Особенности изучения лирических, эпических и драматических произведений в школе
Методическая разработка
Особенности изучения
лирических, эпических и драматических
произведений в школе
Автор: Кондаурова Лариса Николаевна, учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы, ГБОУ РБЛИ город Уфа Республики Башкортостан.
Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических принципов и понятий, связанных с литературой.
При всех различиях программ в них просматриваются общие тенденции: обоснование синтеза литературоведческого анализа и восприятия произведения как словесного искусства; техники чтения и развития опыта речевой творческой деятельности обучаемых, их эстетическое воспитание.
Художественное осмысление литературных творений позволит учителю избежать использования литературы как повода для всевозможных построений «окололитературного характера. Цель же эстетического постижения – не получение информации, а возникновение сопереживания и сотворчества с автором, возникновение диалога, поэтому на первый план выдвигается формирование эстетически развитого читателя, способного воспринимать произведение, приближаясь к позиции автора, и способного самостоятельно оценивать художественное явление, то есть творить свой художественный мир.
Эта сложнейшая научно-методическая проблема может быть решена только на уровне восприятия литературного текста как искусства слова, поэтому эстетически целесообразно отказаться от исключительно репродуктивного подхода к литературным произведениям (а именно от рассмотрения текста только через пересказ сюжетов, действий героев, когда преобладающими заданиями становятся: «Прочитай, перескажи! О чем рассказывается в этом стихотворении?» и т.п.). Прочтение текста как искусства слова порождает состояние самораскрытия юного читателя, открытия им окружающего мира, природы, родного дома, зарождение понимания своего места в ряду этих ценностей.
Анализ в единстве содержания и формы может быть успешно решен только при глубоком научном понимании сложного и своеобразного мира лирики, эпоса и драмы. Даже приблизительное освоение жанрово-родовых характеристик литературных произведений приводит учителя к весьма серьезным ошибкам теоретического плана. Самая распространенная из них – обособленное рассмотрение содержания и формы произведения.
Особенности изучения лирических произведений школе
План выражения в лирике проявляется в «образе – переживании, выражении чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными переживаниями». Принципиальное отличие выразительных средств от изобразительных заключается в том, что первые служат не смысловым сообщениям, а пробуждению эмоций, настроений, возникновению чувственных ассоциаций.
Рассмотрим в свете этих положений стихотворение И.Бунина «Розы».
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
Вот один из вариантов эстетического прочтения стихотворения И.А. Бунина «Розы».
Выразительное чтение, передающее интонации текста, его многогранность.
Ребята, вы послушали стихотворение Ивана Алексеевича Бунина, которое вызвало у вас, наверное, чувства, какие-то переживания. А теперь прочтите внимательно это произведение сами и скажите, какие слова или предложения наиболее точно передадут ваши чувства?
Это задание носит личностно-ориентированный характер: оно позволяет выявить уровень эстетического воспитания обучаемого и его индивидуальность. В этом моменте раскрывается каждый ребёнок в его способностях воспринимать образную систему стихотворения. Предположительно одни дети заметят «две розы», другие, - как «солнце и лазурь мигали», третьи – «день сиял». В такой ситуации учитель должен методично верно найти путь, который ему позволит ему открыть красоту и полноту жизни, выраженную автором. Дважды повторённый образ – день сиял – является центральным, потому что концентрирует и общую тональность и позволяет увидеть каждого ученика в момент воображения.
С какого слова начинается сиянье дня? (с первого – «блистал»)
Проследите все проявления этого сиянья на протяжении всего стихотворения. Дети, вероятно, более склонны раньше заметить цветовое сиянье. Это первая и очень важная ступень в восприятии текста как искусства слова, поэтому целесообразны такие вопросы, как:
Какие цвета сияют перед вашим взором? Какими именами прилагательными вы бы определили это сиянье? Какое настроение вызывает у вас это чудо цвета?
Углубление и обогащение восприятия детей произойдёт тогда, когда учитель заострит внимание детей на 3 строфе. Здесь необходимо выразительное чтение учащихся.
Что вы услышали в этой части? Как сочетание согласных звуков передаёт звук грома?
