ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игры звукоподражания
!Способ акцентирования интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре. Это могут быть игры звукоподражания.
Разговоры на разных языках.
- Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также – ЖЖЖ.
А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так:»Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками и мороЖЖЖеным», и т.д.
Осы [с]
Коровы [м]
Комар [з]
Тигр [р]
Змеиный язык[ш]
! Протягивание звука
Встреча двух машин
- Я ВВВожу оВВВощи. А ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачиВВВать налеВВВо? А напраВВВо? Давай устроим сореВВВноВВВание – кто лучше заВВВодится ВВВВВВВ.
Подражание пароходному гудку, игра «Разговор двух пароходов» -УУУ.
Детские стихи могут приучить ребенка к трудному и непривычному протяжению отдельных звуков в словах
«НОЧНЫЕ СТИХИ» Э. Мошкова
Вот пришел бесшумно шорох,
Новостей принес он ворох,
И все шорохи слетелись,
И пришел бесшумно шелест,
И все шелесты слетелись,
И сошлись со всего света,
И шушукались до света
За широкой нашей шторой,
И шептал им что-то шорох,
Что-то страшное, чудное,
Что-то тайное, ночное,
Разошелся, расшептался,
А под утро распрощался.
Шорох вышел, шелест вышел,
И шагов никто не слышал.
Здесь протяженным является звук Ш.
II. Знакомство с героями Страны слов – звуковичками
Сегодня мы впервые отправимся в звуковой лес. Что это за лес, кто там живет? Сейчас узнаешь. Закрой глаза и послушай, как нас приветствуют обитатели леса: звуки: ЖЖЖ,
ЗЗЗ, РРР Как ты думаешь, кто живет в звуковом лесу? Разные звери и насекомые живут в обычном лесу, а в нашем волшебном звуковом лесу главные жители – звуковички. Звуковички разносят звуки в воздухе, и мы их слышим. А увидеть звуковичков нельзя. Каждый звуковичок несет один какой-то звук. Звук по имени О поет «ООО!» Спой вместе с ним! Какую песенку поет звуковичок по имени А? Спой. Звуковичок по имени Т тарахтит: ТТТ. Произнеси. Есть звук, который умеет петь так, как будто завывает ветер. Ты догадался, какая у него песенка? Как зовут этого звуковичка? (У)
А теперь послушай: В. На что это похоже? Как зовут звуковичка, который умеет сигналить, как машина? Давай вместе потянем его. Звук ВВВ.
Теперь познакомимся со звуковичками поближе.
- Рассмотрение звуковичка (рисунок)
- Что нарисовано на крылышках первого звуковичка?
Этого звуковичка зовут Л.
Почему у звуковичка Л на крылышках нарисован ландыш?
( Дается первый образец интонирования звука в составе целого слова. Тянуть звук не менее 5 секунд. Если ребенок не смог сразу выделить 1-ый звук, образец должен быть повторен хором, а позднее и индивидуально, до тех пор пока первый звук не будет услышан и назван изолированно, без призвука гласного.)
- Что нарисовано на крылышках 2-ого звуковичка?
- Как узнать имя этого звуковичка?
-Надо громко протянуть первый звук в слове шарик: ШШШарик.
(Учитель дает образец интонирования 1-ого звука в слове, сопровождая протягивание звука в слове соответствующим жестом руки)
Как зовут звуковичка с шариком на крылышках? Хочешь быть звуковичком Ш? Что еще можно нарисовать этому звуковичку на крылышках? Придумай слова, которые начинаются на Ш. Звуковичок Ш благодарит тебя: ты нашел ему столько подходящих предметов!
А теперь звуковичок Ш хочет найти среди детей самых близких друзей. В Стране слов самыми близкими друзьями становятся те, чьи имена начинаются на один и тот же звук. Как зовут подружку?
(Если ребенок затрудняется, то ему предлагается ряд имен: Света, Оля, Шура и т.д.)
А ты будешь другом какого звуковичка?
Работа продолжается с другими картинками t – 10-15
III. Игры
№ 1. «Магазин»
На «прилавке» разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики,
«Продавец» - взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» - это куклы и игр. звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Например,
Продавец: Здравствуй, Мишка.
Мишка: Здравствуйте.
Пр.: Что ты выбрал себе?
М.: Я хочу купить эту ложку.
Пр.: За ложку надо заплатить 1-ым звуком этого слова.
М.: ЛЛЛ
Пр.: Правильно, молодец, можешь забрать покупку.
(Если покупатель затрудняется ответить на вопрос, ему помогает другой покупатель (игрушка) – в этом случае взрослый, действуя за игрушку, подсказывает ребенку правильный ответ. В следующий раз можно поменяться ролями: ребенок станет продавцом, а взрослый будет отвечать за покупателя (при этом иногда умышленно ошибаясь) Здесь важно, чтобы ребенок сумел самостоятельно заметить ошибку взрослого.
