Урок по творчеству Бориса Пастернака Во всем мне хочется дойти до самой сути…


Урок литературы
разработала учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «ПСОШ №3»
Меденникова Ольга Ивановна
«Во всем мне хочется дойти до самой сути …»
Лит-муз урок, посвященный творчеству Бориса Пастернака
Цели урока:
Познакомить с биографией, гражданской позицией писателя Б.Пастернака,
Научить видеть взаимосвязь событий, чувств, стихотворений.
Задачи:
обогащение учащихся знаниями о поэтах Серебряного века,
развитие речи, совершенствование навыков анализа поэтического произведения,
воспитание чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни писателя, чувства прекрасного к миру, философского восприятия жизни.
Оформление: на стене портрет Б.Л.Пастернака. Тумба с чернильницей и пером, картины импрессионистов, абажур, стол, мольберт, краски, свеча…
Во время выступления демонстрируется мультимедийная презентация с портретами поэта, его стихами.
Музыкальное оформление: музыка А.Скрябина, Шопена, «Менуэт» Л.Боккерини, «Крейцерова соната» Л.Бетховена, «Полонез» М.Огиньского и др.
Вед.1. Мы начинаем наш литературный вечер, посвященной лирике выдающегося поэта 20 века, классика русской и мировой литературы Бориса Леонидовича Пастернака.
Звучит песня «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Вед.1. Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
А. Ахматова. Борис Пастернак
С чего обычно начинаются жизнеописания известных людей? Конечно же, с рассказа о семье, детстве. Именно в первые годы жизни человека начинается сложный процесс кристаллизации того, что потом будет названо талантом. Недаром тема детства, одна из важнейших у Бориса Пастернака, тесно связана с другой, не менее важной – темой творчества.
Вед.2. Родился Борис Пастернак в Москве, 29 января (10 февраля по новому стилю) 1890 года. Без сомнения, та творческая, слегка богемная и очень свободолюбивая обстановка, в которой рос мальчик, оказала огромное влияние на его будущее творчество. Отец Бориса Пастернака, Леонид Осипович, известный график и профессор Московского училища живописи, был мастером книжных иллюстраций и работал на крупнейшие российские издательства. К тому же, он был блестящий художник-портретист – достаточно сказать, что несколько его работ купил П. Третьяков для Третьяковской галереи, где они выставлены и сейчас.
Мать Бориса Пастернака, Розалия Исидоровна, была известной пианисткой, которая дружила с Федором Шаляпиным и еще одним гением двадцатого века – композитором Александром Скрябиным. Концерты Розалии Кауфман всегда становились событием, однако выступала она редко, не раз надолго оставляя искусство ради семьи. Кроме старшего сына Бориса, у неё было еще трое детей: Александр (1893), Жозефина (1900) и Лидия (1902).
Среди близких друзей семьи были И. Левитан, В.Серов, В. Поленов, Н. Ге и другие известные художники. Доверительные отношения у Леонида Осиповича установились с Львом Толстым, он иллюстрировал его романы «Война и мир» и «Воскресение». Гостеприимный дом Пастернаков всегда был открыт для друзей и знакомых. Особенно популярны были рисовальные, а также музыкальные вечера, где присутствовал и знаменитый композитор А.Н.Скрябин. Только представьте себе, какие блестящие люди окружали маленького Бориса и как сильно они повлияли на его личностное и творческое становление.
Вед.1.  «Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – на концертах, в гостях, дома, на улице, – делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время… Его старший сын… делал то же самое в поэзии – он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери – известной пианистки Розалии Кауфман: ее полная самоотдача…».
Д. С. Лихачев
Вед.2. Борис Пастернак в юности был очень многосторонним человеком. Он пробовал сочинять музыку, писал неплохие картины, увлекался историей. Весной 1908 года Борис блестяще, с золотой медалью, окончил полный курс гимназии и без экзаменов был зачислен на первый курс юридического факультета Московского университета. Позднее, по совету своего кумира композитора А. Скрябина, Борис перевелся на философское отделение филологического факультета. Увлекшись философией, лето 1912 года провел в стенах Маргбургского университета в Германии. Но… каждую минуту своей жизни он чувствовал потребность писать и излагать свои мысли на языке поэзии, таком сложном, и, одновременно, таком понятном для всех.
