Конспект урока по познанию мира Изменение форм поверхности земли человеком (4класс)
Урок по познанию мира. 4 класс.
Тема:«Изменение форм поверхности земли человеком».
Цель урока:
•организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий искусственных форм земли (курган, карьер, террикон); применению полученных знаний в разнообразных ситуациях.
Задачи урока:
•получить общие представления об изменении поверхности земли в результате деятельности природных факторов и человека;
•изучить искусственные формы суши;
•на основе представлений, полученной дополнительной информации , наблюдений составить кластер «Факторы, способствующие изменению земной поверхности», «Изменение облика земли людьми»;
•смоделировать пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.
•развивать патриотические чувства.
•воспитывать любовь к Родине.
Оборудование урока:
•средства интерактивной доски, компьютерное оборудование;
•учебник «Познание мира» 4 класс, «Атамұра», 2011;
•мультимедийные слайды.
•цветные карандаши, шаблоны РК, заготовки из цветной бумаги, альбомная бумага, клей.
Методы и приемы:
•деятельностный метод;
•методы научного познания;
•анализ, сравнение, сопоставление.
Форма урока: урок – путешествие.
Ход урока.
1.Психологический настрой.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки поднимите их и соедините. Мы образовали шанырак. Шанырак – это символ семьи, а мы с вами большая семья. Какой должна быть семья? (крепкая, дружная, все должны любить и уважать друг друга) Наши руки - уики, посмотрите друг на друга. Вы все разные, но вместе, пока мы едины, мы непобедимы. Мы все можем, у нас все получается. Давайте повторим это хором.
- А теперь мы отправимся в путешествие по Казахстану. Расправьте руки, взлетаем и летим к своим рабочим местам.
1. Проверка д/з.
- Покажите территорию, которую мы сейчас облетам. Какова ее площадь? (2700000кв км). Запись в тетрадях.
Наклейте в тетради контур нашей страны по шаблону в тетрадях.
- С какими странами граничит РК? Покажите и напишите в тетрадях (Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Китай, Россия).
- В какие цвета окрашена большая часть физической карты Казахстана?
- Что обозначает зеленый цвет поможет отгадать загадка.
У подножия вершины
Есть зеленые ....
(равнины)
- Что такое равнины? (Ровная, без гор и больших холмов земная поверхность.)
Что такое низменности? Какие низменности есть в Казахстане? (Прикаспийская, Туранская?) Нанесите их себе на карту.
- Что обозначает желтый и коричневый цвет?
Почтенный возраст,
Огромный рост-
Взметнулись чуть-лиНе до звёзд (Горы)
- Что такое горы? (обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами)
- В Какой части нашей страны находятся горы? (На юге и юго-востоке) Закрасьте их. Какие горы вы знаете? (Улытау, Шынгыстау, Каратау, Кокшетау, Илейский Алатау, Тянь-Шань)
- Горы выглядят могучими, но так ли это? (нет, они разрушаются) Тому подтверждение горы Сарыарки, над которыми мы пролетаем.
Какие факторы влияют на разрушение горных пород? ( Кластер №1: температура, ветер, вода, растения, человек).
Вывесить на доске.
2. Тема урока.
- Посмотрите на иллюстрацию, кто здесь изменил поверхность земли? (человек)
- Итак, тема нашего урока: изменение поверхности земли человеком.
- Как люди меняют облик нашей земли? ( Кластер №2: строят плотины, создают каналы, вырубают леса, проникают в недра, распахивают землю). Вывесить на доске.
А сейчас мы пролетаем над холмами.
Откройте учебник на стр 35, 2 абзац с зеленой линией. Прочитайте. Читает 1 ребенок.
- Что такое курганы? (холм над могилой) Запись в тетради.
Летим дальше. Смотрите впереди знаменитый город Караганда? Чем он знаменит? (город шахтеров)
Читаем 3 абзац. Читает вслух один ученик.
- Что такое терриконы? (горы пустой породы, извлеченной из шахт)
- Посмотрите как они образуются (показ слайдов)
- Почему терриконы являются источником загрязнения воздуха? (пустая порода перемешана в них с угольной пылью)
- Сейчас наш самолет делает посадку. Дорога была утомительной, нам надо размяться.
Физмин.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились. Повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем.
Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
3. Практическая работа. Групповая аппликация.
- Сейчас мы поработаем экологами. Кто такие экологи? (Эколог занимается исследованием допустимости и критичности ситуаций, связанных с нерациональными и опасными способами вмешательства в естественную природную среду.)
- Как вы думаете? Что люди предпринимают по борьбе с терриконами?
Читаем. Стр 36, 2 абзац.
(Их превращают в террасы.Посыпают землей и высаживают растения.)
Выполнение аппликации 1.
- Теперь они приносят вред? (Нет.Они приносят пользу)
- А нам пора лететь в Аркалык. Там находится месторождение бакситов.
- Посмотрите какие огромные ямы остались в местах, где добыча полезных ископаемых ведется открытым способом. Как называются эти ямы? ( карьеры)
Запись в тетрадях: карьеры – огромные ямы в местах, где добыча полезных ископаемых ведется открытым способом.
-Как теперь мы можем помочь?
Чтение 4 абзаца.
Выполнение аппликации 2.
-Нам пора возвращаться домой на полуостров Мангышлак. А чем богат Мангышлак? (нефтью)
- Люди добывают нефть и газ, а что остается вместо них? (пустота) Что происходит на местах, где под землей пустота? (обвалы и землетрясения)
- Что же мы будем делать, как спасти землю?
Чтение. Стр37, 2обзац.
Выполнение аппликация 3.
Выставка работ.
3. Итог.
- В результате каких действий человека поверхность земли подвергается изменениям?
- Что может сделать человек, чтобы исправить тот вред, который он нанес?
4. Рефлексия.
-Понравился ли вам урок? Какие чувства вы испытывали, пролетая над нашей Родиной.
И закончить урок я хочу словами Н. А. Назарбаева: «Нам надлежит гордится тем, что мы – страна с необозримыми просторами, великолепными городами и освященной древностью историей!»
Тема урока: «Изменение форм поверхности земли человеком».
Кластер №1. «Факторы, способствующие изменению земной поверхности»:
1. ________________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
4.________________________________________________________
5. __________________________________________________________
Кластер №2. «Изменение облика земли людьми»:
1.____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5._____________________________________________________________
Курганы - ___________________________________________________
Терриконы – ____________________________________________________
Карьеры - _______________________________________________________