Урок внеклассного чтения по теме Любовь и сострадание — музыка души человека (по рассказу Л. Улицкой Капустное чудо) (8 класс)
Урок внеклассного чтения для 8 класса
«Любовь и сострадание – музыка души человека» (по рассказу Л.Улицкой «Капустное чудо»)
Цели:
Обучающие:
1. Познакомить с творческой биографией писателя, содержанием рассказа.
2.Выявить основную идею произведения (любовь к ближнему как основа человеческих взаимоотношений).
3.Определить своеобразие конфликта, смысла названия рассказа.
4.Учить смысловому анализу художественного текста.
Развивающие: развивать воображение, монологическую речь уч-ся.
Воспитывающие: воспитывать нравственные качества уч-ся: доброту, милосердие, сострадание, любовь к ближнему.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Работа с эпиграфом (помещён на доске): «Поистине велик тот, кто
обладает милосердием»
Аристотель
1) Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2) Что такое милосердие?
Лексический анализ слова (работа с Толковым словарём Ожегова)
Милосердие - Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чъему-н. милосердию.
Словообразовательный анализ слова - образовано от двух слов «милое» и «сердце»)3) Как данное слово можно соотнести с темой и проблемой прочитанного нами рассказа?
4) Кто выступает здесь милосердным? По отношению к кому?
5) Что значит быть милосердным?
6) Какое чувство вызывает у вас такой человек?
3. Слово учителя. Знакомство с творческой биографией Л.Е Улицкой.
А) Относится к числу писателей современников.
Б)Родилась в Башкирии 27 февраля 1943г в г.Давлеканово. Здесь в эвакуации находилась её семья.
В) После войны её семья вернулась в Москву, где позже Улицкая закончила школу и биофак МГУ (по образованию она биолог-генетик).
Г) Все рассказы Улицкой основаны на её личном жизненном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых.
Д) Её биография могла бы служить материалом для отдельной книги (военное детство, 3 замужества).
Е) На рубеже 1980-1990гг вышло два фильма, снятых по сценариям Л.Улицкой «Сестрички Либерти», «Женщина для всех».
Ж) Широкую известность приносит повесть «Сонечка». Улицкая получает премию Медичи и общее признание. В 1997г. рассказ «Медея и её дети» выводит Улицкую в число финалистов Букеровской премии.
З) Многие её книги впервые вышли за рубежом и были изданы на 17-ти языках мира в странах Европы, в США, в странах восточной Европы, в странах –членах СНГ.
И) Творчество Улицкой только изучается, но критики уже называют её лучшим автором современности.
К) Улицкую интересуют не проблемы, явления, идеи, а сам человек в соприкосновении с ними.
Направление её интереса – человек.
Ведущие проблемы произведений: проблема совести, человечности, сострадания, смысла человеческого бытия (именно поэтому так звучит тема нашего урока).
В рассказах Улицкой всегда показана точка зрения взрослого человека и ребёнка (детский взгляд на мир).Они учат любви, милосердию, состраданию, добру, приобретению духовного опыта.
Ведущие проблемы творчества: проблема внутреннего мира человека, его нравственных ценностей, верности, материнского долга, самоотверженности, преданности, проблема памяти, красоты человеческой души и отношений, семейных ценностей, проблема дома как социального устройства общества.
Деталь часто становится значимой (меняет ход событий, а порой и судьбу герояТак капуста в рассказе воспринимается как чудо!)Герои Улицкой – это она сама (индивидуальные судьбы). Её героини с трудной судьбой, с плохо положенным бытом, бедны, но богаты духовно. Проходя через трудности, они открывают мир чувств и страстей.
Главная позиция Улицкой – даже самому счастливому человеку нужно познать всё: одиночество, болезни, т.к чтобы жить, требуется огромное мужество.
Высшая мудрость по мысли писателя – научиться верить в лучшее, смириться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью.
Любимые герои Улицкой – матери и дети.
4. Анализ рассказа
Жанр произведения – рассказ (повторить с уч-ся определение литературоведческого термина).
Идея рассказа – любовь к ближнему, готовности принять на себя его бремя – это основа человеческих взаимоотношений.
Конфликт произведения – горькая судьба ребёнка (это недопустимо, т.к детство должно быть счастливым).
Смысл названия рассказа двойной:
1. Капуста как чудо (деталь изменила ход события).
