ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
М.А. Чегошева,
МБОУ «Малосалаирская СОШ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Российское общество предъявляет сегодня школе новые требования. Они обусловлены переходом старшей школы на профильное обучение и сдачей итоговой государственной аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Существенно меняется роль ученика в учебном процессе. Он не должен ограничивается пассивным восприятием текста с последующим его воспроизводством и совершением с ним логических операций.
Ученик должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. В связи с этим очевидной стала необходимость комплексного подхода к системе оценивания.
Хорошо поставленный контроль позволяет не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала в соответствии со стандартом, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
В работе использую следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный (периодический) и итоговый.
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года. Определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Текущий контроль содержит следующие виды:
фронтальный опрос,
индивидуальный опрос,
письменные работы,
тесты и контрольные работы.
Итоговый контроль позволяет судить об общих достижениях учащихся, осуществляется на экзаменах по выбору (9-10 классы). Итоговый контроль в 11-м классе осуществляется в форме ЕГЭ (стандартизованный диагностический тест). Данная система контроля в качестве основной формы (или метода) контроля предусматривает тестирование, в том числе компьютерное.
Считаю, что использование тестовой методики контроля является одним из средств повышения уровня обученности учащихся и подготовки к ЕГЭ. Этот метод представляет собой стандартизированную процедуру объективного измерения образовательных достижений испытуемого по различным разделам учебного предмета. Его преимущество перед традиционными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются следующие:
более высокая, чем в традиционных методах, объективность;
ёмкость и объемность;
высокая точность измерения учебных достижений за счет дифференцированных шкал, содержащих больше градаций оценки;
наглядность: использование широких возможностей компьютерных технологий, цвет, видео, музыка, графика, рисунки и т.д.;
гуманизм: предоставление равных возможностей для всех; ученик получает право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет;
устранение рутинной работы учителя.
Имеются различные методики обработки результатов тестовых исследований. Наиболее распространенная состоит в том, что разработчик присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом, процентом. Различают также два подхода к анализу результатов тестов. В одних случаях результаты тестов сравниваются со средним результатом по какой-либо группе, который принимается за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму.
Второй подход дает тесты, ориентированные на критерий. Он имеет большое распространение сегодня и состоит в том, что индивидуальные результаты тестирования сопоставляются с заранее определенными критериями. Большое значение в этом случае имеет разработка критериев, основанная на анализе учебного материала и определяющая, что собственно должны знать и уметь учащиеся к концу изучения такого-то курса.
Именно такая система контроля позволяет в условиях профильного обучения качественно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Литература:
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. – 130 с.
Амонашвили. Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1994. - 296 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.,: Логос, 2004.-384 с.
Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе (на материале предметов гуманитарного цикла). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Брянск, 2004. – 21 с.
Ксендзова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя М.: Педагогическое общество России. 2000. - с. 68-72.
Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001.- 432 с.
Пидкасистый П.П. Педагогика. М. Владос, 1991, с.355-359.
Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. с. 59-60.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во Магистр, 1997.-223 с.
15