Класс: 5 Предмет: математика Тема: «Разложение составного числа на простые множители»

Класс: 5 Предмет: математика Учитель: Гарашова Сабина Закировна
Тема: «Разложение составного числа на простые множители»
Цели и задачи:
Познакомить учеников с алгоритмом разложения составного числа на простые множители, сформировать умение использовать данный алгоритм; формировать умения применять эти правила в простейших ситуациях.
Воспитывать у учащихся навыки учебного труда; формировать ответственность; воспитывать познавательную активность.
Развивать у ребят умение самостоятельно выполнять исследования, умение работать с учебным материалом, логически рассуждать и делать умозаключения; развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
Цель (для учеников):
Знать: алгоритм разложения натурального числа на простые множители;
Уметь: использовать данный алгоритм при разложении числа на простые множители, уметь применять правила в простейших ситуациях; работать в паре, анализировать материал, умение делать выводы.
тип урока: комбинированный урок.
форма работы: работа в паре, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебник, раздаточный материал, таймер, презентация.

ХОД УРОКА
ВЫЗОВ

Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;


Создание коллаборативной среды(1мин)
Добрый день, дорогие ребята!
Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке? ( смс с пожеланием получаю)
(на партах лежат цветные листочки, на которых под цифрой 1 нужно написать свое настроение)
Открыли тетради, записали число классная работа и тему урока. ( огласить цель урока) (слайд1,2)
Девиз урока «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» (слайд 3)
2. Повторение пройденного материала. (7мин)
Устная работа (Слайд 4)
1. Найдите лишнее 1) 2 3 4 7 11 13 19 2) см, км, длина, сажень, дм 3) кв. м, кв. см, площадь, кв. мм
В каком соотношении находятся лишнее слово и остальные слова ряда? ( как мера выделенной величины)
Объясни свой выбор. Какие числа называются простыми, какие составными?
Найдите ошибку
Кратны 2
Кратны 5
Кратны 3
Кратны 9

1366
1000
143
9495

9495
2505

495
199

5234
2
56
318
279




Почему?
3.Работа с приложением 2. Устный взаимо опрос правил учащихся работающих в паре. Каждый учащийся своему соседу задет 5 вопросов из приложения и фиксирует количество правильных ответов. После того как работающие в паре опросили друг друга, подсчитывают баллы и производим оценивание ( формативное оценивание, критерии оценивание появляются на интерактивной доске- слайд 5)
Вопросы в приложении:
Какие числа называются простыми?
Какие числа называются четными?
Расскажи признак делимости на 5?
Расскажи признак делимости на 2?
Расскажи признак делимости на 3?
Расскажи признак делимости на 9?
Какие числа называются нечетными?
Какие числа - составными?
Расскажи признак делимости на 6?
Расскажи признак делимости на 15?
Критерии формативного оценивания:
5 правильных ответов – «Вы отлично поработали дома»
4 правильных ответов – «Вы хорошо усвоили тему»
3 правильных ответов – «Вы не до конца разобрались с пройденной темой, еще раз вам нужно ее прочитать»
2 правильных ответа – «Вам нужно обратиться к источнику и прочитать данную тему, снова прочитать, для того, чтобы лучше ее запомнить и применить на практике»
ВЫВОД.
Подготовка к восприятию. (2мин)
(мозговой штурм- развитие критического мышления учащихся)
Решим очень интересную задачу
Жили-были дед да баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несет каждое седьмое яичко золотое, а каждое третье – серебряное. Может ли такое быть? ( слайд 6)
Ответ: Нет, так как 21 яичко должно быть и золотое, и серебряное, что невозможно.
Сегодняшняя тема урока поможет нам лучше понимать и решать подобные задачи. Наша тема: Разложение чисел на простые множители. ( Разбор темы урока по словам, разбираем значение каждого слова, вспоминаем каждое понятие слайд 7)



ОСМЫСЛЕНИЕ

Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями

4. Изучение нового материала. (15мин)
1) Работа с учебником.(3мин) (учащиеся читают параграф новой темы самостоятельно, каждый индивидуально)
2) Каждый учащийся получает задание 3, разложить число самостоятельно (2варианта, приложение 2))
3) Взаимообучение. Работая в паре, каждый учащийся объясняет свое решение партнеру и обратно.
4) Работа с интерактивной доской ( объяснение учителя вместе с учениками)
5) Выполнение заданий( интерактивная доска, объяснение учеников, работа с сигнальными карточками)
Задание 1 Назовите произведения, в которых множители только простые числа 1) 2 x 2 x 5
2) 2 x 6 x 22
3) 2 x 2 x 13
4) 2 x 2 8 x 14
5)2 x 2 x 11
6)2 x 2 x 2 x 2 x 3
Задание 2. Сравните разложение пошаговое и по алгоритму
1890=2 * 33 * 5 * 7 -.
1890 2
945 3
315 3
105 3
35 5
7 7
1
Задание 3. Найдите 3 разложение на множители числа 1224.
1224= 23* 32* 17
5) Выполнение заданий( интерактивная доска, объяснение учеников) (слайд 8,9,10)
5. Физминутка ( приложение 3) ( 1мин)
6. Первичное закрепление нового материала.(10мин)
1) Выполнение обучающей самостоятельной работы в паре. На выполнение самостоятельной работы дается 3мин, включается таймер.

