Презентация по русскому языку на тему Система работы с учащимися по написанию сочинений
Вслушайся. Вникни. Не позабудь: У слова свой норов, свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть, Слово тебе сотворит добро… С.Островая:
Система работы с учащимися по написанию сочиненийАвтор Лоскутникова Е.В.учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ № 13 г. Хилок
Что такое сочинение?
Что такое сочинение?Это школьные упражнения в правильном изложении мысли на заданную тему (Ушаков)Это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи (Калганова)Это письменное выражение своей точки зрения на какой-либо предмет или явление жизни или литературы (Шолохов)Это творчество, а не бездумное списывание чьих-то заготовок, где едва ли не на каждой странице то ложная мудрость, то раскрашенная фальшь (Ильин)
Свои мысли – это основа сочинения. Возможны и мысли автора, критиков, читателей. Необходимо иметь в виду время создания произведения, условия написания, мировоззрение автора. Уместное использование литературоведческой терминологии демонстрирует компетенцию пишущего, определяет содержательность работы, глубину раскрытия темы.
Типичные трудности в работе с младшими школьникамиУход от темыИзлишние подробностиНеумение членить текст на абзацыНеправильное построение предложений (несколько мыслей в одном предложении: Этим летом мы ездили на Байкал там было очень интересно мы хорошо отдохнули)и другие
Творческие работы1. Коллективное сочинение по иллюстрации, фотографии или по заданной теме (в 5-6 кл) – коллективный разум2.Раскройте смысл афоризма, пословицы «Зорко одно лишь сердце. Глазами главного не увидишь» (С.Экзюпери «Маленький принц»)3. Рассказ о писателе по портрету (не зная, кто) – орден, мундир, взгляд, черты лица4 Школьный кинотеатр – обсуждение фильма.5. Сочинение по эпизоду (тема данного эпизода, основная идея, отношение автора, ваше отношение к герою, изобразительные средства) 6. Изложение с элементами сочинения7. Диктант с продолжением8.Музыкальное сочинение 9.Составить комплекс вопросов (5-10) по восприятию текста .Обязательный последующий подробный анализ работ и ошибок, взаимное рецензирование работ
Мозговой штурмСоставьте вопросы к теме сочинения «Обломовы : «Наше имя – легион!» Какие основные черты характера Обломова?Что такое обломовщина?Что такое легион?Жива ли обломовщина в наши дни?Присутствует ли она во мне?
Изложение1. При первом прослушивании не записывать, воспринимая текст в целом (прикрыть глаза, создавая в голове фильм)2. При втором прослушивании быстро и сокращенно записывать ключ. слова с большими пробелами. Нумеровать абзацы при длительных паузах, позднее вместо номера делать красную строку.3. Восстановить текст по опорным словам на черновике4. Проверить текст, применяя приемы сжатия (сокращение, объединение, замена прямой речи на косвенную и т.д.)5. Переписанный набело текст еще раз проверить!6. Тренировать ухо уч-ся на чужой голос
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.Вступление. Подход к проблеме (из жизни)2. Проблема3. Комментарий к проблеме ( очень краткое изложение фактов с цитированием) – автор изображает, показывает, знакомит нас, спорит, соглашается.4. Позиция автора по проблеме. Цитирование.5. Мое отношение к проблеме (согласен-не согласен с позицией автора)6. Аргументация (пример из литературы)7. Аргументация (пример из жизни, истории)8. Заключение (закольцовываем текст, возвращаясь к вступлению)
Итоговое экзаменационное сочинение(по литературе)
1. Стратегическая долговременная подготовка1. Прочитать летом произведение (чтение №1)2. Литературно-критические работы, пособия3. Выявление философских, нравственных, экологических вопросов. Читать и делать записи (крат.содержание, сюжет, проблема, крит.литература)4. Вторичное чтение в учебном году(чтение № 2)Нельзя готовиться по «золотым сочинениям!
2.Экспресс-подготовка1. Экстренная помощь перед экзаменомВажно научиться читать формулировку темы, понимать каждое слово!
3. Работа с текстом во время экзаменаОформление. Абзацы!Цитаты – кавычки письменные!Поэтические цитаты в кавычки не берутся (если строфа). Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…Если в одну строчку, то заключается в кавычки «Люблю Отчизну я, но странною любовью: не победит её рассудок мой».Точно указывать название стихотворения, автора, инициалы (или по первой строке). Использовать выборочные цитаты «Состояние бедной… сироты …, собственное мое бессилие устрашали меня».Цитаты из критических статей, если берутся дословно, заключаются в кавычки. Пользоваться словарем!
