ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЯТИКЛАССНИКАМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.


ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЯТИКЛАССНИКАМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
Любой переходный период в жизни человека связан с трудностями. Переход из начальной школы в среднюю не стал исключением. В традиционной психологии переход в пятый класс принято считать проблемным. Этот период открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. В этот период особые требования предъявляются к развитию учебной самостоятельности как ответственного поведения. Ведущей деятельностью пятиклассников становится- общение со сверстниками, возникает потребность самоутверждения. Важным моментом в этом возрасте является формирование адекватной самооценки.
Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (3)
Мы исследовали самооценку пятиклассников с помощью методики Т.В.Дембо- С.Я Рубинштейн в модификации А.М Прихожан. Исследования показывают, что 25% обучающихся с непродуктивной самооценкой , 15% обучающихся имеют низкую самооценку. Следовательно, актуальной является проблема оказания психологической помощи пятиклассников в формировании самооценки.
Нами была разработана психологическая программа, ориентированная на развитие навыков самопознания, коммуникативной культуры подростков и формирования адекватной самооценки. Занятия подобраны, таким образом, чтобы решить основные вопросы, на которые ищет ответы подросток: «Кто я такой? Каким меня воспринимают окружающие? Как научиться понимать себя и других людей?» Программа включает в себя практические упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики.
Занятия имеют свою структуру:
Вводная часть: Приветствие. Упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
Разминка в виде игры , способствующая включению в групповую работу
Основная часть – упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации их достижения. Так же в ходе занятий проводятся групповые дискуссии, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуации. В конце каждого занятия проводится рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи.
Использование данной программы выявило ее достаточную эффективность. Наблюдения показали, что Обучающиеся стали лучше осознавать и выражать свои чувства, понимать и принимать себя; снизилась потребность самоутверждения посредством демонстративного отклоняющегося поведения, за счет того что у них формируется адекватная самооценка. Из этого следует, что систематическая и целенаправленная работа по психологическому развитию обучающихся в школе необходима.