Статья о Летней биолого-технологической школе 2016
БТШ-2016 в МБОУ СОШ №23
15 июня 2016 года на базе МБОУ СОШ №23 гостеприимно распахнула свои двери для обучающихся Калининского района и других районов г. Новосибирска биолого – технологическая школа «Sintez». Четвёртое лето школа проводит для детей интересные научно – исследовательские и познавательно – творческие мероприятия. Слаженный коллектив учителей школы и преподавателей вузов знакомит детей с тайнами предметов естественнонаучного направления. Параллельно работает школьный пресс-центр, в котором оперативно происходит сбор информации о проведённых в течение дня мероприятиях, её обработка и размещение на сайте школы. Четыре года назад Летняя биологическая школа пригласила для исследовательской и познавательной деятельности старшеклассников МБОУ СОШ №23. Идея создания школы родилась в 2012/2013 учебном году из небольшого экологического отряда, который ухаживал за пришкольным участком, и научного общества «Философский камень». В 2012-2013 учебном году в ЛБШ пришло 20 ребят. Вместе с учащимися МБОУ СОШ №23 в школу пришли старшеклассники МБОУ СОШ №207. Ребятам понравились встречи с преподавателями вузов и экскурсии, работа в лабораториях и Ботаническом саду. Участники смены выразили желание встретиться следующим летом. Рассказы о ЛБШ, воспоминания и впечатления сделали своё дело. В 2013-2014 учебном году вторую смену начинали 25 учащихся четырёх школ Калининского района и школы Дзержинского района. Программа работы ЛБШ расширилась. Продолжилось сотрудничество с НГМУ, НГАУ, НГУ, НИИЦиГ СО РАН. Партнером становится и НИИСиЭЖ СО РАН. В 2014-2015 учебном году началась третья смена. Двадцать пять учащихся с пятого по десятый класс из шести школ города Новосибирска (МБОУ СОШ №23, МБОУ СОШ №203, МБОУ СОШ №207, МБОУ СОШ №78, Гимназия №1, Лицей №81) продолжили опыт работы предыдущих лет. Партнёрами стали НГМУ, НГАУ, НГУ, НИИЦиГ СО РАН, НИИСиЭЖ СО РАН, ФГБНУ Сиб НИИРС. Ребята в течение десяти дней работали в вузах и научных центрах города, посещали музеи и экспериментальные площадки, работали на опытных участках, ходили в экспедиции, учились писать заметки и делать проекты в пресс-центре. Каждая смена начиналась с торжественной встречи и заканчивалась награждением участников ЛБШ сертификатами, дипломами, сувенирами.
По итогам третьей смены школа стала круглогодичной. В 2015-2016 учебном году интерес к школе возрос. Кроме учащихся города Новосибирска, записавшихся на занятия в БТШ, поступили заявки от школьников Новосибирской области. К сожалению, их запросы удовлетворить не смогли, в связи с ограниченным количеством мест, но пригласили их принять участие в работе БТШ в 2016-2017 учебном году.
К четвёртой смене творческий коллектив учителей и преподавателей вузов пришёл с новыми идеями, наработками. Решено было расширить виды деятельности. По просьбам родителей и детей в летней БТШ была открыта младшая группа для учащихся 1-6 классов. Для этой группы ввели физкультминутки, викторины, подготовку мини-спектаклей на экологическую тему, психологические тренинги. Для объединения старшей и младшей группы был создан пресс-центр, в котором в течение девяти дней должна была появиться газета «Гусеница» с заметками-впечатлениями. А самым объединяющим элементом в плане работы были совместные экскурсии, экспедиции и репетиции флешмоба.
В 2016 году школа открыла две возрастные группы и расширила свои рамки. В старшей группе объединились 30 учащихся из 10 школ не только Калининского района, но и других районов Новосибирска в возрасте от 13 до 17 лет. В младшей группе начали работу 18 учащихся с первого класса по шестой. Работа школы началась с торжественного открытия, на котором дети и учителя читали стихи, смотрели фильм о деятельности предыдущих биологических смен, проводили игры на знакомство, примеряли фирменные ярко-зелёные футболки, которые стали символом БТШ-2016. Именно в 2015-2016 учебном году Летняя школа получила своё новое название и стала гордо называться Биолого-технологической школой «Sintez». Появился у неё и свой флаг. Продолжилось плодотворное сотрудничество с НГМУ, НГАУ, НГУ, НИИЦиГ СО РАН, НИИСиЭЖ СО РАН, ФГБНУ Сиб НИИРС.
Для каждой группы были разработаны программы, в которые включались лекционно-практические занятия, работа в опытных лабораториях, в селекционно – опытнических хозяйствах, на экологической тропе, в рыбохозяйстве, лабораториях научно-исследовательских институтов. В школе №23 проводились лабораторные занятия, викторины, химические опыты, знакомство с современными микроскопами.
