Занятие в подготовительной группе Буратино у нас в гостях (обучение татарскому языку)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Ландыш»


« Буратино у нас в гостях

Конспект ООД по обучению
русскоязычных детей татарскому языку
в подготовительной группе.
Разработала воспитатель по обучению
татарскому языку Сулейманова
Алфинур Масгутовна.
2016 год.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: Развивать разговорную речь детей. Усовершенствовать умение самостоятельно вести диалог, правильно отвечать на вопросы.
Задачи:
Обучающие: 
Уточнить и активизировать словарь глаголами на татарском языке. Закрепить умение детей общаться в диалоге.
Развивающие: 
Умение отвечать на вопросы Нишли? - Что делает? Нишлисең? – Что делаешь? обращение друг другу на татарском языке, развивать диалогическую речь.
Воспитательные: 
Вызвать интерес к изучению татарского языка.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие
Дидактическое обеспечение занятия:
Для воспитателя: ноутбук, проектор, интерактивная игра «Нишли?»,
Для детей: атрибуты для игры” Угости” - муляжи овощей, хлеб, фруктов, пицца, треугольник; атрибуты для игр «Йозакны ач», «Нишлисең?”Словарная работа: ашый - ашыйм, эчә - эчәм, юа - юам, йоклый - йоклыйм, утыра - утырам, уйный - уйныйм.
Структура занятия:
1. Вводная часть (5 -6 мин).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Сюрпризный момент, дети ищут новую игрушку (Буратино), находят, знкомятся.
2. Основная часть (24 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Ход занятия:
Воспитатель: Исәнмесез, балалар. Хәләрегез ничек?
Дети: Исәнмесез. Әйбәт. Рәхмәт. Хәлләрегез ничек?
Воспитатель: Друзья мои, давайте пожелаем всем друзьям, себе доброго дня.
Хәерле көн сиңа, Доброе утро тебе,
Хәерле көн миңа, Доброе утро мне,
Хәерле көн сезгә, Доброе утро вам,
Хәерле көн безгә, Доброе утро нам,
Воспитатель: Ребята, когда шли в детский сад, никого не встретили?
(ответы детей). А вы знаете , кого я встретила?(ответы) А хотите узнать? Тогда отгадайте: Он похож на человека – ике кул - две руки и две ноги (ответы), он носит шапку большую, длинную с полосками.(ответы). Он из полена и у него длинный нос(ответы) . Правильно, молодцы ребята, это Буратино.
Но где же он сам? Позовите Буратино к нам.
Дети: Буратино, кил монда.
( На экране появляется Буратино)
Буратино: Исәнмесез, балалар.
Дети: Исәнме, Буратино.
Буратино: Друзья мои, я пришёл к вам за помощью. Скоро мне в школу, а я не готов идти учиться. Я знаю, вы учите татарский язык, научите меня тоже.
Воспитатель:Поможем ему?
Буратино: Сначало давайте познакомимся. Расскажите о себе, как вас зовут, сколько вам лет? Мин – Буратино. Миңа җиде яшь. Син кем? Ничә яшь?
Воспитатель задаёт детям вопросы: Син кем? Сиңа ничә яшь? Син малай(кыз)? Син нинди малай (кыз)?(зур, матур, әйбәт).
Основная часть.
Анимационная игра “Нишли?” (Ребёнок задаёт вопрос - Нишли?. По щелчку на экране появляется изображение , и называет что делает (ашый,чана шуа, бии, эчә, укый, йөгерә). Индивидуальные и хоровые ответы детей.
–Буратино: Зур рәхмәт, дусларым. Мне так интересно с вами, а хотите поиграть? Я буду командиром, а вы солдатами. Сделайте большой круг.
(На столе лежат пиктограммы, дети сами берут , на полу разложат по кругу . Буратино даёт команду «йөгер” . Под музыку дети бегут по кругу, после остановки музыки, дети берут пиктограмму. Задают друг – другу вопрос “Син нишлисең?”. Команда “җырла” (идут и поют под музыку) – Мин җырлыйм, җырлыйм, җырлыйм. Мин матур җырлыйм, җырлыйм, ...) Команда “ бие” (задаёт вопрос «Син нишлисең?” , ребёнок отвечает по пиктограмме).
Буратино приготовил вам сюрприз, принёс волшебную коробку. Но сюрприз с загадкой – вот замочек с цифрами, если вы найдёте ключ к замку и назовёте эти цифры по -татарски, то замочек откроется.
Воспитатель: Балалар, замок нинди? (кызыл, сары, яшел, зәңгәр). Замокта цифрлар нинди? ( яшел, сары, кызыл, зәңгәр) . У кого такие же цифры ? Назови ( цифры называют по- татарски). Молодцы, вы правильно назвали все цифры и волшебная коробка открылась. Коробка – то не пустая, там угощения. ( алма – кызыл, яшел, сары; пицца – зур, кечкенә, тәмле; чәк – чәк баллы, сары, тәмле: яшелчәләр – кыяр, суган, кишер, помидор, кәбестә, бәрәдге; ипи тәмле. Буратино приглашает вас к столу- кил монда утыр. (дети приглашают друг – друга – Кил монда, утыр). Угощают друг – друга (чәк-чәк, өчпочмак, кәнфит, яшелчәләр, алма, пицца, сок).
Дети благодарят Буратино за угощения - Зур рәхмәт.
Буратино: Вы мне очень помогли. Зур рәхмәт. Мне так нравится разговаривать с вами по татарски. Ну , а теперь мне пора. Сау булыгыз, дусларым.
Дети: Сау бул, Буратино.
Заключительная часть.
Дети, какие же вы молодцы, помогли Буратино узнать и назвать слова по- татарски.
Ребятки, что нового было у нас на занятии?
Какое доброе дело мы с вами сделали?
Что вы расскажете вы друзьям, маме, папе о нашем занятии?