Вед.1.В 1913 году Борис возвращается в Москву и в коллективном сборнике «Близнец в тучах» публикует свои первые юношеские стихотворения. Это – первый период творчества Пастернака, период, когда его талант тонкого лирического поэта уже раскрывается в полной мере. Однако, до 1920 года сам Борис Пастернак, скорей всего, относится к своему творчеству, как к увлечению, а не тому делу, которому он хочет посвятить всю свою жизнь.
Вед.2. Чтение стих. «Февраль. Достать чернил и плакать!» на фоне музыки
Вед.1. В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году поэт побывал на  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4" \o "Березниковский содовый завод" Березниковском содовом заводе на Каме.
Когда в марте 1917 года на заводах узнали о разразившейся в Петербурге революции, Пастернак вернулся в Москву.
 
Вед.2. Переломное событие в жизни Бориса Пастернака происходит в 1921 году. Его семья, как и многие другие представители русской интеллигенции, не найдя общего языка с Советской властью, покидает Россию и поселяется в Берлине.
Часть 2. «… И дольше века длится день, и не кончается объятье»
Звучит лирическая музыка, это может быть саундтрек к фильму Дэвида Лина «Доктор Живаго» - лирический вальс Мориса Жарра, который может стать музыкальным лейтмотивом вечера.
Музыка усиливается, затем затихает…
Вед.2. Стих. «Единственные дни»
Вед.1. Тема любви пронизывает все творчество Бориса Пастернака.
Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Поэт признавался, что с юных лет был ранен женской долей. В его лирических шедеврах ощутимо благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным качеством, некой таинственностью: «Но прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен…»

Вед.2.В его отношении к женщине, выраженном в его стихотворениях, пожалуй, как ни у какого другого поэта, ярко и эмоционально проявляются сочувствие, сострадание к женщине, и в то же время любовь, нежность, преклонение перед ней, высокое рыцарское благородство.
Вед.1. Известно, женщина — самый важный комментарий к творчеству любого поэта. Ведь читая любовную лирику, мы прежде всего пытаемся угадать, кому посвящены произведения и чей образ зашифрован в лирических строках. Однако случается и так, что на роль прототипа лирической героини претендуют сразу несколько муз. Так, в образе Лары в своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак запечатлел черты сразу трех женщин, которых он любил в разные годы своей жизни. 
Лирическая музыка
Вед.2 1921 год стал одним из самых счастливых в жизни Бориса Пастернака. Именно в этом году он с лёгкой руки своего друга Михаила Штиха познакомился с очаровательной художницей, 22-летней Евгенией Лурье (кстати, самому Борису на тот момент было уже за тридцать). Евгения обладала всеми качествами классической музы – утончённая красавица, будто сошедшая с полотна Боттичелли, весёлая, деликатная, наделённая удивительным чувством прекрасного. При этом девушка была поразительно самостоятельной, целеустремлённой и целостной личностью. Поэтому в том, что Пастернак полюбил её, как он писал сам, «до побледнения порывисто», наверное, нет ничего странного.
Любимая – жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаенныйИ хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых…
После их знакомства и в первое время после брака Борис испытывал удивительный прилив сил. В тот период он не только много писал. Словно по волшебству, наконец-то удалось издать работы, над публикацией которых поэт бился не один год. Например, книгу «Сестра моя – жизнь». Она вышла в 1922 году и сделала автора знаменитым – вся Москва теперь зачитывалась его стихами, учила их наизусть, а самого Пастернака называли «не поэтом от Бога, а самим Богом – Богом-сочинителем, и Богом-тайносоздателем».Пастернак, возможно, впервые в жизни был счастлив. Знакомые вспоминали, что он тогда словно светился. Маяковский, с которым у Бориса Леонидовича сложились непростые отношения, однажды даже грустно заметил: «Счастливый Пастернак. Вон какую лирику пишет».
После свадьбы молодожены поселились в небольшой комнатке уплотненной квартиры на Волхонке, когда-то принадлежавшей родителям Пастернака. Семейная жизнь складывалась непросто. «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта», — позже напишет в своих воспоминаниях их сын Евгений.
Евгения Владимировна обладала резким, взрывным характером. А душевное состояние поэта целиком зависело от успеха работы, которая его поглощала в данный момент.
