Статья Создание здоровьесберегающей среды в ГПД

Создание здоровьесберегающей среды в ГПД

В данной статье раскрывается организация работы в ГПД с учётом здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального развития и духовного роста совершенно очевиден.
Пребывание ребёнка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.
Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех представляемых режимом продлённого дня возможностей.
«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
В последние годы вопросы сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность. Исследования показывают, что около 25 – 30% детей, которые поступают в школу, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности ребёнка зависят его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Академик В.Ф.Базарный говорит, что «здоровье- это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье- это категория педагогическая» .
Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Очень важно именно в младшем школьном возрасте реализовать общегигиеническое направление здорового образа жизни: включать школьников в гигиеническое обучение и воспитание в семье и в школе, показывать престиж здоровья, формировать привычки и навыки здорового образа жизни.
Современные исследования психологов, социологов, медиков подтверждают факт наличия достаточно большого количества нездоровых, ослабленных детей не только от неправильного питания, малой двигательной активности, но и от обилия неконтролируемых, негативных эмоций и злых мыслей по отношению ко всему окружающему. Именно нарушения психоэмоциональной сферы в подавляющем большинстве случаев являются одним из факторов развития различных заболеваний.
Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций. Они поразительно воспириимчивы к любым внешним влияниям. Их души обладают чудесным качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному. «Питанием» для этих добродетелей является благоприятная эмоциональная атмосфера. Создание такой атмосферы – необходимое условие полноценного здоровья ребёнка.
Обеспечение школьников возможностью сохранения здоровья в период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни – цель здоровьесберегающих технологий, которые осуществляются при организации работы на уроках и в ГПД.
В законе РФ «Об образовании» «обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ». В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Основные компоненты содержания и организации работы в ГПД
Важнейшим требованием в режиме работы ГПД является обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Кроме того, педагогический процесс предусматривает, чтобы режим ГПД способствовал укреплению здоровья учащихся, обеспечивал высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно – эстетическое самочувствие детей.
Режим работы в ГПД разрабатывается в соответствии с конкретными условиями каждой из школ, с учётом возрастных особенностей учащихся, тщательно продуманным чередованием умственной, трудовой и досуговой деятельности, занятий физкультурой и спортом.
Режим ГПД строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется определённым расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года.
Его структура складывается из следующих частей:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Эффективность работы ГПД во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать ГПД. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребёнка, его успехов в учёбе и труде.
Задача педагога ГПД состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Проблемой особой заботы является организация питания детей. В обязанности педагога входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приёма пищи.
Организуя работу учащихся в ГПД, главное создать необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью качественного выполнения домашних заданий.
В процессе организации самоподготовки педагогом должны учитываться следующие факторы:
создание санитарно – гигиенических условий для самостоятельной учебной деятельности,
уровень подготовленности учащихся по данному предмету,
индивидуальные особенности каждого ученика.






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В своей деятельности педагогу необходимо реализовать принцип личностно – ориентированного подхода к учащимся. Всё содержание работы в часы самоподготовки должно быть направлено на всестороннее развитие и совершенствование полученных умений самостоятельно работать, формирование навыков рационального использования учебного времени.
Способствуют обеспечению целенаправленности, комплексности и непрерывности воспитательного воздействия на детей внеурочные занятия дополнительного образования.
Организуя работу в ГПД, необходимо создать условия для организации воспитательного процесса микрорайона на основе взаимодействия с другими социально – культурными институтами воспитания, общественными организациями, ведомствами.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Учёными – физиологами установлено, что после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками во второй половине дня проявление вторичной детской работоспособности наступает в промежуток с 16 до 17 часов (с 9 до 11 наивысшая детская работоспособность). Вторичная работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку. В этом случае вместо утомления появится переутомление.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Литература:
1.Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дняАвт – сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
2.Воспитание. Первый класс: Пособие для педагогов/ М.П.Осипова, С.И.Козлович, Е.Д.Король и др. Минск: Экоперспектива, 2002.
3.Ковальков В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня (ГПД). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14415



Бытовая деятельность

Учебная деятельность -

Досуговая деятельность

- уход за телом,
- уход за одеждой, обувью,
- порядок в помещении, месте отдыха






- содержательный активный отдых

индивидуальная
- чтение,
- игры,
-рисование и др.

Виды деятельности учащихся в ГПД


- строго регламентирована,
- организуется во второй половине дня, после отдыха

коллективная
- беседа
- чтение,
- викторина,
встречи с интересными людьми и др.


Структура режима ГПД

Активный отдых

Самоподготовка

Внеурочная деятельность

Занятия по интересам

Прогулки

Самоподготовка

Экскурсии

- сквозное проветривание (учащиеся выходят из кабинета)

- порядок на рабочем месте

- планирование деятельности

- более трудные задания выполнять в начале

- выполнение в один и тот же промежуток времени

-результат работы (педагог)

- самопроверка

- дисциплина «развивать свой ум можно только в тишине, когда не отвлекаешься»

Средства здоровьесберегающих технологий

- средства двигательной активности

- оздоровительные силы природы

- гигиенические факторы

- физкультминутки
- гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, оздоровительная, дыхательная и др.)
- ЛФК
- подвижные игры
- самомассаж,
- тренинги и др.

- проведение занятий на свежем воздухе,
- учёт влияния метеорологических условий (давление, солнечное излучение и др.)

- выполнение санитарно – гигиенических требований,
- личная и общественная гигиена,
-проветривание и уборка помещений,
- соблюдение режима дня, режима двигательной активности, режима питания,
-простейшие навыки оказания первой медицинской помощи (порез, ожог, укус, ссадина),
- обучение элементарным приёмам ЗОЖ,
- профилактические прививки,
- ограничение предельного уровня нагрузки