А почему автор поставил союз – но -?Что он обозначает в нашей речи?
Прочтите, что следует за этим союзом?
Какую музыку вы услышали?
Уместно ли автором сказано: «Пели пчёлы, звенели мухи»? (музыка природы).
А почему за этими звуками снова повторяется – день сиял -? Это не лёгкий вопрос для детей, и учитель в своём комментарии может раскрыть художественную многогранность образа – день сиял. Именно в этом образе и выразилась вся красота, полнота и радость жизни природы, переживаемые автором, который свои открытия подарил читателю в словесных образах.
Почему «облака лепились, сад глядел, пели пчёлы, пробегали потоки, солнце и лазурь мигали, а розы головки… клоня, улыбались сквозь слёзы…»? какое впечатление создают эти образы? (Природа, как живая, такой приём называется олицетворением. Интересно бы это слово разобрать по составу).Вывод. Автор с помощью олицетворения создаёт живые звуки и зрительные, прекрасные картины, которые вызывают счастливые переживания.
Какой самый выразительный образ, на ваш взгляд, в этом стихотворении? (Розы)
Как вы думаете, почему розы нередко становятся предметом поэзии у многих авторов? ( Надо подчеркнуть мысль о совершенстве формы розы, её абсолютной красоте, идеале красоты).
В суждениях детей здесь запрограммировано понимание темы бунинского стихотворения. ( Хорошо бы принести в класс две розы?..).
Какое новое чувство вы пережили, читая это стихотворение? Какое самое сильное впечатление вы получили, читая стихотворение И.А.Бунина?
Особенности изучения эпических произведений школе
Искусство слова в эпосе произрастает из характера изобразительности, изображения, то есть представления реальности в образах, картинах. От эмоционально-выразительного слова в лирике слово эпоса отличается изобразительностью и изображаемостью, оно само по себе в художественном контексте становится эстетическим свершением. Заметим, что в художественном эпическом высказывании слово не говорит о событии, оно само по себе событие, оно не о чувстве и разуме, а воплощение, чувства, разума, события.
Проанализируем в этом аспекте рассказ Л.Н. Толстого «Орел».
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.
Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.
Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,— нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.
Вопросы и задания к тексту:
Ребята, перечитайте рассказ и скажите, какое слово повторяется в рассказе? (Кричать)
Кто первым закричал в рассказе? (Люди)
Представьте, как они кричали?
Что вы можете сказать об этих людях? Какими словами, вы бы их охарактеризовали?
С чем же сочетался их крик? ( С действиями: «бросали в орла каменьями»)
Для чего столько энергии потратили люди? Может на них напали враги, или им грозила опасность?
Кто ещё кричал? (птенцы, это был плач от голода). Прочтите этот отрывок внимательно.
Так почему же закричал орёл? Учителю необходимо раскрыть художественную многомерность этого слова. (Крик от возмущения, крик боли, крик от физического бессилия, крик отчаяния, крик, который помогает преодолеть самого себя, собраться с силами и лететь).
Найдите слова и выражения, которые показывают изменения в поведении орла? (летел тихо и низко: он оглянулся; быстро сложил крылья)
Представьте поведение изменившегося орла и прочитайте так, что бы мы поняли, что это орёл с другим опытом жизни.
Ребята, скажите, почему орёл изменился? Может он струсил? Напишите об этом сочинение-рассуждение (домашнее задание).
Особенности изучения драматических произведений школе
Драматический род литературы имеет ряд своеобразных характеристик, которые обусловлены природой сценического искусства. Выступая в жанрах комедии, трагедии, драмы, трагикомедии, мелодрамы и т.д., он предназначен для восприятия зрителя. Диалоги рождаются сменой реплик, которые становятся художественными средствами.
Проанализируем сказку-пьесу современной писательницы Людмилы Петрушевской «Все непонятливые».
Шла курица по улице.
Видит, червячок дорогу переползает.
Остановилась курица, взяла червячка за шиворот и говорит:– Его везде ищут, а он тут гуляет! Ну-ка, пойдем скорее, у нас обед сейчас, я тебя приглашаю. А червячок говорит:– Я совершенно ничего не понимаю, что вы говорите. У вас рот чем-то такое набит,– вы выплюньте, а потом скажите, что вам надо.
А курица действительно держала ртом червячка за шиворот и поэтому говорить как следует не могла. Она ответила:– Его в гости приглашают, а он еще важничает. Ну-ка, пошли!
Но червячок еще крепче схватился за землю и сказал:– Я все-таки вас не понимаю.
В это время сзади подъехал грузовик и сказал:– В чем дело? Освободите дорогу.
А курица набитым ртом ему отвечает:– Да вот тут один сидит посреди дороги, я его тащу уходить, а он упирается. Может быть, вы мне поможете?
Грузовик говорит:– Я что-то вас не очень понимаю. Я чувствую, что вы что-то просите, это я понял по выражению вашего голоса. Но о чем вы просите, я не понимаю.
Курица как можно медленней сказала:– Помогите мне, пожалуйста, вытащить вот этого из грязи. Он тут засел в пылище, а мы его к обеду ждем.
Грузовик опять ничего не понял и спросил:– Вам нездоровится?
Курица молча пожала плечами, и у червячка оторвалась пуговица на воротнике из-за этого.
Грузовик тогда сказал:– Может быть, у вас болит горло? Вы не отвечайте голосом, а просто кивайте, если «да», или помотайте головой, если «нет».
Курица в ответ кивнула, и червячок тоже кивнул, поскольку его воротник находился во рту у курицы.
Грузовик спросил:– Может быть, вызвать врача?
Курица сильно замотала головой, и червячок из-за этого тоже очень сильно заболтал головой.
Грузовик сказал:– Ничего, вы не стесняйтесь, я на колесах, могу съездить за врачом – здесь всего две минуты. Так я поехал?
Тут червячок стал вырываться изо всех сил, и курица поневоле из-за этого несколько раз кивнула.
Грузовик сказал:– Тогда я поехал.
И через две секунды врач был уже около курицы. Врач сказал ей:– Скажите «А».
Курица сказала «А», но вместо «А» у нее получилось «М», потому что рот у нее был занят воротником червяка.
Врач сказал:– У нее сильная ангина. Все горло заложено. Сделаем ей сейчас укол.
Тут курица сказала:– Не надо мне укола.
– Что? – переспросил врач. – Я не понял. Вы просите два укола? Сейчас сделаем два.
Курица тогда выплюнула воротник червячка и сказала:– Какие вы все непонятливые!
Грузовик с врачом улыбнулись.
А червячок уже сидел дома и пришивал к воротнику пуговицу.
Сказка разыгрывается по ролям. Задача: найти художественно адекватное исполнение сказки, проясняя понимание жанровых признаков комедии (комедии положений и характеров)
Какое общее впечатление у вас вызвало зто произведение Л. Петрушевской?
Объясните, как писательница создала комические ситуации?
Какие приёмы она использовала для этого? Расскажите.
Как вы думаете, какие комические приёмы больше всего помогают раскрыть внутренний мир героев? Приведите примеры и зачитайте их.
Представьте курицу. Что вы можете о ней сказать? Сыграйте роль курицы.
Какие сказочные ситуации раскрывают характер грузовичка? Изобразите его.
Что спасло червячка? Какие интонации вы услышали в голосе червячка?
Какие слова Л. Петрушевской являются подсказкой для исполнения ролей персонажей этого произведения
Какая мудрость заключена в названии сказки? Какие слова близки по своему значению к слову «непонятливые». Подберите их.
Таким образом, методика анализа драматургического текста должна быть обусловлена жанрово-родовыми принципами, её цель и назначение различными режиссёрскими и актёрскими средствами вызывать у юных читателей и зрителей воображение, развивать фантазию, творческие способности. В воображении и роли актёра ребёнок становится раскованным и пластичным в действии, более самостоятельным в мысли речевой деятельности. Такое состояние рождается при вхождении в мир драмы, через осмысление её сюжета, композиции, интонационного строя, своеобразия слова. Уроки восприятия драматических произведений от «эмоции формы» к содержанию чрезвычайно благотворны для общего развития личности школьника.