Конспект урока Подготовка к сочинению-рассуждениюВ жизни всегда есть место подвигу



Урок русского языка в 8 класс
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г.о. Лосино-Петровский
Моклюк Татьяна Петровна
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «В жизни всегда есть место подвигу»
Урок – творческая мастерская
Эпиграфы к уроку:
«В жизни всегда есть место подвигу»
(А.М. Горький)
Я называю героем лишь того, кто был велик сердцем.
(Р.Роллан)
Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала.
(О.Бальзак»Самое трудное- мужество повседневного, многолетнего труда.
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
(В.А. Сухомлинский)
Цели:
Образовательные:
продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
продолжить формирование умения адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение, аргументировать выдвигаемые суждения.
Развивающие:
обучать основным приёмам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, доказательство);
развивать познавательный интерес школьников к учению, творческую активность;
развивать критическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать любовь к ближнему, чувство долга и ответственности за совершаемые поступки;
формировать личность и гражданскую позицию ученика.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: подвиг, героизм.
К уроку было дано опережающее задание (за неделю):
-прочитать произведение А.Куприна «Чудесный доктор»;
-лексическая работа/словарная/
-работа с интернетом (соцопрос)
-вспомнить план, по которому пишется сочинение-рассуждение
Ход урока
Сообщение темы и целей урока.
Прочтите тему урока. На доске: Подготовка к сочинению-рассуждению на тему: «…»(СЛАЙД № 1)
(Тема будет написана в конце урока). У нас урок – творческая мастерская. Что мы должны сделать на уроке? Каких целей достичь?
У каждого из вас на уроке будет оценочный лист, вы сами в конце урока поставите себе оценки. Уже сейчас в колонке «Знаю» вы можете проставить баллы
Подготовка к восприятию. Вызов.
1.Видео(Лиза Глинка, волонтеры по поиску людей, подвиг со спасением из огня)
Как вы думаете, о чем эти видеозарисовки?
Почему я такие, казалось бы, разные по тематике видеоэпизоды подготовила?
А может быть они не такие уж и разные?
Что их объединяет?
(примерные ответы: люди совершают добрые дела, помогают людям, мальчик совершил подвиг,)Можем ли мы сказать, что действия главных героев в видеосюжетах совершаются в трудных условиях?
Как вы думаете, важные по своему значению совершаются поступки?
Положительный доблестный оттенок несут дела этих людей?
2.Словарная работа.
А) Подвиг. Работа со словом
(Послушайте словарную статью из словаря Ушакова и попробуйте определить слово, значение которого будет озвучено. Это слово будет базовым при формулировке темы урока )-Борисова Вика
В словаре русского языка Д. Н. Ушакова подвиг определяется так: «Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский п.П.ученого // чего. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-н. (книжн.). П. любви» (Ушаков, 3, с. 369). (СЛАЙД№ 2)
(-Запись в тетрадь)
Обратите внимание, Д, Н.Ушаков слово подвиг ассоциирует не только с понятием военные подвиги. Какие сферы упомянуты?
(Примерный ответ: подвиг ученого, подвиг любви)
Б) Герой. Работа со словом.
Как мы называем людей, совершающих подвиги?
- Герои.(Герой).
(Вновь консультант читает словарную статью)
Герой,-я, [ муж. род ] 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герой труда. (Ожегов, ) (СЛАЙД № 3)
В) Работа над кластером. Героический
Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? Давайте составим кластер.
Героический-(Смелый, отважный, решительный, мужественный, храбрый, бравый, бесстрашный, не знающий страха, доблестный) (СЛАЙД № 4)
(Записали в тетрадь)
Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. В эпоху развитого социализма для поднятия престижа и авторитета советского государства подвиг был просто необходим, поэтому примером для всех становились передовики производства и первопроходцы.
Однако есть и другая сторона героизма, которая всегда присутствовала в нашем народе. В современном обществе она практически не заметна, но значение ее во все времена было очень велико. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг.
Но что можно считать подвигом в наше время?
Сейчас мы подошли к той части урока, когда вы самостоятельно можете сформулировать тему нашего сочинения – рассуждения.