Классификация тем сочинений(обучающих в течение года)1. Характеристика одного героя2. Сравнительная характеристика героев3. Групповая характеристика образов4. Обобщающая характеристика событий, явлений.5. Сочинение – проблема6. Сочинение на свободную тему7. Словесное рисование8. Сочинение-миниатюра9. Анализ эпизода10. Роль пейзажа в... Роль детали в …11. Рецензия на спектакль, кинофильм. Отзыв о книге.12. Анализ идейного содержания13. Характеристика художественных особенностей
Нетрадиционные темы сочиненийБедная Лиза в современных условияхК нам в школу едет ревизорПисьмо литературному героюПисьмо литературного героя
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Подбираемый материалПримерные темыВыбранный материалПодбор авторов Подбор произведений 1 автораПодбор эпизодов 1 произведения«Сатирическое изображение действительности в произведениях русской литературы 20-30 г. ХХ в.»«Одиночество в лирике Лермонтова»«Роль портрета в романе Достоевского «Преступление и наказание»Зощенко, Ильф и Петров, Булгаков, Аверченко, Платонов, Замятин«Парус», «Утес», «Листок», «Тучи», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу»Внешность Р. До убийства, внешность Р. После преступления, портрет Сони во время причащения Мармеладова, описание Сони во время приглашения Р. На поминки, портрет Лужина, изображение Свидригайлова, идущего за Соней
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Подбираемый материалПримерные темыВыбранный материал4. Подбор героев5. Подбор черт характера, качеств «Чацкий и его единомышленники»«Высший свет в драме Лермонтова «Маскарад»Чацкий, брат Скалозуба, племянник к. Тугоуховской Федор, РепетиловЛицемерие, ложь, клевета, месть, карьеризм, злорадство
Работа над заголовком сочинения«Мы не подберем заглавия,— писал А.Н. Островский к соавтору Н.А. Соловьеву, — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует, что в нем трудно разобраться; что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор»
Заголовок сочинения Название может отображать1. Героя («Ася»)2. Профессию («Станционный смотритель»)3. Место действия («Гамбринус»)4. Время действия («После бала»)5. Действие («Женитьба»)6 .Деталь («Корзина с еловыми шишками»)7. Главную мысль («Не все коту масленица»)8. Вопрос («Что делать?»)9. Противоположный смысл («Война и мир»)10. Иронию(«Лошадиная фамилия»)11. Полемическую оценку («Некуда», «Много ли человеку нужно?»)12.Метафору («Хамелеон»)13. Сюжетные названия - кульминац. момент («Выстрел»)
Название должно быть ярким, неожиданным, ошеломляющим, интригующим, оригинальным. Оно должно привлекать. Это своеобразная реклама.Заголовки детективов Т. Устиновой«Большое зло и мелкие пакости»«Запасной инстинкт»«Жизнь, по слухам, одна!»«Мой личный враг», «Саквояж со светлым будущим»
Жанры и стили сочинений. Типы текстов. Возрастные рамки.«Подслушанный разговор». Стиль – художественный. Тип – повествование. Жанр – сказка. 4-5 кл.«Что есть красота?» Стиль – публицистический. Тип – рассуждение. Жанр – эссе. 9-11 кл.«Стоят в России обелиски…». Стиль – публицистический. Тип – описание. Жанр – заочная экскурсия. 7-8 кл.
Направления итогового сочиненияПеречень на 2015-2016 учебный год. 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 2) Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
3) Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. 4) Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 5) «Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Критерии оценивания сочинений(для ученика)1. Я смог раскрыть тему2. Я правильно сформулировал микротемы, делал абзацы.3. Я использовал разнообразные предложения, правильно строя предложения, соблюдая грамматические нормы. Использовал цитаты.4. Я написал работу чисто, аккуратно, без ошибок.
Учитывать при оценивании сочинения1. Степень самостоятельности2. Соответствие теме (правильное, глубокое, полное освещение темы)3. Наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой.4. Логически последовательное изложение мыслей.5. Аргументированность6. Выражение собственной позиции7. Умение отбирать необходимый материал, эпизоды8. Обоснованное использование цитат9. Абзацное членение текста10. Стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность11. Точность изложения литературных и исторических фактов12. Жанровое своеобразие13. Грамотность. Единый орфографический режим!
Полезные советы пишущему сочинениеРаботайте над текстом с карандашом, делая пометки.Делайте закладки.Цитаты не должны быть большими, не должны повторять мысль пишущего (Есенин готов воспевать Русь: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть Земли с названьем кратким Русь»Сочинение по литературе должно быть с выходом на историю, философию
Оценивание сочиненийНужно постепенно переходить от традиционной двойной оценки 4/3 к баллам по критериям, чтобы ученик знал, за что ему поставили 4 или 3. Критерии оценивания учащиеся должны четко знать. Их можно вывесить на стенде в кабинете. Переход к новому оцениванию должен быть утвержден на МО.
1. Сигов В.К. Ломилина Н.И. «Рассуждение о сочинении» ж. ЛШ № 5 2015 г2. «Сочинения разных жанров в старших классах» Калганова Т.А.Рекомендуемая литература:
Мини – ликбезИРОЗ – институт развития образования ЗабайкальяФГОС ( не ФЭГЭОС !)РефлЕксия