Тема урока: «Разум и чувство в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»

Тема урока: «Разум и чувство в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»
Цели урока:
Развивающая:
        - развитие навыка комплексного  анализа  текста;
        - развитие чувства художественного слова;
        - развитие  внимания к деталям текста;
        - развитие навыка самоанализа, систематизации полученных знаний, творческой рефлексии на этой основе.
Воспитательная:
        - воспитание чувств:
        - способствовать пониманию того, что истинная любовь возвышает личность, облагораживает чувства, воодушевляет и вдохновляет,
        - способствовать воспитанию уважительного отношения к чужим чувствам, пониманию того, что душа любящего человека ранима и беззащитна перед наглостью и пошлостью,
        - содействовать воспитанию эстетического вкуса, формировать неприятие святотатства, кощунственного отношения к святыням,
        - способствовать воспитанию умения корректно и тактично вести дискуссию.
Образовательная:
        - обеспечить знание сюжета, помочь запомнить знаковые детали произведения;
- осмыслить и обобщить новую информацию,
- соотнести с уже имеющимися знаниями;        
        - обратить внимание на некоторые композиционные приемы и средства выразительности;
        - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, но и обеспечить понимание авторской идеи и его отношения к героям;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Ход урока:

1). Эмоциональный настрой. Прослушивание Аппассионаты Бетховена.
2) Коммуникация с текстом.
1. Анализ текста.
- Когда мы впервые узнаём о Желткове?
(Из ироничного рассказа Шеина.)
- Каким образом Желтков проявляет свои чувства?
- Как Вера относится к любви Желткова?
- Как вы относитесь к Желткову? Сочувствуете или презираете героя?
2. Чтение по ролям эпизода из главы 11 «Шеин и Булат-Тугановский посещают Желткова»
- Найдите детали, из которых видны чувства героя.
(«Опустил ресницы благоговейно», «глаза блестели», глаза «наполнены непролитыми слезами»)
- Найдите и зачитайте описание комнаты Желткова. Как она характеризует героя?
- Что мы узнаём из жизни героя до описываемых событий?
(Автор не рассказывает нам историю жизни Желткова, потому что не о чем рассказывать.)
- Как ведёт себя Желтков во время разговора с Шеиным и Булат-Тугановским?
(Он смущается, но затем берёт себя в руки. Желтков не стыдится своего чувства. Он осознаёт, что морально выше Булат-Тугановского и обращается только к Василию Шеину, видя, что тот мягче, человечнее.)
- Смерть Желткова. Означает ли она смирение героя?
(Желтков не представляет себе жизни без любви к Вере. Его любовь – смысл всей его жизни. Он ничего не требует взамен.)
- Как ведёт себя Вера, узнав о смерти Желткова?
(Она считает себя виновной в этой смерти. Едет к нему и впервые видит его.)
- Умирает ли любовь вместе с Желтковым?
(Любовь входит в душу Веры в месте с музыкой. А письмо героя становится своеобразным завещанием Желткова. Он ни в чём не упрекает Веру, а всё так же боготворит её.)
3. Прослушивание музыкального фрагмента сонаты №2 Л.Бетховена «Largo appassionato». На фоне музыки учитель читает слова, которые слагались в уме Веры Шеиной.
- Как вы думаете, какое влияние оказала музыка на Веру Шеину?
(Именно посредством музыки происходит общение между Желтковым и Верой. Только теперь героиня понимает, что Желтков простил её.)
- Согласны ли вы с высказыванием Стендаля? (Обращение к эпиграфу урока)
- Вспомните эпизод прощания Веры с Желтковым. Какие чувства испытывает Вера? Выражение лица Желткова напоминает ей маски великих страдальцев: Пушкина и Наполеона. Случайна и эта деталь?
(Пушкин – певец любви. Наполеон – великий человек. Желтков – «маленький человек», но любовь поднимает его над всеми, делает величественнее. Желтков превращается в рыцаря.)
- Как сложится дальнейшая судьба Веры?
- Почему именно такой эпиграф выбрал Куприн для своего рассказа?
(Весь смысл произведения заложен в эпиграфе. Если мы сейчас заново перечитаем рассказ, то почувствуем, что его пронизывает музыка. Она наполняет собой всё: и жизнь Желткова, и его трогательную любовь в Вере Шеиной. И теперь уже его смерть не ощущается напрасной. Музыка раскрыла Вере силу его любви и помогла ей почувствовать себя прощённой.)
- Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал?
- Так смешон или трагичен Желтков? Высмеивать или восторгаться его чувством? Желтков – «великий» или «маленький человек»?
4. Заключительное слово учителя.
- Гранатовый браслет Желтков завещал повесить на икону.

гранатовый браслет подарок Вере отказ от подарка дар иконе

Следовательно, героиня приравнивается к иконе, ей можно только поклоняться. Теперь понятен и молитвенный тон Желткова. Не случайно Желтков хранил платок Веры – её вещь, предмет поклонения: Вера – божество. «Да святится имя Твое!» - пишет Желтков.
А.С.Пушкин «Мадонна» (читает ученик).
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830 г.
- И вновь А.С.Пушкин (чтение эпиграфа к уроку). Как слова А.С.Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока?
- Сюжет рассказа сосредоточен на безнадёжной любви, на истории с гранатовым браслетом. Зачем же автор подробно знакомит нас с миром Шеиных и Булат-Тугановских? Есть ли в этом необходимость?
(В мире Шеиных и Булат-Тугановских жизнь течёт спокойно, нет места бурным чувствам. У Веры «прежде страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Любовь Желткова заставляет Веру иначе взглянуть на свою жизнь. Героиня впервые в жизни испытывает потрясение).
- Какой урок можно извлечь из этого рассказа?
(Нужно постараться не пройти в своей жизни мимо «настоящей и верной любви»).

3) Домашнее задание. Эссе по теме урока.