Презентация (доклад): «Сущность, специфика и особенности использования мультимедиа как средства повышения эффективности обучения»


В начале XXI века социальные и культурные изменения были связаны со становлением информационного общества.В этой связи и образование перестраивает-ся на новую систему подготовки обучающихся к жизни в информационной цивилизации.Современный педагог должен вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определенной учебной области, но и, используя компьютерные технологии, формировать у обучающегося культуру работы с информацией. Во время занятий, лекций часто требуется использование демонстрационного материала. В прежние времена для этих целей рисовались плакаты на листах ватмана, затем появилась проекционная техника. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика. Слово «презентация» в переводе с английского означает представление, демонстрация. Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, объединенных одной общей темой, идеей. Отдельный слайд может содержать текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, фотографии, входящие в демонстрационный материал. При необходимости можно включить видео, звук и анимацию. Использование мультимедийных элементов позволяет значительно повысить степень восприятия предоставляемой информации аудиторией. Технические средства для применения мультимедиа Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы.Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию учебного материала и повышает интерес к новой теме. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе.Преподаватель эффективнее использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.Готовясь к лекции, преподаватель должен разработать необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации.Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Занимаясь подготовкой мультимедийного занятия, разработчик должен учитывать советы дизайнеров о сочетании и оптимальном количестве цветов на экране, а также рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную деятельность.Видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих обучающихся на диалог. Ни в коем случае не стоит допускать превращения их в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видео-фрагмента живой речью преподавателя и учащихся. Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном занятии фрагменты видеофильмов.Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения.Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем преподавателю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как преподаватель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Преподаватель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание занятия, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс обучающихся. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон занятия. Плюсы использования мультимедиа:экономя время, преподаватель может увеличить плотность занятия, обогатить его новым содержанием;снимается проблема потери контакта с аудиторией при отворачивании преподавателя к доске;в режиме мультимедийного сопровождения преподаватель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учащихся, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. В заключение хотелось бы отметить:сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования, поэтому и проекты учащихся могут использоваться для проведения мультимедийных занятий; необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности ; только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного процесса возможен положительный результат мультимедиа занятий для подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе. Вывод: мультимедийные презентации позволяют повысить качество усвоения учебного материала и выступают эффективным средством обучения.