К тому же оба были «людьми искусства». Евгения Владимировна была талантливой портретисткой и нуждалась в освобожденном быте. Обустройством семейного очага больше приходилось заниматься поэту. Пастернак в те годы умел и любил прибраться в доме, всегда сам нафталинил зимние вещи и довольно неплохо готовил. Однако поэт не мог не понимать, что быт съедает его драгоценное время. В двадцатые годы он отчаянно нуждался и вынужден был браться за любую работу. Супруги часто разлучались. Евгения Владимировна болела и подолгу лечилась в санаториях.
Равновесие семейной жизни расшатывала ревность Евгении. Она безумно переживала по поводу переписки мужа с Мариной Цветаевой, с которой у Пастернака был всего лишь …роман в письмах.Всё чаще и чаще они ссорились, всё чаще во время размолвок звучало резкое слово «развод». Неурядицы вызывали хроническую усталость, ощущение, что жизнь заходит в тупик. Да, Пастернак всё время что-то писал, но с тем тревожным сознанием, что не чувствует счастья, без которого, как он считал, искусство теряет оправдание и смысл.В этот период одной из немногих радостей стали встречи с друзьями – творческие вечера, где собирались компании людей искусства, где читали стихи, играли на фортепиано, спорили, делились планами и идеями. На одном из таких мероприятий писатель и встретил её – Зинаиду Нейгауз, которая впоследствии стала его второй музой. А от былого чувства к Евгении остались лишь сын и... строки:
На фоне грустной музыки:
Годами когда-нибудь в зале концертнойМне Брамса сыграют, – тоской изойду.Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый,Прогулки, купанье и клумбу в саду.Художницы робкой, как сон, крутолобость,С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлёб,Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,Художницы облик, улыбку и лоб.
Вед.1.С известным пианистом Генрихом Нейгаузом Пастернак познакомился в январе 1929 г. Поэт был представлен его жене, Зинаиде Николаевне. Вспоминая одну из первых встреч с Пастернаком, Зинаида написала: «Я всегда была откровенным человеком. И на его вопрос, понравились ли мне его стихи, ответила, что на слух не очень их поняла. На что Борис сказал, что готов писать ПРОЩЕ».
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин.

Этот сомнительный комплимент привел в восторг Зинаиду Николаевну.
Пастернак, приходя к Нейгаузам в гости, часто заставал Зинаиду в домашней работе — стирке белья, мытье полов, стряпне. Поэт, который считал простаивание первой жены у мольберта «пустой тратой времени», восхищался «талантливым хозяйствованием» Зинаиды Николаевны и её яркой, эффектной внешностью.
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу.
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится.
А в рифмах умирает рок,
И правдой входит в наш мирок
Миров разноголосица…
Пастернак не делал тайны из своего увлечения Зинаидой. Нейгауз отнесся к произошедшему с пониманием — у него самого была вторая семья, где росла дочь — ровесница его младшего, законнорожденного сына. Для Евгении Владимировны произошедшее стало трагедией. Но Пастернака уже ничто не могло остановить.
С Зинаидой поэту было легко и просто. «Дорогая Дуся» — нежно называл ее Пастернак в своих письмах. Как и чеховская «душечка», жена полностью растворилась в его интересах. Главным для нее было то, чтобы муж мог работать, не отвлекаясь ни на какие заботы. Пастернак часто повторял, что с Зинаидой Николаевной он чувствует себя защищенным.
Любовь поэта к Зинаиде подарила миру целый цикл стихов под названием «Второе рождение», в частности то самое знаменитое:
Любить иных – тяжёлый крест,А ты прекрасна без извилин,И прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен.Весною слышен шорох сновИ шелест новостей и истин.Ты из семьи таких основ.Твой смысл, как воздух, бескорыстен.Легко проснуться и прозреть,Словесный сор из сердца вытрястьИ жить, не засоряясь впредь,Всё это – не большая хитрость.Как по волшебству, в новогоднюю ночь с 1937 на 1938 год у Пастернака и Зинаиды родился сын Леонид. Борис писал отцу: «Мальчик родился милый, здоровый и, кажется, славный. Я назвал его в твою честь Леонидом». Счастье представлялось безмерным, любовь – огромной, Зинаида была пусть земной, но всё же музой для Пастернака.
