Выступление на педсовете на тему Перспективы работы ШМО учителей русского языка и литературы в 2016-2017 учебном году


Выступление на педсовете на тему «Перспективы работы ШМО учителей русского языка и литературы»
В нашем ШМО работает 7 человек. Из них 5 человек на основном месте работы и 2 совместителя. В основном своем составе практически все учителя-стажисты. И только у трех учителей в этом учебном году есть выпускные классы. За время работы нашего ШМО сложились такие перспективы работы, как работа с одаренными детьми, работа со слабоуспевающими учениками, качественная подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Я считаю, что и в этом учебном году следует не отступать от уже сложившихся традиций и продолжать работу по этим направлениям, но можно также немного расширить список этих направлений.
Основные направления в работе ШМО на 2016-2017 года
1) Использовать на уроках активные формы и методы обучения для развития творческих и личностных способностей учащихся.
2) Развивать и совершенствовать речевую культуру учащихся и их творческие способности.
3) Вырабатывать современные подходы в обучении и контроле знания на основе тестовых технологий.
4) Содействовать раскрытию творческого потенциала учителей русского языка и литературы.
5) Совершенствовать работу творческих групп учителей МО по использованию инновационных технологий.
Использование на уроках русского языка активных форм работы позволит многим учащимся лучше воспринимать новый материал на уроке, а также отрабатывать учащимся уже полученные теоретические знания.
Неотъемлемой частью работы учителя является также совершенствование речевой культуры учеников и их творческих способностей. Это позволит учащимся улучшать и совершенствовать свой словарный запас, культуру речи, их творческие способности, если иногда давать возможность ученикам почувствовать себя в роли учителя.
Наши учителя так давно и много работают, что уже могут самостоятельно составлять проверочные работы как в виде опросников, так и в виде тестовых заданий. Такие задания могут состоять как из тестов-пятиминуток, так и их серьезных контрольных тестовых работ по конкретной теме.
Нельзя учителю обучать своих учеников, не совершенствуя свои знания предмета, поэтому самым главным для учителя является его собственное самообразование (курсы повышения квалификации, работа по самообразованию, участие в вебинарах, олимпиадах и конкурсах как теоретической направленности, так и практической разных уровней).
И последнее, наши учителя уже сами могут проводить заседания городских творческих групп, делясь своим многолетним опытом, или же проводить внутришкольные семинары и передавать свой опыт более молодым учителям.
Уже имеющиеся направления развития ШМО
Для работы со слабоуспевающими учениками предлагается каждому учителю выделить час в неделю на то, чтобы учителя практически индивидуально занимались со слабоуспевающими учащимися, уделяя им особое внимание, занимались с ними дополнительно, объясняя наиболее сложные темы, отрабатывая на практике все сложности в обучении слабых учеников. На такие занятия следует приглашать не более 3-5 человек. Сначала лучше называть в каждом классе слабых учеников пофамильно, а уже когда ребята поймут всю пользу от таких занятий, то сами смогут приходить на них без напоминаний. Главное, чтобы ребята знали, в какой день они могут прийти и позаниматься отдельно с учителем. Со временем слабые ученики поймут, что от этих занятий есть польза. Бывает, что и те, кто хорошо учатся по нашему предмету, тоже могут прийти на такие занятия и лучше разобраться в каких-то темах. Сюда же могут приходить и ребята, пропустившие несколько уроков по болезни.
Работая с учащимися одаренными, следует сделать особый акцент на то, что эти ребята уже на уроке должны получать как можно больше информации, поэтому предлагается давать им индивидуальные задания при подготовке домашнего задания, а на уроке индивидуальные карточки, также они должны иметь возможность в свободное время посещать различные сайты, на которых есть вся необходимая информация для одаренных детей (адреса сайтов следует заранее отобрать для них). Так мы предлагаем одаренных ребят как можно чаще привлекать к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня, делая все же акцент на олимпиадах муниципального и краевого уровней.
При подготовке учеников к экзаменам в 9 классах следует учитывать также индивидуальные особенности ребят. Психологи рекомендуют давать возможность визуалам и аудиалам выбирать, как лучше знакомиться с текстом для написания сжатого изложения. Ведь на экзаменах все ученики попадают в одинаковые условия. Так визуалам в этом плане гораздо сложнее, ведь они могут воспринимать информацию, исключительно видя ее перед собой. Далее следует отработать на практике основные приемы сжатия текста, пересказа незнакомого текста, составления плана к нему, учитывая необходимое абзацное членение. А уже после этого можно предлагать ребятам пробовать писать изложения на слух не только на пробных экзаменах, а и на элективах. Далее следует отрабатывать с учащимися тестовые задания, при этом учить их внимательно читать само задание, иначе ребята допускают ошибки, не дочитав задание до конца. Поэтому факультативы по смысловому чтению здесь могут особенно помочь. И последний этап работы при подготовке к ОГЭ по русскому языку включает в себя работу над рассуждением, Здесь следует уделить особое внимание структуре рассуждения. Сегодня КИМы предлагают целых три варианта написания сочинения-рассуждения. Поэтому, занимаясь с учениками на элективах и консультациях, следует обратить их внимание на то, как выбрать себе вариант написания рассуждения, чтобы ученик сам, без посторонней помощи мог написать свое сочинение-рассуждение, соблюдая все необходимые критерии.
И последний этап в обучении учащихся русскому языку в средней общеобразовательной школе – это сдача ЕГЭ по русскому языку. С недавних пор сдачу ЕГЭ предваряет написание сочинения по литературе в декабре месяце, которое, собственно, и является допуском к сдаче ЕГЭ. К этому учителя русского языка и литературы тоже должны подготовить своих учеников. Поэтому первым этапом подготовки учеников к экзаменам в 11 классе является отработка основных навыков при написании сочинений на литературном материале. Это и работа с основными направлениями, которые можно посмотреть на сайте ФИПИ, и работа со структурой рассуждения, и возможность грамотно приводить аргументы из прочитанных учениками произведений. Но вот и пройден предварительный этап, сочинение написано. Далее, а лучше попутно с подготовкой к сочинению, учителя русского языка и литературы отрабатывают умения учащихся решать более сложные, чем на ОГЭ, тесты и писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ по русскому языку. Тем более, что критерии написания этого сочинение несколько отличаются, от зимнего сочинение. Главное состоит в том, что именно учитель-словесник должен опять-таки отработать это со своими учениками.
План работы ШМО учителей русского языка и литературы на метапредметную декаду
№ п\пНазвание мероприятие Классы Ответственный Дата
1 Конкурс «Моя тетрадь – моё лицо» 5-8,
9-11 Учителя русского языка и литературы 2 Викторина по сказкам А.С. Пушкина 5 кл. Библиотекарь 3 Филологический конкурс «Буквоед» 6 кл. Смотрина Н.С. 4 7 кл. Гура М.И. 5 8 кл. Болотина О.Ю. 6 9 кл. Шоколова Л.В.7 11 кл. 8 9