Презентация по русскому языку на тему Выпускное сочинение. Дом.(11 класс)
Выпускное сочинениеД О М
Жанр итогового сочиненияоткрытость автора, его самостоятельная субъективная позициянебольшой объём свободная композиция эмоциональность, образность речи, близость её к разговорнойСВОЙСТВА ЭССЕ:Эссе — это рассуждение на выбранную тему, в котором главное не воспроизведение факта, а передача субъективных впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Надпредметный характер сочиненияфакты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников; факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических деятелей; факты из вашей собственной биографии (если только вы не будете увлекаться ими); результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.В качестве аргументов могут быть использованы:
Законы построения текста одинаковы для всех.Первое предложение каждого абзаца – абзацный зачин. В нем обычно выражена микротема абзаца. Значит, в этом абзаце нужно раскрыть эту мысль, не отклоняясь в сторону. В следующем абзаце уже ничего не повторять. Предложения в абзаце должны быть связаны (лучше – по цепочке)Между абзацами должны быть мостики – переходы.
Законы построения текста одинаковы для всех. Предложения по конструкции должны быть разнообразными (простыми, сложными, с обращениями, с вводными словами, риторические вопросы и восклицания, односоставные предложения, иногда состоящие из одного слова, и так далее)Нужно использовать хотя бы минимум художественных средств: анафора (два-три предложения начинаются одинаково), ряды однородных членов, эпитеты, сравнения.
Примерные темы сочиненийМоя семьяТихая моя родинаМой дом – уютный и роднойМожно ли прожить без дома?Мой дом – моя крепостьБабушкин домТакие разные семьиСемья – ковчег спасения
ДОМ. Как часто мы произносим это слово: пойду домой, забыл дома, меня ждут дома, до дома недалеко.
Что нужно человеку для счастья?Что из перечисленного можно включить в понятие «ДОМ»?Любовь любимая работа пониманиеСемья друзья РодинаРОДНОЙ ДОМ
СКОЛЬКО СМЫСЛОВ У ЭТОГО МАЛЕНЬКОГО СЛОВА?
ДОМ – олицетворение РодиныДом –семейный очаг, где всё согрето любовью, где нас понимают и всегда примут.Дом - это нас общий большой дом -Земля
Тематическое направление «Дом»Прочитайте текст. Исходя из разных смыслов, которые можно вложить в слово «дом» сформулируйте четыре тезиса для сочинения.Дом — жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом — очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, «медленные труды». Дом — традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Дом — «родное пепелище», основа человечности человека, «залог величия его», осмысленности и неодиночества существования. Понятие величественное и спокойное, символ единого, целостного большого бытия.Задание:
Тематическое направление «Дом»Напишите короткое эссе на тему «Мой дом — это я».Если вы с вниманием отнеслись к предыдущему заданию, то наверняка поняли, что с домом могут быть связаны разные переживания, ассоциации и т. д., не только положительные. С одной стороны, дом — это своё, безопасное, охраняемое добрыми силами пространство. С другой — дом может быть чужим, неприветливым; он может быть местом заключения (тюрьма), местом тяжёлой болезни (больница, сумасшедший дом). Иными словами — местом «временной смерти». Такой дом называют антидомом.Задание:
ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ1 предложение - Цитата (НЕТ МЕСТА МИЛЕЕ РОДНОГО ДОМА – Цицерон)2 предложение – Мне очень близка мысль… Насколько же прав великий римлянин…(не надо «Трудно не согласиться» или «Я полностью согласен с автором»)3 предложение – объяснение, почему прав (нельзя начинать с ПОТОМУ ЧТО или ТАК КАК)4-6 предложения – ваше определение понятия «родной дом»:Дом – это… Дом – это… Дом – это…7 предложение – завершение абзаца (раз дом такой замечательный, о чем говорят предложения 4-6, то вывод…): И какое это счастье – знать, что на земле есть место, где тебя всегда ждут, где … (это одновременно и тезис)
Можно использовать эпиграфДва чувства дивно близки нам,В них обретает сердце пищу:Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.А. С. Пушкин
Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе XIX и XX веков являетсяобраз Дома. Дом не только как жилище, место обитания, но как быт и стиль жизни, надежный, привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции,семейные ценности, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного временихарактерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться отжизненных бурь, где рядом самые близкие люди, которые тебя всегда поймут и помогут в трудную минуту
Каждому из нас предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не столько в юридическом, сколько в нравственном смысле). Но чтобы дом, будь то особняк или скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, эволюцию этого понятия в русской культурной традиции, литературе.