3. Работа с эпиграфами. В этом вам помогут эпиграфы.(СЛАЙД №5)
Гражданское мужество и мужество военное
проистекают из одного начала.
(О.Бальзак)
Я называю героем лишь того,
Кто был велик сердцем.
(Р.Роллан)
Самое трудное мужество повседневного, многолетнего труда.
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
(В.А. Сухомлинский)
Вывод-Какова тема урока?
Примерный ответ:(подвиг сегодня; герои среди нас)
Предложение учителя - «В жизни всегда есть место подвигу».
(Записали в тетрадь)
Запись темы урока.- Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «В жизни всегда есть место подвигу». (СЛАЙД № 6)
Выберите для себя один из эпиграфов.(записать)
5. Проверка дом.задания.
На дом вам было задание :
Прочитать произведение Куприна «Чудесный доктор».
(Надеюсь, что все знают содержание рассказа. Но все таки содержание и я, и присутствующие гости хотели бы услышать) Пирогов Антон.- пересказ.
А)Беседа по тексту:
Как вы думаете, о чем рассказ Куприна?
Примерные ответы: О доброте, Милосердии, О надежде, О внимании к маленькому человеку.
Найдите в тексте эпизоды, которые очень ярко характеризуют человеческую натуру простого обывателя?
Примерный ответ: швейцар прогоняет детей, Мерцалову ничего не дают, гонят…

Есть ли в рассказе герои, имеющие другую жизненную позицию?
Примерный ответ: Доктор на скамейке…
Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».
Для начала давайте вспомним, что такое проблема?
Примерный ответ: (Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования).
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную. (СЛАЙД № 7)
Какую проблему затрагивает Куприн в своем рассказе?
Примерные ответы: (Проблему человеческой черствости и равнодушия к нуждающимся; Проблему духовной пустоты обывателя; Проблему проявления героизма в повседневной жизни)
Как вы думаете, почему именно это произведение Куприна мы рассматриваем и анализируем на уроке, на котором мы готовимся написать сочинение – рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигу»? Каким образом произведение писателя 19 века связано с видеозарисовками из современности?
Примерный ответ:
1.Сочинение - рассуждение предполагает наличие аргументации, причем, 1-й аргумент должен быть на базе читательского опыта, а 2-ой аргумент предполагает наличие примеров из жизни.
2. Тематика и рассказа, и видео зарисовок посвящена человеческому неранодушию, поступкам, требующим внутренней силы, определенной доли героизма.
Все ближе подходим к практической части нашего урока…
Вспомнить план сочинения –рассуждения.
(К доске - Козлова Маша).
Все в тетради - взаимопроверка.(Оценки выставили друг другу в листке опроса). Проверили Марью. Сравнили со слайдом (Слайд № 8).-запись в тетрадь плана сочинения.
Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
С чего начинаем писать сочинение?
Примерный ответ: со вступления.
Мы не просто так рассматривали значения слов подвиг, герой, героический…
Именно эти слова будут базовыми понятиями, с которыми мы будем работать при написании сочинения.
Как начинаем сочинение?
Примерный ответ: С риторического вопроса.
Вступление:
Что такое подвиг? Кто такой герой? Какие поступки мы называем героическими? Есть ли место подвигу в наши дни? (Слайд № 9)
Тезис: собственное мнение… (Слайд № 10)
Я считаю, что…. Я уверен, что,,,,
1-ый аргумент.(жизненный опыт)
В настоящее время над нашими головами мирное небо, но существует много жизненных ситуаций, в которых люди должны обладать внутренней силой, высокой духовностью, определенной долей героизма…Так… (СЛАЙД № 11)
2-ой аргумент.(читательский опыт)
То, что героизм проявляется не только на поле боя, но и в повседневной жизни, знают не только наши современники. Эту проблему пытались решить ещё классики русской литературы. Так А.Куприн… (СЛАЙД № 12)
Вывод:
В заключение хочется отметить/заметить/сделать следующий вывод, что… ( СЛАЙД № 13)
IV. Творческая работа в парах. (если останется время)
Необходимо поработать над:
1-ый вариант-1ый аргумент на базе жизненного опыта;
1-ой вариант -2-ой аргумент на базе читательского опыта.
(И те и другие мы сегодня на уроке рассмотрели)
Отчет о проделанной работе.
Итоговая рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие этапы урока вам были особенно интересны?
- С какими трудностями столкнулись?
- В чём заключается подвиг человека?
-
Группа ребят провела небольшой соцопрос в контакте. Опрашиваемые отвечали на один вопрос: «Что можно считать подвигом в наше время?»
Послушайте некоторые ответы наших современников.(Читаются высказывания» (СЛАЙД № 14,15,16)
- Оцените свою работу на уроке.

Задание на дом. ( СЛАЙД № 17)
Написать сочинение-рассуждение на тему: « В жизни всегда есть место подвигу»
Список литературы:
А.Куприн «Чудесный доктор».
Словарь Ушакова.
Словарь Ожегова.
«Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка», Т.Н. Трунцова- М.: издательство «ВАКО».
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов/ под ред. И.Т. Цыбулько - М.: издательство «Национальное образование», 2015
Каждый человек должен оставить след после себя (стихотворение Л.Мартынова):
А ты, входя в дома любые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи, какой ты след оставишь:
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели хмуро вслед,
Или незримый, прочный след
В душе людей на много лет 
Приложение №1
В словаре русского языка Д. Н. Ушакова подвиг определяется так: «Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский п.П.ученого // чего. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-н. (книжн.). П. любви» (Ушаков, 3, с. 369).
Герой,-я, [ муж. род ] 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герой труда. (Ожегов, )
Приложение№2
Что можно считать подвигом в наше время?
Подвиг - высокое слово, применять его нужно осторожно. Я считаю, что настоящие подвиги совершаются на войне, там проявляется подлинный героизм. Ну а сейчас героем можно назвать человека, который не ругается матом, не пьет.
Андрей, 27 лет
Сегодня героем можно назвать мать-одиночку, которая каждый день совершает подвиг: справляется со всеми трудностями, поднимает себя с постели в 6 утра и работает на двух работах, чтобы прокормить своё чадо.
Наталья, 25 лет
Подвиг - это мужество, ответственность, умение постоять за себя, за любимых людей и за страну, конечно. Настоящие герои - это ветераны Великой Отечественной войны и врачи, которые спасают жизни людей.
Владимир, 16 лет
Подвиг - это когда родители не отказываются от безнадёжно больного ребёнка. Подвиг - когда люди берут из приюта совершенно чужого малыша, растят, заботятся, любят его как родного. Вот это подвиг! Вот настоящие герои, заслуживающие уважения.
Людмила, 35 лет
В наше время подвиг - это доброе отношение к людям, к больным, старикам, детям. Пожилого человека через дорогу перевести или место в автобусе уступить - это уже поступок.
Сергей , 13 лет
Приложение № 3
Оценочный лист
Ф.И.О. ученика ___________________________________
Знаю Баллы Умею Баллы
1.Значение слов подвиг, герой 1.Формулировать проблему текста. 2. Что такое кластер. 2. Определять позицию автора того или иного текста. 3. Содержание литературного произведения. 3. Выражать собственную позицию, аргументировать её. 4.Основные признаки текста – рассуждения. 4. Работать в паре. 5.Как строится план сочинения-рассуждения. 5.Работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Итого:
9-10 Б «5»
7- 8 Б «4»
5- 6 Б «3» Оценочный лист
Ф.И.О. ученика ___________________________________
Знаю Баллы Умею Баллы
1.Значение слов подвиг, герой 1.Формулировать проблему текста. 2. Что такое кластер. 2. Определять позицию автора того или иного текста. 3. Содержание литературного произведения. 3. Выражать собственную позицию, аргументировать её. 4.Основные признаки текста – рассуждения. 4. Работать в паре. 5.Как строится план сочинения-рассуждения. 5.Работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль. Итого:
9-10 Б «5»
7- 8 Б «4»
5- 6 Б «3»