Каждый день ребята занимались творчеством: репетировали танцевальный флешмоб, писали отзывы и заметки о впечатлениях дня. Младшая группа готовила сценку в стихах о роли хлорофилла и кислорода для растений. Для торжественного закрытия смены был сочинён монтаж в стихах «О том, как для нас тайное стало явным». Самые маленькие участники школы нарисовали газету в форме большой гусеницы с отзывами о каждом проведённом в БТШ дне и впечатлениями от новых событий и полученных знаний.
А впечатлений было предостаточно. Первый день работы удивил детей химическими опытами и работой с микроскопами. Изучение плесени стало увлекательным путешествием в микромир. Второй день стал настоящим приключением как для старших ребят, так и для младшей группы. Целый день участники школы провели в рыбохозяйстве Искитимского района. Знакомство с семейством карповых, экскурсия по искусственным озёрам, изучение строения рыб произвели на детей неизгладимое впечатление. В день закрытия лагеря ребята из младшей группы представили проект о карпах. Третий день подарил школьникам путешествие по Дендропарку. Сначала ребят увлекли квестом, а потом провели для них познавательную экскурсию. Каждый в конце дня сделал для себя маленькое открытие растительного мира. С четвёртого дня группы разделились. Старшая группа много работала в научных лабораториях институтов Академгородка. Также старшая группа побывала в химико-технологическом колледже, медицинском университете, музее университета.
Младшая группа работала в школе. Ребята в игровой форме познакомились с миром птиц, с полезными ископаемыми и минералами, узнали много нового про животных. Дети описывали свои впечатления, рисовали. Для них преподавателями……. было проведено занятие с игровыми элементами о пользе и вреде солнечных лучей.
За восемь дней участники школы получили невероятный комплекс знаний в области биологии, экологии, химии, медицины. Лабораторные и практические занятия, экскурсии и походы, восхождение на Улантову гору, путешествие по воде и растительным тропам дали детям удивительную возможность единения с природой.
Девятый день был посвящён работе с проектами. Учащиеся работали в пресс-центре, разделившись на творческие группы. Дети подбирали материал для выступления, выбирали интересные фотографии, думали над дизайном презентаций.
И вот наступил последний день БТШ. Участники школы, их родители, педагоги собрались в актовом зале МБОУ СОШ №23. Прозвучало приветственное слово, и творческие группы начали выступления. Свои проекты представили три группы старшеклассников, с проектами выступили ребята младшего возраста. Затем младшая группа подарила всем зрителям сценку и монтаж. Торжественная часть завершилась награждением. Ребята получили сертификаты участников БТШ и грамоты за активную плодотворную работу. Благодарственными письмами были награждены педагоги БТШ. Праздник завершился на площадке перед школой. Дети и педагоги показали танцевальный флешмоб. Мероприятие завершилось фотосессией.
Приятно было осознавать, что всё намеченное и задуманное удалось. Родители и дети остались довольны БТШ. Было высказано много благодарственных слов. Были и пожелания обязательно встретиться и продолжить работу на зимних каникулах, а впоследствии и в летней БТШ-2017. Пожелания приняты. Будем работать дальше над новыми проектами, чтобы интерес к БТШ не угасал. Работа в БТШ позволяет ребятам окунуться в мир разнообразия профессий в рамках естественнонаучного образования и выбрать свой путь в данной области. Так знания, полученные в БТШ, помогли учащимся 11-х классов при поступлении в ВУЗы.
За годы работы благодаря слаженности и творческому подъему коллектива БТШ получила ряд значительных наград, которые повысили её статус и подняли на более высокий уровень. Проект «Летняя биолого-технологическая школа» стал участником всероссийского фестиваля педагогического мастерства;лауреатом городского конкурса "Инновации в образовании" в 2016 г; победителем городского конкурса программ профильных смен "Перспектива" в 2016г; победителем конкурса на присвоение статуса Городской инновационной площадки "Биолого-технологическая школа" в 2016г; победителем регионального этапа 2016 года 14-й международной ярмарки педагогических инноваций с темой "Биолого-технологическая школа"; победителем конкурса предоставления субсидий Социально-ориентированных некоммерческих организаций из областного бюджета Новосибирской области в 2016 г. Инициаторами и создателями проекта стали заместители директора по УВР МБОУ СОШ №23 Хамидуллина Татьяна Александровна и Царева Елена Валентиновна. Хочется отметить, что инициативу поддержала творческая группа учителей, которые в течение четырёх лет создавали условия для интересной и плодотворной работы в летней профильной школе: Жилкин Андрей Иванович (директор школы), Лабодина Елена Валерьевна (заместитель директора по ВР), Жернакова Наталья Михайловна (учитель биологии), Худышева Наталья Александровна (учитель географии), Бушуева Ольга Михайловна (учитель биологии), Розова Ирина Владимировна (учитель русского языка и литературы). В 2015-2016 учебном году творческий коллектив пополнился группой учителей: Позняк Светлана Ивановна ( учитель биологии), Песковская Марина Васильевна (учитель химии), Ларионова Виктория Викторовна (учитель физической культуры), Книженцева Юлия Анатольевна (социальный педагог), Матвиенко Алена Юрьевна (учитель истории).
Руководитель школьного пресс-центра Розова И. В.