литература1. Лев Николаевич Толстой «Война и мир», «Детство»2. Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон»3. Михаил Афанасьевич Булгаков «Белая гвардия»4. Иван Александрович Гончаров «Обломов»5. Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»6. Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети» 7. Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей», «В горнице»8. Иван Сергеевич Шмелев «Лето Господне»9. Чингиз Айтматов «И дольше века длится день» (Буранный полустанок)10. Максим Горький «На дне», «Детство»11. Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»11. Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»…12. Тургенев, Толстой и их родовые гнезда13. Эмигранты (Россия – потерянный рай)14. Тамара Крюкова «Костя + Ника»15. Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»
16. Виктор Петрович Астафьев «Последний поклон»17. Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика Шкид»18. Екатерина Мурашова «Класс коррекции»19. Стихи Марины Ивановны Цветаевой20. Антон Павлович Чехов «Вишневый сад»21. И многие-многие другие
Звезда полей, во мгле заледенелойОстановившись, смотрит в полынью.Уж на часах двенадцать прозвенело,И сон окутал родину мою...Звезда полей! В минуты потрясенийЯ вспоминал, как тихо за холмомОна горит над золотом осенним,Она горит над зимним серебром...Звезда полей горит, не угасая,Для всех тревожных жителей земли,Своим лучом приветливым касаясьВсех городов, поднявшихся вдали.Но только здесь, во мгле заледенелой,Она восходит ярче и полней,И счастлив я, пока на свете беломГорит, горит звезда моих полей...
Каким же представлял себе и созидал русский человек свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей?
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет внаклон».
«Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома… Вот: дома. Прежде всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где заданное место и служба. Затем дома – в избе, на квартире, откуда, с одной стороны, уходишь на работу и, с другой – в себя. И дома – на родной земле». (В.Г. Распутин «Пожар»).
«Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». (Ф.А. Абрамов. «Дом»).
Дверь отперта. Переступи порог.Мой дом открыт навстречу всех дорог.Я принял жизнь и этот дом, как дарНечаянный, мне вверенный судьбою,Как знак, что я усыновлен землею.И снова человеческий потокСквозь дверь течет, не иссякая… М. Волошин
Мир запутался тоже.Дорогу домой так отчаянноВ мире он ищет… Е. Евтушенко
Отчий дом!Никак не надышусь яЭтим горьким запахом земли.Бури века, что прошли над Русью,Выдуть этот запах не смогли. В. Кочетков
Уже в мифических представлениях древних славян чрезвычайно важное место отводилось дому, который оберегал человека от невзгод, внешнего мира,создавал атмосферу защищенности и уюта. По предположению литературоведа Ю.М. Лотмана, «дом с его атрибутами, постелью, печью и теплом – вообщезакрытое и жилое пространство – воспринимается в рыцарских и богатырских текстах как «женский мир». Ему противостоит «поле», как пространство«мужское». Лотман отмечает, что для былин характерен сюжет ухода богатыря из закрытого пространства «на волю» – в степь и «пустыню», и приводитпримеры: летописный Святослав, как идеальный рыцарь, не имеет дома, живет в поле; Тарас Бульба уходит из дома на Сечь, чтобы не «бабиться».
В XIX веке наблюдается противопоставление патриархального ицивилизованного жилища. Подробные описания патриархального – даны Пушкиным (в «Дубровском», «Капитанской дочке»), Гоголем, Далем, Тургеневым и др. Противоположный тип жилища – благоустроенная городская квартира появляется в русской литературе начиная с «Писем русского путешественника» Карамзина, «привившего русскому читателю вкус кевропейской оформленности». «Отчетливое противостояние двух образов Дома, на которое… наложились две законченные культурные концепции – западническая и славянофильская, – позволило Гончарову в «Обыкновенной истории», а затем в «Обломове» создать емкие незабываемые образы жилищ,которые олицетворяют два противоположных уклада русской жизни – «почвенный» и «европейский». Это Грачи или Обломовка, с одной стороны, идома Петра Адуева или Штольца – с другой».
