;
Каюты и кубрики на современных крупнотоннажных судах.
Выполнить графическую работу:
На данные ответы выполнить рисунки (не менее 7).
Самостоятельная работа №5
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.2. «Вооружение и оборудование судна»
Занятие: «Разновидности судовых якорей»
Цель работы: Изучить разновидности судовых якорей;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Назначение видов якорей;
Перечислить основные виды становых якорей (не менее 10), дать характеристику каждому (преимущества и недостатки);
Дать характеристику мертвых якорей и перечислить их виды (не менее 5);
Выполнить графическую работу:
Выполнить рисунки предложенных видов якорей (не менее 15).
Самостоятельная работа №6
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.2. «Вооружение и оборудование судна»
Занятие: «Индивидуальные и коллективные спасательные средства»
Цель работы: Изучить индивидуальные и коллективные спасательные средства;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Виды и характеристики индивидуальных спасательных средств;
Виды, характеристики и снабжение коллективных спасательных средств.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 12).
Самостоятельная работа №7
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.3. «Судовые устройства»
Занятие: «Внешние и внутренние сигнальные системы»
Цель работы: Изучить внешние и внутренние сигнальные системы;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Назначение и общая схема расположения комадно-вещательной установки;
Судовая звуковая сигнализация;
Виды радиостанций применяемых на судах смешанного (река-море) и морского исполнения (не менее 5), ГМССБ, судовая система оповещения (согласно МК ОСПС);
Световая сигнализация.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 10).
Самостоятельная работа №8
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.3. «Судовые устройства»
Занятие: «Конструкции мачт, грузовых устройств.»
Цель работы: Изучить конструкции мачт, грузовых устройств;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Дать определение рангоута, виды мачт и их элементы.
Назначение и оборудование мачт на современных транспортных судах;
Назначение и виды грузовых стрел;
Требование РРР к грузовым стрелам.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 3).
Самостоятельная работа №9
Раздел: 1. «Устройство корпуса судна»
Тема: 1.3. «Судовые устройства»
Занятие: «Конструкции и разновидности шлюпбалок»
Цель работы: Изучить конструкции и разновидности шлюпбалок;
Закрепить полученные теоретические знания;
Применят информационную технологию и Интернет-ресурсы в изучении материала;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Типы и конструкции шлюпбалок (не менее 4);
Преимущества и недостатки шлюпбалок разных конструкций;
Требования РРР к шлюпбалкам.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 4).
Самостоятельная работа №10
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Теоретический чертеж судна, его назначение»
Цель работы:Изучить теоретический чертеж судна;
Ознакомиться с судостроительным черчением;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Дать определения базовым координатным плоскостям и указать их на выполненном рисунке;
Дать определения сечениям базовых плоскостей проекций и указать их на выполненном рисунке;
Какие размерения является основными параметрами сетки теоретического чертежа;
Как образуются теоретические шпации;
Основные масштабы при выполнении теоретического чертежа.
Выполнить графическую работу:
Вычертить пример теоретического чертежа корпуса судна.

Самостоятельная работа №11
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Определение объемного водоизмещения по теоретическому чертежу»
Цель работы:Определить объемное водоизмещение по теоретическому чертежу;
Ознакомиться с судостроительным черчением;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Рассчитать коэффициент общей полноты водоизмещения по общей формуле;
Рассчитать коэффициент полноты ватерлинии по общей формуле;
Рассчитать коэффициент полноты мидель-шпангоута по общей формуле;
Рассчитать коэффициент продольной полноты по общей формуле.
Самостоятельная работа №12
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Грузовая шкала, грузовой размер»
Цель работы:Изучить грузовую шкала, грузовой размер;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Грузовая марка Эммануэля Плимсона;
Грузовая марка для речных судов (знак грузовой марки РРР);
Грузовая марка для морских судов (знак грузовой марки РМР);
Требования ИМО к запасу плавучести судов совершающих международные морские рейсы.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 3).
Самостоятельная работа №13
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Определение изменения осадки при приеме и снятии груза»
Цель работы:Изучить понятия и термины при изменении осадки при приеме и снятии груза;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Определения осадки судна методом драфт-сюрвея;
Определение осадки судна береговым измерительным комплексом;
Коэффициенты начального и конечного сюрвея.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 3).
Самостоятельная работа №14
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Определение крена и дифферента при перемещении груза»
Цель работы:Изучить определение крена и дифферента при перемещении груза;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Пантокарены, метацентр и метацентрическая высота, центр величины и метацентрический радиус;
Продольная и поперечная остойчивость;
Вертикальное перемещение груза;
Поперечное горизонтальное перемещение груза.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 4).
Самостоятельная работа №15
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Работа со статической и динамической диаграммой остойчивости»
Цель работы:Научиться работать со статической и динамической диаграммой остойчивости;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Работа с диаграммой статической остойчивости;
Работа с диаграммой динамической остойчивости;
Нормирование остойчивости.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 3).
Самостоятельная работа №16
Раздел: 2. «Основы теории судна»
Тема: 2.1. «Мореходные качества судна»
Занятие: «Снятие судна с мели»
Цель работы:Изучить способы и методы снятия судна с мели при изменении посадки судна;
Закрепить полученные теоретические знания;
Воспитать чувство ответственности при самостоятельном изучении материала.
Задание: Самостоятельно по учебнику и материалам Интернет-ресурса изучить данный материал
Письменно в тетради для самостоятельных работ ответить на вопросы:
Паузка;
Взятие и снятие балласта;
Другие способы снятия судна с мели.
Выполнить графическую работу:
Ответы пояснить рисунками (не менее 5).
Учебно – методическое и информационное обеспечение
а) основная литература:
1. Н.Г. Смирнов. Теория и устройство судна, учебник. М.: «Транспорт», 1992.
2. Горячев А.М. Устройство и основы теории морских судов: Учебник для ССУЗов. - М.: "Судостроение", 1983.
3. Жинкин В.Б. Теория и устройство корабля: Учебник. - СПб.: Судостроение, 2002.
4. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник для ССУЗов. - Л.: Судостроение, 1970.
б) дополнительная литература:
1. Наумов А.И. Теория устройства судна. - М.: Транспорт, 1964
2. Российский Морской Регистр Судоходства. - СПб.: "Судостроение", 1999
3. Тихомиров Н.А. Терия и устройство судна внутреннего плавания: Учебник для ССУЗов. - М.: "Транспорт", 1965
в) информационно – справочные и поисковые системы:
1.     www. morkniga.ru
2. www. morsar.ru
3. www. Syipinternord.ru
4. www. morehod.ru
5. www. Imo.org
6. www. muga.narod.ru
7. www. marinereproftest.narod.ru
8. www. netharbout. Ru.
9. www. moryak.biz.
10. www. marine-academy.com.