Проект использования методик формирующего оценивания с целью получения качественного продукта проектной деятельности
Проект использования методик формирующего оценивания с целью
получения качественного продукта проектной деятельности
Подчеркнем, что основой методики проектной деятельности является самостоятельная деятельность учащихся, контролируемая учителем, то есть, мы оцениваем не только результат, но и деятельность. Оценивание в проектной методике ориентировано на процесс, поэтому должно осуществляться не только в конце проекта, но и до начала и в ходе проекта. Прежде всего, каждому учителю необходимо составить план оценивания проекта, который ответит на следующие важные вопросы:
Какие методы использовать, чтобы оценить готовность учеников к работе над проектом?
Какие продукты или действия будут включены в проект, чтобы ученики могли показать свои знания и умения?
Как будет показано и оценено качество работы? Как привлечь учеников и помочь им понять ожидания от проекта и критерии оценивания?
Какие методы наблюдения и отчета использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы? Какие навыки наблюдения и отчета необходимо разработать?
Как отслеживать понимание учеников и помогать им в случае необходимости?
Какие методы оценивания помогут ученикам осмысливать собственную учебу и учителю контролировать их понимание?
Какие методы использовать в конце проекта для проверки конечных знаний и умений? Как оценивать качество работы?
Как ученики узнают, что они добились целей своего обучения?
Далее нам представляется более удобным представить таблицу формирующего оценивания проекта.
Этап Цель Метод
До начала проекта Определение потребностей учащихся Изучение работ учеников, графический секретарь, знаю-интересуюсь-умею схемы, думать-объединяться-делиться, мозговой штурм
Развитие самостоятельности и взаимодействия План проекта, самооценка и рефлексия, обратная связь от одноклассников, наблюдения групп, обсуждение правил и критериев
В ходе работы над проектом Наблюдение за процессом Интересные случаи, файл статистики, контрольный перечень прогресса, отчет по выполнению, встречи и конференции
После завершения работы над проектом Проверка понимания Письменные дневники, видео и фото журналы, интервью и наблюдения, опросники, тесты и викторины, сводная оценочная таблица, итоговое обсуждение, рецензии, взаимооценкаНеобходимо отметить, что данные использованные в таблице не являются нашим собственным изобретением, а лишь выборочной презентацией реально действующих методов формирующего оценивания для эффективной проектной деятельности. Каждый учитель выбирает те или иные методы в зависимости от возраста учащихся, специфики темы проекта и прочих факторов. Однако, необходимо помнить, что представленная схема четко показывает этапы работы над проектом и цели использования тех или иных методик. Было нелогичным представлять здесь объяснение каждого из методов, они имеются в ссылке На наш взгляд, обучение и организация учителем детей для работы над проектом требует колоссального мастерства и профессионализма учителя, многому он будет учиться сам в процессе работы с детьми. Неоспоримым является тот факт, что подобный вид деятельности абсолютно необходим современным детям, но временно и энергозатратен, поэтому должен проводиться не чаще двух раз в год. Хотя все разработки методов и инструментов есть у компаний Google и Intel в помощь современным учителям и ученикам, и при наличии у школы цифровых и сетевых возможностей, формирующее оценивание на всех этапах работы над проектом может стать менее трудоемким.