Памятка по работе над ошибками (1 — 4 класс).
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
1. Ошибки на пропуск букв, искажение слова, замену букв. Выпиши слово, правильно раздели на слоги, определи количество гласных и согласных.
Делай так: со/ба/ка - 3 гл., 3 с.
2. Перенос слова.
Выпиши слово, раздели его на слоги, раздели для переноса.
Делай так:у/че/ник, уче-ник
кол/лек/ци/я, кол-лек-ция3. Большая буква в собственных именах.
Выпиши слово, напиши ещё два на это же правило.
Делай так: Катя, Лена, Вера
Москва, Киев, Минск
4. Безударные гласные, непроверяемые ударением.
Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, подчеркни безударные гласные,придумай и запиши с этим словом предложение.
Делай так:Огурец - огуречный - огурчик.
Мы собрали хороший урожай огурцов.
5."Ь" - показатель мягкости согласных.
Выпиши слово, подчеркни мягкий знак "ь" с согласной. Запиши 4 слова на это правило.
Делай так:коньки, пеньки, конь, лень, осень
6. Гласные после шипящих ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.
Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящих, допиши еще 4 слова на это правило.
Делай так:машина, лыжи, ландыши, ежи
7.Сочетания ЧК-ЧН-ЧТ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ, НТ,СТ,СН,ЗД,ЗН пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши 3 слова на это правило.Делай так:почка, кочка, ночной, сорочка
8. Безударные гласные в корне слова.
Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное слово.Делай так: моря – морской, моряк , море
9. Звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово, подчеркни сомнительную согласную, подбери к нему однокоренные, подчеркнисреди них проверочное.Делай так:дубки, дуб, дубок, дубовый.
10. Удвоенные согласные. Выпиши слово. Разбери слово по составу. ( рассада )
Определи почему пишется удвоенная согласная:
-на стыке корня и суффикса:
осень - осенний-на стыке приставки и корня:
рассада, поддержать, рассказ
-в корне:
суббота, масса, перрон
Допиши 1 -2 слова на это же правило.
Делай так:рассада, вводить, оттепель, манная, сонная,
длинный, класс, ванна, кассa11.Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово. Подбери к нему несколько родственных слов, выдели корень, подчеркни проверочное.
Делай так:звёздный, звезда, звездочка
12.Разделительный "Ь" мягкий знак пиши в корне слова после согласной перед гласными и, е, ё, я, ю.
Выпиши слово, выдели корень. Подчеркни согласный одной чертой, гласный – двумя. Допиши 4 слова на это правило.
Делай так:птичьи, лисьи, вьюга, листья, платье.
13.Разделительный "Ъ" твердый знак пишется после приставок на согласную перед гласными корня е, ё, я, ю.
Выпиши слово, выдели приставку. Подчеркни согласный одной чертой, гласный – двумя. Допиши 4 слова на это правило.
Делай так:, подъезд, съёжился, объявление, съел.
14.Правописание предлога.
ЗАПОМНИ! Предлог - это часть речи. Он пишется отдельно.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос. Докажи, что это предлог.
Делай так:По небу плывут грозовые тучи.
по_небу (какому?)
по_темному небу.
По_лесной дорожке пробежал ежик.Не смешивай приставку с предлогом.Например: Лодка отплыла от_ берега.
15.Правописание приставок.
ЗАПОМНИ! Приставка - это часть слова. Она пишется со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так:заехал, уехал, приехал, отъехал
16."Не" с глаголами пишется отдельно.
Выпиши глагол с частицей "не". Запиши ещё 2 слова с этой частицей.Делай так:не_пришёл, не_выучил, не_понял17. Запомни суффиксы:
-еньк--ов-
маленькийберёзовый
беленькийкленовый
-н--ск- длинныйродительский осеннийучительский весеннийВыпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это правило.Делай так:чёрненький, славненький, родненький
18. Напиши слово пять раз, запомни его правописание.
19. Суффиксы ИК – ЕК.
Чтобы из суффиксов –ек,-ик выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса: нет кого? (чего?). Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек, если остался –ик.
Делай так: нет чего? ключика – ключик; нет кого? сыночка – сыночек
20. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Напиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 4 слова на это правило.
Делай так: мышь ж.р. дочь, печь, брошь, тишь; луч м.р. борщ, ключ, плащ, плач21. Сложные слова – слова с двумя корнями.
Если в слове два корня, то соединяться они будут гласными О или Е.
Выпиши слово, выдели в нём корни. Подчеркни соединительный гласный.
Делай так: самолет, пылесос, пароход
22. Твёрдый согласный Ц.
После Ц пишется Ы в окончаниях множественного числа. В корнях слов чаще пишется И, кроме слов-исключений: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнул, цыц.
Выпиши слово. Приведи ещё два примера на это правило.
Делай так: молодцы, птенцы, синицы
цирк, циркуль, цитрусовый
23. Сочетания тся и ться в глаголах.
Поставь к слову вопрос, если в вопросе есть ь знак, то и в ответе он будет.
Делай так: хочет (что делать?) учиться
он (что делает?) учится
24. Неопределённая форма глагола.
В неопределённой форме глагола, если она оканчивается не на – ти, всегда пишется ь.(-ть, -чь)
Выпиши слово, подчеркни примету неопределённой формы, напиши ещё два примера.
Делай так: беречь, стеречь, печь.
25 . Падежные окончания имён существительных.
Выпиши существительное, подчеркни окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 4 существительных этого же склонения, в том же падеже.
Делай так: В деревне - деревня 1 скл. П.п. в избушке, в корзине
26. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Поставь вопрос от существительного к прилагательному, определи род, падеж. Запиши 3 прилагательных с существительными в том же роде и падеже.
Делай так: спелого яблока яблока (какого?) спелого - ср., р., Р.п.
голубого озера, красивого дерева, синего неба.
Проверяй написание безударных окончаний прилагательных по вопросам: какая? какое? какого? о каком? какие?
27. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
ЗАПОМНИ! В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь пишешь, стучишь. Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: читаешь - 1сп., 2л., ед.ч.
рисуешь, танцуешь, гуляешь
28. Правописание безударных окончаний глаголов.
ЗАПОМНИ! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.
Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы I спряжения
Окончания глаголов I спряжения -ешь,-ет,-ем,-ете,-ут/ют/ II спряжения -ишь,-ит,-им,-ите, -ат/ят/
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило
Делай так: строим - строить 2 спр,2л, мн.ч.
держим, тащим, купим
29. Родовые окончания глаголов прошедшего времени
В предложении род глагола в прошедшем времени зависит от рода имени существительного, к которому глагол относится. Найди существительное, определи его род, вспомни окончание, напиши его в глаголе.
Делай так: Солнце светило (ср.р.), звезда светила (ж.р.)
30. Суффиксы глаголов прошедшего времени.
В глаголе прошедшего времени пиши перед - л тот же суффикс , что и в неопределенной форме перед – тьВыпиши глагол. Поставь его в неопределенную форму. Выдели суффиксы.
Делай так: увидел - увидеть, услышал – услышать
31. Гласные и согласные в приставках .Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку . Запиши ещё 2 слова с той же приставкой.
Делай так: Полетели, посмотрели, потянули.
32. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. Знаки препинания при однородных членах
О, О
О и ОО, а ОО, но О
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
33. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
34. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.
Делай так: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
35. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.
Делай так: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.