Песня на стихи Б.Пастернака «Никого не будет в доме…» из к-ф «Ирония судьбы…»
(Вплоть до 1989 года в программе школы по такому предмету, как русская литература, о существовании Пастернака, а, тем более, о его творчестве не упоминалось ни слова. Впервые массовый зритель услышал стихи Пастернака в 1970-х в кинофильме «Ирония судьбы», где Сергеем Никитиным была исполнена песня на стихи Пастернака. В то время для цитирования поэтических строчек Бориса Пастернака от режиссера Эльдара Рязанова понадобилась немалая смелость) Но всё же и эти отношения оказались не настолько идеальными, как хотелось бы им обоим.Пастернак много ездил по стране, пробовал себя в разных жанрах, круг его друзей постоянно расширялся. Зинаида Николаевна не менялась: она всю жизнь носила одну прическу — «с фестончиками», отрезные платья с кружевными подолами и отложными воротничками и больше всего на свете не любила «сюрпризов».
Поэт чувствовал, что ему чего-то не хватает. Пастернак долго вынашивал идею большого романа, но никак не мог приступить к воплощению своего замысла. Справиться с нерешительностью ему помогло «пробуждение резкого и счастливого личного отпечатка».
Лирическая музыка
Вед.2. В 1946 году в редакции журнала «Новый мир» Борис Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Ей было 33 года. За ее плечами — нелегкий жизненный опыт: самоубийство первого мужа, смерть второго и двое осиротевших детей — семилетняя девочка от первого брака и пятилетний мальчик. Впрочем, жизненные невзгоды никак не отразились на ее внешности. Ольга была необычайно хороша — нежная, женственная, с огромными глазами и золотистыми волосами.

Недотрога, тихоня в быту,
Ты сейчас вся огонь, вся горенье.
Дай запру я твою красоту
В темном тереме стихотворенья…
<…>
Пóшло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.
Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?
За 13 лет любви к Пастернаку Ольга Ивинская заплатила годами лагерей, и это сделало её легендарной личностью. Ей поэт посвятил множество стихов. В год знакомства Бориса и Ольги был написан один из шедевров лирики Пастернака «Зимняя ночь» («Свеча горела»), стихотворение, ставшее песней, и, может быть, самым знаменитым текстом о любви в русской поэзии 20 века…
Стих. или песня «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»)
(приглушить освещение, зажечь свечу)
Отрывки из книги Дмитрия Быкова «Борис Пастернак»:
«Она была редкостно хороша – ладная, гармонично сложенная (рост Венеры – чуть выше ста шестидесяти, нога тридцать пятого размера), золотые волосы, улыбка, большие светлые глаза, музыкальный голос; и что всего важней – она обожала стихи Пастернака, твердила их наизусть, девочкой бегала на его вечера…»
«Она была женщиной истеричной, эгоистичной, непоследовательной, взбалмошной, вызывающе несоветской. Она была из таких, о которых он сказал: «Быть женщиной – великий шаг, сводить с ума – геройство». И в истории литературы она останется не как разлучница, изводившая Пастернака требованиями оставить семью, - а как женщина, которой посвящены слова:
Сними ладонь с моей груди.
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком.
Музыка – лейтмотив темы Лары из фильма «Доктор Живаго».
Чтец: На фоне музыки стих. «Объяснение» («Не плачь, не морщь опухших губ…») М.б. любое стих. в исполнении Б.Пастернака
Их роман развивался стремительно – точнее, речь идет сразу о двух романах: как только нашелся прототип героини, автор с утроенной силой принялся за «Доктора Живаго». Эти волнующие отношения дали ему силы справиться с трудностями работы над романом, над образом Лары и его символической сутью.
Ольгу Ивинскую арестовали осенью сорок девятого года. Причиной явилась её связь с Пастернаком, «английским шпионом». Пастернак был уверен: Ольгу посадили из-за него — «чтобы на мучительных допросах под угрозами добиться достаточных оснований для судебного преследования». «Ее геройству и выдержке я обязан тем, что в те годы меня не трогали», — был убежден поэт. Ивинскую, потерявшую в тюрьме их ребенка, приговорили к пяти годам лагерей. У Пастернака случился инфаркт.