Для славянофилов Дом был прежде всего этическим пространством. Они разработали концепцию Дома как семейного гнезда, где царит истинная любовь. С.Т. Аксаков не раз подчеркивал, что разбросанные в оренбургских степях семейные гнезда часто спасали людей от метели, мороза и ветра,становились пристанищем, где хозяева отличались заботой и гостеприимством. Известно, какое большое влияние оказали усадьбы Аксаково и Надеждино на сыновей С.Т. Аксакова.Поэт А.С. Хомяков утверждал, что «дом есть единица и в смысленравственного союза семейства, и в смысле общественного устройства». Славянофилы выстраивали линию: гнездо – дом – семья – Россия. В отличие от славянофилов, любителей сельского дома, Ф.М. Достоевский представил в своих произведениях картину городских квартир,
основном в Петербурге. Герои Достоевского редко когда живут в своем доме, обычно у чужих людей, в проходных комнатах, на чердаках, в каморках,похожих на чуланы, – в «гробах». У них нет домашнего очага, их быт «неустойчив», «случаен». Странные теории, «недоконченные» идеи зарождаются именно в этих углах, на «аршине пространства».
Л.Н.Толстой считал, что дом, семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир, гармонию. Тема дома звучит и во многих стихотворениях С.А.Есенина: «Гой ты, Русь, моя родная,..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая..», «Письмо матери» и др.
В конце XIX – начале XX века образ Дома в русской литературе еще более меняется. По наблюдениям З.С. Паперного, пьесы Чехова «роднит устойчивыйобраз дома, в котором все более неприятно и неприкаянно живут герои». Ученый приводит слова Бернарда Шоу: «Русский драматург Чехов создал четыре увлекательных драматических этюда. Дома′, где разбиваются сердца».Пьеса «Вишневый сад» - пророческое предчувствие А.П. Чехова о «нелегкой судьбе родной страны», начало воплощения обобщенного смысла слова «ДОМ» в литературе XX века. Любовь Андреевна Раневская обращается к живому, родному существу: «Прощай, милый дом, старый дедушка». И Аня, навсегда расставаясь с привычным, устоявшимся бытом, восклицает: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!»
Петя Трофимов произносит фразу: «Вся Россия - наш сад». А писатели ХХ века: «Вся Россия – наш дом».
Мотив Дома в литературе XX века является одним из главных. Образ родного Дома в творчестве многих русских писателей прочно ассоциируется с Россией, ее укладом, ее обустройством, ее судьбой. Именно русскому человеку присуще единение с миром, включенность его в бытие Природы, Семьи, Дома, Народа, Истории, Вселенной, Космоса. Образ дома – любимый образ литературы последних лет. Это жилище, пристань, а не место временного обиталища человека; согретый материнским теплом угол, очаг, где голоса стариков и детей не противоречат друг другу. Дом – почка, дом – зерно, дом – завязь на ветви жизни.
Путь домой. Печальным пейзажем открывается рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»: холодный, ненастный октябрь, слякоть, дождь. Он вводит нас в жизнь далекой деревеньки Заборье, где живет Катерина Петровна, одинокая старушка, забытая своей дочерью. Катерина Петровна обитает в старом доме, построенном её отцом - известным художником. Путь в родные места Насти, единственного родного человека Катерины Петровны, долгий. Она живет в Ленинграде, она успешна, она работает секретарем в доме художника. Настя востребована, у неё «столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать письмо». Её забота о матери выражается в присланных раз в два-три месяца деньгах. Настя выстраивает свой жизненный путь так, как считает нужным. Ей он кажется успешным и правильным. Она помогает художникам, несправедливо обиженным; это о ней с благодарностью говорят на открытии выставки: «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать».
Но главного человека в своей жизни Настя проглядела. Равнодушие и суета поглотили её. Даже скульптура Гоголя дважды будто упрекает девушку: «Эх ты, сорока!» За что же такие упреки? Человек, предавший свою мать, забывший родные места,- несчастный человек. И автор не столько осуждает Настю, сколько жалеет. «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на денек». Такое письмо спрятать, будто стыдясь, в карман! Девушка приехала в Заборье, «блудная дочь» вернулась, но поздно. Матери больше нет! Настя уезжает из деревни крадучись, ей стыдно. Слава Богу, что стыдно! Нелегко ей будет дальше жить. Теперь наступит переоценка ценностей, однако самого важного – не вернуть. Мать, конечно, простит свою потерявшуюся дочь. Но простит ли Настя себя сама?! Паустовский вовсе не поучает нас, он просит нас думать и взвешивать свои поступки. Жизнь прожить – не поле перейти.
сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь»