Открытый урок по теме : «Музыкальный диктант», 4 класс вокально-хорового отделения, отделение «Фортепиано»
МАУ ДОД «Детская школа искусств»
г. Лихославль
Открытый урок по теме : «Музыкальный диктант» с учащимися 4 класса вокально-хорового отделения, отделения «Фортепиано»
Подготовила:
Преподаватель теоретических дисциплин
МАУ ДОД «ДШИ»
Пшеничная И.Н.
2013 г.
Введение.
Методическое сообщение по теме «Музыкальный диктант».
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Основная причина этого заключается в том, что диктант является суммирующей формой работы. Диктант развивает музыкальную память учащихся, требует активизации самых разных навыков: слышать ступени, виды мелодического движения, разбираться в размерах и ритмических группах, анализировать музыкальную форму и её элементы.
В младших классах используются подготовительные упражнения: ритмические диктанты, записать ритмический рисунок на стихотворение, дописать фразу, вопрос-ответ, двухтакты и т.д.
В средних классах, учащиеся уже владеют определенными теоретическими знаниями, пишут диктанты осознанно, и анализируя.
В своей работе использую разные сборники диктантов (Фридкин, Долматова, Домогадская, Металлиди и др.)
В настоящее время работаю с учебным пособием «Музыкальные диктанты» Фроловой. В этом пособии есть нотные примеры с «подсказками», и «ошибками», что дает возможность работать не с пустыми нотными строками, а почти с готовым нотным текстом. Прослушивая примеры, учащимся нужно будет лишь дописать недостающие ноты, размер или ритм.
Работая с мелодией, дети обретают навыки мелодического мышления, корректируя размер или ритм – метрического и ритмического мышления, обнаруживая повторы мотивов и фраз – научатся анализировать музыкальную форму.
Содержание разделов данного пособия соответствует требованиям по сольфеджио для ДМШ и ДШИ.
В них отражается последовательный рост мелодических и ритмических сложностей, также освоение новых тональностей, принцип от простого к сложному.
Главное оптимизировать учебный процесс. Сделать процесс записи диктантов интересным, доставляющим удовольствие и наслаждение.
План открытого урока по предмету сольфеджио для учащихся 4 класса фортепианного и вокально-хорового отделения.
Тема: «Музыкальный диктант».
Тип урока: изучение и закрепление темы «Музыкальный диктант». Представление нового учебного пособия «Музыкальные диктант» Фролова.
Вид урока: традиционный.
Цель урока: освоение теоретических и практических необходимых навыков в процессе записи музыкального диктанта.
Задачи:
- обрести навыки мелодического мышления, метро- ритмического мышления;
- обретение навыка анализа музыкальной формы (мотив, фраза, предложение)
- ознакомление с различными видами мелодического движения.
Форма работы: групповая.
Перечень наглядных пособий, раздаточных материалов, источники информации:
- раздаточный материал (карточки, музыкальные примеры из пособия Фроловой «Музыкальные диктанты».- пособие Фролова «Музыкальные диктанты»;
- Калмыков – Фридкин, 1ч., 2 ч..Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Структура урока:
Организационный момент – 3 мин.;
Экспресс-опрос по теории («вопрос-ответ») групповая форма 5-6 мин.;
Письменная работа по карточкам (индивидуальная форма);
Повторение темы: «Интервалы с обращениями» (от звука), «Трезвучия с обращениями 10 мин.;
Сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации (виды диктанта, анализ музыкальной формы, виды мелодических движений и т.д).
Форма: беседа- диалог 10 мин.;
Применение знаний (практическая работа) 15-20 мин.;
Информация о домашнем задании (2-3 мин.);
Подведение итогов работы.
Описание урока:
Приветствие. Подготовка к уроку.
Экспресс – опрос по теории (в устной форме). Вопрос-ответ
Что такое : гамма, интервалы, трезвучие, три вида минора, вводные устойчивые, главные ступени, консонанс, диссонанс ?
Раздаются карточки, выполняется письменная работа по темам:
-«Интервалы с обращениями» (от звука);
- «Трезвучие с обращениями» (в тональности)
4. Форма беседа – диалог. Осознание и осмысление учебной информации о музыкальном диктанте.
Что главное в диктанте? (ритм, мелодия, размер)
Что первично определяем в диктанте? (размер, сильная доля)
Строение мелодии? (мотив, фраза, предложение)
Виды мелодических движений?
5.Для выполнения практической работы раздаются задания из пособия Фроловой «Музыкальные диктанты».
№ 145, № 151 Дописать недостающие ноты, мотивы, фразы.
Спеть гамму. Соль мажор, спеть упражнение: I – III – V, VII – I, VI-V, IV-III, II –I;
Форма написания диктанта – групповая ( 2 ученика), индивидуальная.
Девизы: «Кто лучше!», «Кто быстрее!».
Форма : игровая.
6. Домашнее задание – транспонировать диктант № 151 в A dur.
Повторить номера по сольфеджио.
7.Подведение итогов работы. В форме вопросов-ответов закрепляются знания по теме «Музыкальный диктант».
Выставляются оценки за экспресс-опрос, письменную работу и за диктант.