2.Чудо, произошедшее в душе героини (полюбила ближнего, сострадает человеку). Душа «оттаяла».
Система героев представлена образами одинокой женщины (Ипатьева) и девочками (дети, которых война лишила всего: дома, родителей; разрушила их домашний очаг – в этом трагедия их судьбы).
Вывод: герои, сами того не понимая, спасают друг для друга (Ипатьева на старости обретает надёжную опору и поддержку в лице девочек , девочки - семью, где есть тепло, любовь, забота).
5.Аналитическая беседа.
Устное словесное рисование (образ детей) Какими вы их себе представляете? Опишите.
Понравился ли вам рассказ? Чем?
Актуальны ли проблемы, затронутые в нём, сегодня?
Заставил ли он вас сопереживать? Почему?
Какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа?
Чему он учит?
Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние души героев? (описание природы).
Каким настроением проникнут рассказ? Что на это указывает? Приведите примеры, это подтверждающие.
Какой момент в рассказе можно назвать «начальным» на пути к милосердию (по отношению к Ипатьевой)? (Она впервые уложила девочек на свою кровать).
Для чего автор вводит в рассказ образ дождя и снега? (Символы очищения души человека в русской литературе).
10)Как вы понимаете фразу «Свет стал убывать»? (День клонился к вечеру.)
11) Опишите состояние Ольги, потерявшей деньги. Что вы чувствуете?
12) Какая фраза в тексте раскрывает её внутренний мир, мир ребёнка? (о кошке).
13) Каким чувством вы к ней прониклись? Приведите примеры контраста в рассказе (Как люди воспринимали «горе» девочек).
*продавщица согласилась принять вне очереди;
*люди советовали идти искать деньги;
*мужик в очереди заругался;
*водитель сбросил девочкам капусты.
Добро – зло (вечная тема в литературе).
14) Какой момент в рассказе можно считать кульминационным? (Когда Ипатьева плакала у подруги – её сердце «оттаяло», она разделила участь девочек).
15)Что вы можете сказать о финале рассказа? (Он открытый)
16) Додумайте конец рассказа. Каким он может быть?
17) Как вы думаете, на что автор рассказа, прибегая к такому финалу, хочет обратить внимание читателя?
Подберите синонимы к слову милосердие (великодушие, отзывчивость, сочувствие, любовь, сострадание).
18) Какие выводы вы для себя сделали, прочитав рассказ?
19)Как изменился образ девочек и старухи к концу рассказа?
20) Почему автор дважды в рассказе обращает внимание на глаза девочек? (Глаза – зеркало души человека. Они отражают его внутренний мир.)
21) Какое впечатление на вас произвёл рассказ?
22) Какие художественные приёмы использует автор в рассказе?
*олицетворение: «свалилось горе», «десятирублёвка скользнула»
*метафора: («спины домов»)
*антитеза: сцена у машины (добрые – злые люди), мир детей и мир взрослых.
*эпитеты: «обиженно скользнула», «сгорбленные девочки», «брели медленно»
Пунктуация в конце последнего предложения рассказа указывает на открытый финал (автор оставляет нас на пути раздумья о дальнейшей судьбе героев).
Употребление просторечий: теперя, морквы, девчоночки полнее раскрывает внутренний мир героинь.
6.Словарная работа.
Рассказ – жанр эпоса с одной сюжетной линией (одно событие или происшествие) с малым объёмом.
Художественные средства – приёмы, делающие художественную речь ярче, выразительнее.
Олицетворение
Метафора
Эпитет
Антитеза
Какие два слова в сюжетной линии рассказа можно выделить как главные?
*милосердие
*участие
Главная героиня принимает часть судьбы детей, разделяя её.
Уч-ль: В завершении нашего урока мне бы хотелось процитировать вам высказывание Аристотеля: «Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает» На мой взгляд, оно очень хорошо подходит к теме нашего сегодняшнего урока. Я желаю вам в любой жизненной ситуации оставаться милосердными и сострадательными, помнить о том, что добро – это одна из главных составляющих души человека. Спасибо за вашу работу на уроке и искренние ответы.
7. Итоги урока. Выставление оценок.
8.Рефлексия .Продолжите фразы:
Этот урок заставил меня…
Я чувствовал…
Мне было интересно…
8. Домашнее задание.
1.Прочитайте другие рассказы Л. Улицкой (по вашему выбору).
2.Составьте кодекс заповедей, позволяющий человеку остаться человеком.