Однако история на этом не закончилась… Во время разлуки Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи. Но после ее возвращения из лагеря долго избегал встреч. Он боялся увидеть Ольгу изменившейся. Но Ольга добилась свидания. Она была по-прежнему неотразима. Любовь вспыхнула с новой силой. Ивинская взяла в свои руки издательские дела поэта и переехала жить поближе к писателю, сняв комнату в Переделкине. Поэт в буквальном смысле дневал и ночевал у нее. Он даже «узаконил» их отношения, сказав Зинаиде Николаевне, что теперь будет жить там, где захочет. Но из семьи не ушел и от налаженного быта не отказался.
Вед.1. Тем временем роман «Доктор Живаго» был закончен и разослан в редакции. Но в Советском Союзе никто не решался напечатать его. В 1956 г. Пастернак дал согласие на публикацию романа в Италии. А в 1958 г. стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии. Поэта вызвали к Генеральному прокурору и предъявили обвинение по статье «Измена Родине». На общем собрании Союза писателей был поставлен вопрос об исключении Пастернака из Союза писателей и лишении его советского гражданства. Все эти события роковым образом отразились на здоровье Бориса Пастернака. Год, принесший ему мировую славу, оказался последним годом его жизни. 30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало.(Стихи А.Ахматовой на слайде)
Вед.2. А как же его музы? Увы, судьбы их оказались очень трагичными.Первая жена, Евгения Лурье, после развода несколько раз оказывалась в психиатрических клиниках, а к концу жизни становилась всё печальнее и молчаливее. Она постоянно перечитывала роман «Доктор Живаго» и смущённо говорила, что у неё много общего с главной героиней романа.Зинаида Пастернак после смерти мужа осталась без средств к существованию. Его произведения не издавали, пенсию за мужа, несмотря на все хлопоты весьма именитых друзей, получить так и не удалось. За год до смерти, уже будучи тяжело больной, она написала «Воспоминания» о своей жизни с Борисом – такие же простые и наивные, какой была сама Зинаида и какой полюбил её Пастернак. Она также претендовала на прообраз Лары в «Докторе Живаго».
Ольгу Ивинскую опять арестовали спустя два с половиной месяца после смерти Пастернака. Ее обвинили в контрабанде — Ивинская получила гонорар, пришедший из-за рубежа за публикацию романа «Доктор Живаго». По иронии судьбы в это же время в раскаленной Каталонии шли… съемки фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго», получившего пять «Оскаров». Красавица Джулия Кристи целовалась с красавцем Омаром Шерифом под замечательный лирический вальс Мориса Жарра, пока Ольга, прославленный прототип Лары, в вылинявшей от солнца косынке, полола свеклу в женской колонии в Мордовии.
«…Четыре года не ходи ко мне на могилу в ярком платье», - сказал ей Б.Пастернак, явившись во сне после похорон. Через четыре года она вышла на свободу, как раз 14 октября, в день снятия Хрущева. И прожила долгую жизнь.Три женщины. Три музы. Три трагедии. Однако близость к мастеру не принесла ни одной из них счастья. Может, это удел всех муз? Или права была Цветаева, когда сказала, что Пастернак не способен на счастливую жизнь и счастливую любовь? Нам остаётся только теряться в догадках.
Вед.1. Нить судьбы Пастернака закончилась, но не прервалась. Мы связаны временем, историей, традициями.
- Любимый композитор Пастернака Скрябин мечтал создать оперу на собственный сюжет, где главным героем должен был стать философ – музыкант – поэт, мечтающий создать произведение искусства, которое преобразует жизнь, превратив её в праздник для человечества. Опера не была написана. Но, похоже скрябинская идея получила воплощение в реальном образе: музыкант – поэт – философ. Кто это? Разве не Борис Пастернак?!
М. Цветаева, подчёркивая, что поэзия Б.Пастернака утверждает жизнь как высшую одухотворённую ценность, свои размышления о Пастернаке завершила словами: “И никто не захочет стреляться и никто не захочет расстреливать”. Наверное, это и есть то главное, для чего дано человеку слово. И мы, живущие в 21 веке, не только читаем, но и поём стихи Бориса Пастернака, веря в лучшее, надеясь, что
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал…(январь 1919 год)
И времён связующая нить заставляет звучать стихи поэта и наши сердца.
песня на стихи Пастернака “Снег идёт”, 1919 г.Домашнее задание:
На выбор предлагается написать эссе “Мой Пастернак”, или размышление “Нить судьбы”, или проанализировать одно из стихотворений Б. Пастернака.