Просмотрите решение задания
Выполните решение
Составьте аналогичное задание и выполните его

1
Разложим на простые множители число 378 :  
   
  378=2*33*7       
(  378 не является простым.     378 делится на 2,   так как оканчивается на четное число ( 8 ).    378 : 2 = 189 .  189 делится на 3,  потому что сумма его цифр делится на 3, получаем  189 : 3 = 63 .    63 так же делится на 3, получаем 63 : 3 = 21 21 так же делится на 3, получаем   21 : 3 = 7 .   7 простое число.  )
Разложите на простые множители число 140


2
Разложим на простые множители число 27 :       
27 не является простым.   27 на 2 не делится.27 делится на 3, получаем   27 : 3 = 9 .   9 на 2 не делится.  9 делится на 3, 9 : 3 = 3. 3 простое число.     Результат:   27 = 3 3 3.=33    
Разложите на простые множители число 195


2) Проверка самостоятельной работы у доски ( решают несколько учеников с обьяснениями)
РЕФЛЕКСИЯ

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу


7. Первичная проверка нового материала. (6мин)
1) Выполнение индивидуальной проверочной работы.
Разложите на простые множители: 28,33,60,192,2240
2) Взаимопроверка проверочной работы, на экране появляются правильные ответы, учащиеся проверяют себя самостоятельно и выставляют себе оценки в зависимости от критериев.
8. Подведение итогов урока. (3мин)
1)Ответы на вопросы :
я познакомился с ... было непросто ... я добился ... у меня получилось ... хотелось бы ... мне запомнилось ... я попробую ...
2) Заполнение листов рефлексии (пункты 2,3,4,5).
3) Получение домашнего задания.№ 269 параграф 2.6






























Приложение
Учащийся - 1вариант_______________________Учащийся - 2вариант____________________
Тема: Разложение составного числа на простые множители.
Задание 1. Устный опрос

Вопросы для 1
Ответы 2
Вопросы для 2
Ответы 1

1
Какие числа называются простыми?

Расскажи признак делимости на 9?


2
Какие числа называются четными?

Какие числа называются нечетными?


3
Расскажи признак делимости на 5?

Какие числа называются составными?


4
Расскажи признак делимости на 2?

Расскажи признак делимости на 6?


5
Расскажи признак делимости на 3?

Расскажи признак делимости на 15?



Итого

Итого


Задание 2. Откройте учебник на стр 71-73, прочитайте внимательно, и выделите главное
( простой карандаш)
Задание 3. 1) Разложите на простые множители составные числа.(Выполнить по образцу стр73)
1 вариант
2 вариант

56
90

2) Взаимообучение.
Задание 4. Выполните обучающую самостоятельную работу в паре.

Просмотрите решение задания
Выполните решение
Составьте аналогичное задание и выполните его

1
Разложим на простые множители число 378 :        
378=2*33*7       
(  378 не является простым.         378 делится на 2,   так как оканчивается на четное число ( 8 ).    378 : 2 = 189 .  189 делится на 3,  потому что сумма его цифр делится на 3, получаем  189 : 3 = 63 .    63 так же делится на 3, получаем 63 : 3 = 21 21 так же делится на 3, получаем   21 : 3 = 7 .   7 простое число.  )
Разложите на простые множители число 140


2
Разложим на простые множители число 27 :         
(27 не является простым. 
27 на 2 не делится.27 делится
на 3, получаем   27 : 3 = 9.
9 на 2 не делится.  9 делится на 3,
9 : 3 = 3. 3 простое число. 
  Результат:   27 = 3 3 3.=33    )
Разложите на простые множители число 195


Задание 5. Выполнить самостоятельную работу.( Изображена на доске)
Критерии оценивания самостоятельной работы.
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – дома надо поработать
3 и более ошибок необходимо прийти на дополнительное индивидуальное занятие








ГУ «Аманкарагайская средняя школа им. Н. Островского отдела образования акимата Аулиекольского района»



Рисунок 1Описание: http://school-assistant.ru/images/zadachi/matematika/6/5/378.gifРисунок 2Описание: http://school-assistant.ru/images/zadachi/matematika/6/5/27.gif15