Пространственные представления «вверху», «внизу», «направо», «налево».
Автор: Беляева Марина Александровна, учитель начальных классов.
УМК: Школа России.
Тема: Пространственные представления «вверху», «внизу», «направо», «налево».
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений выявить умения ориентироваться в пространстве и соотносить понятия «вверху», «внизу», «направо», «налево».
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент.
1 мин.
- Итак, все встаньте у своих парт и посмотрите всё ли вы достали: учебник по математике, тетрадь в клетку, пенал. Посмотрите, всё ли у вас аккуратно лежит. Здравствуйте, дети.
Дети кивают головой.
2. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа. 10 мин.
Весёлый счёт.
Игра «День - ночь»
- Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке.
- Кто знает считалки, в которых ведётся счёт предметов?
- Какие правила счёта мы с вами вывели на прошлом уроке? (3 человека выходят к доске и считают в разном порядке магниты.)
- Я сейчас прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно.
Дама сдавала в багаж:
диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку.
- Сколько предметов сдала дама в багаж?
- Какой предмет она сдала первым?
- Какой предмет она сдала вторым? А третьим?
- Какой по счёту дама сдала собачонку?
Я выставляю на доске 6 предметов: грушу, яблоко, сливу, морковь, капусту, помидор.
- Назовите, какие предметы вы видите на доске.
- Сколько их? Запомните эти предметы. Сейчас мы с вами сыграем в игру «День-ночь».
Я говорю «Ночь», вы закрываете глаза, и я убираю 1 предмет. Я говорю «День», вы открываете глаза и говорите, что пропало. Всем понятно?
- Считать предметы.
Дети отвечают.
- Количество предметов не зависит от порядка их счёта.
Дети слушают.
- 7.
- Диван.
- Чемодан. Саквояж.
- Седьмой.
Грушу, яблоко, сливу, морковь, капусту, помидор.
- Да.
3. Мотивация учебной деятельности. 5 мин.
- Посмотрите вверх. Что вверху?
- Что внизу?
- Покажите, где верх, где – низ.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
Левая, правая
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Они так устали...
Правая и левая
Спят на одеяле.
- О чём идет речь в стихотворении?
- Поднимите вверх правую руку. Что умеет правая рука?
- Поднимите вверх левую руку. Что делает левая рука?
- Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться?
- Для чего нужно уметь определять левую, правую стороны, верх и низ?
- Потолок, лампы.
- Пол, парты, стулья.
Дети показывают.
Дети слушают.
- О руках.
- Правая рука умеет работать, рисовать, держать ручку, рубить и т.д.
- Левая рука ласковая. Она лежит на столе, когда вы пишете, в ладушки правой руке помогает играть.
- Определять левую, правую стороны, верх и низ.
- Чтобы не заблудиться, найти дорогу, объяснить, где лежит предмет, и т.д.
4. Работа по теме урока 1. 5 мин.
Я вызываю несколько детей по очереди и они рисуют на доске фигуры.
(Выложите в линию красный круг, красный треугольник, синий треугольник, синий круг, синий квадрат.)
- Сколько фигур вы выложили?
- Сколько синих фигур?
- Сколько треугольников?
- Назовите фигуры, которые лежат справа от синего треугольника.
- Какие фигуры лежат слева от синего круга?
- Какая фигура первая справа?
- Какая фигура первая слева?
- Предметы принято считать слева направо. Чтобы не называть каждый раз, откуда начинаем счёт, люди условились не говорить слово «слева».
- Задайте вопросы по узору, который мы сложили.
- 5
- 3.
- 2.
- Синий круг, синий квадрат.
- Красный круг, красный треугольник, синий треугольник.
- Синий квадрат.
- Красный круг.
Учащиеся по очереди задают вопросы и отвечают на них.
5. Физкультминутка. 1 мин.
- Теперь давайте немного отдохнём.
- Все встаньте у своих парт. Сейчас мы сыграем в игру «Вверху-внизу».
- Я буду называть предметы. Если этот предмет находится вверху, то вы поднимаете руки вверх, а если внизу – руки опускаете и приседаете. Всем понятно?
- Самолёт, машина, птичка, цветочек, трактор, солнышко.
- Молодцы! Тихо садитесь!
Дети выполняют физкультминутку.
6. Закрепление изученного материала. 10 мин.
1. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на с. 6. Прочитайте задание к нему.
- Что видите на рисунке? Мы выполняем 1-ое задание.
- Возьмите карандаш, линейку и ручку и положите их так, как сказано в следующем задании на с. 6.
- Сколько предметов вы выложили?
- Что вам удобнее взять правой рукой: карандаш или ручку?
- Переложите карандаш и ручку так, чтобы ручка была сверху от линейки, а карандаш снизу.
- Назовите предметы по порядку сверху вниз.
- Посмотрите на пару картинок на полях и сравните их. В какой руке держит совок девочка на верхней картинке?
- А на нижней?
- Почему мы видим совок то слева, то справа?
- Чем отличаются рисунки с машинами?
- Ручка, линейка, карандаш.
- 3.
- Карандаш, он лежит около правой руки.
- Ручка, линейка, карандаш.
- В левой.
- Тоже в левой.
- Девочка на верхней картинке стоит к нам спиной, а на нижней картинке поворачивается лицом.
- На верхнем рисунке машины едут налево, а на нижнем направо.
7. Итог урока.
2 мин.
- Что сегодня на уроке вспоминали?
- Покажите правой рукой вверх. Покажите левой рукой вниз.
- Придумайте ситуацию, когда вам может понадобиться умение определять, где лево, где право.
- Расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу.
Дети отвечают.
8. Прощание.
- Урок окончен. Спасибо за внимание!
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3