!Развивает чувствительность ребенка к звуковой оболочке слова, умение услышать и особым образом произнести отдельные звуки в словах.
№ 2. «Айболит»
«Я доктор звуков, - говорит взрослый ребенку, надев белую шапочку или взяв какой-нибудь врачебный атрибут, - если твои игрушки еще не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу. Зайка, - обращается взрослый к игрушке, - скажи: «На горрре
Арррарррат рррастет крррупный виногрррад». (И картавите за зайку) Р-Л.
Доктор: Вы не выговариваете Р
Я назначаю Вам лекарство: 10 слов , начинающихся с Р
Зайка: Нет
Доктор: Тогда я пришлю Вам медсестру
(Ребенок в роли медсестры называет слова, растягивая нужный звук, взрослый отвечает за игрушку, и она постепенно «выздоравливает».
Тише, мыши, кот на крыше.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха-ха-ха!
Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа белая была тупа.
(Логопедическими лекарствами могут быть не только скороговорки, но и детские стихи с подчеркнутой звукописью)
КАНИТЕЛЬ
Канители, метели
И в метельной канители
Белые дома летели и вертелись
Как хотели,
А заснеженные ели
Громко пели
И скрипели,
И виднелся еле-еле
Через пелену метели
Белый борт грузовика,
И в метельной карусели
Странные слова звенели.
Неужели в самом деле
Ждет Снегурка
Две недели
Белого Снеговика?
МЫШИ
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом,
Впереди идут старшины,
Распевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише
Шаг ровней держите, мыши!
Люди сыти. Кошки сыты,
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный?
Наступает час мышиный!
Ночью пусть пируют мыши
Тише, тише, тише. тише!
№ 3. Игра с машинами
! Игра, требующая от ребенка самостоятельного, активного поиска слов по заданной звуковой характеристике.
Дети «нагружают машины»
На первой машине номер М
На второй машине номер ЛЬ
Каждая машина может вести самые разнообразные и неожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук.
В грузовик М ребенок помещает молоко, мышь и т.д. и отправляется в город, название которого начинается на М (Москва).
В грузовик ЛЬ – лимон, лису и т.д. и отправляется во Львов (лес) или предл. ряд. назв. город, из которого необходимо выбраться.
№ 4. Игра «Звуковое лото»
! Игра требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.
У ребенка и взрослого по карте лото с картинками и маленькие пустые клеточки. Взрослый – ведущий называет звук, например, В и спрашивает ребенка: «Есть слово со звуком В? Не обязательно, чтобы этот в конце, и в середине.»
Картинку ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. (!Следует помнить, что согл. звуки бывают твердыми и мягкими.
Мяч – Мал буквы=
звуки
Так, если ребенок объявляет, что у него есть слово на З – зебра, взрослый, должен поправить его: «как ты говоришь – Зэбра или Зебра ? вывод: не подходит слово
№ 5 «Запретные звуки»
! Звуки в речевом высказывании; развитие речи, внимание ребенка.
(по правилам игры «да», «нет» не говорить)
Вместо запретных слов здесь нужно подставлять различные звуки. Условия игры следующие: взрослый – ведущий задает ребенку разнообразные вопросы, а ребенок, отвечая, должен соблюдать правило – не произносить определенный звук.
Напр., запрещены Х и Ч.
Взрослый: Что продают в булочной?
Ребенок: Булки
Взрослый: А хлеб?
Ребенок: Нет, так как первый звук Х, а он запрещен
и т.д.
№ 6. «Вкусные» звуки
Взрослый: Знаешь, кто прилетел к нам на кухню?
Ребенок: Кто? Шмель?
Взрослый: Карлсон прилетел! И сказал, что самые вКусные Кушанья начинаются на его звуК – на К. ДоКтор сКазал Карлсону, чтобы он питался только пищей, название, которой начинается с К, иначе он испортит фигуру.
Взрослый: Карлсон, ты будешь пирожки с грибами?Ребенок: Испугается, улетит.
Взрослый: Почему?
Ребенок: Растолстеет, ему можно есть пищу, начинающуюся на К.
Нарисуй то, что можно кушать Карлсону.
№ 7. Игра «Умная машина»
Умные машины умеют сигналить по-разному, для каждого пешехода у них свой сигнал. Если, напр., на дороге стоит корова, машина ей громко сигналит «К-к-к»! Корова понимает, что обращаются именно к ней, и быстро освобождает путь. Ребенок – «умная машина», а взрослый и игрушки – пешеходы.
Машина может ездить в любую сторону, но чтобы никого не сбить, не забывай вовремя сигналить. Как ты просигналишь собаке? «С-с-с!». Правильно! А если сигнал неверный, придется машину отправить в ремонт. Вот здесь у нас будет авторемонт, а здесь – бензоколонка. Сломается колесо – приезжай, скажи на своем сигнальном языке «К», и я все починю.
№ 8 «Звукоедик»
Я буду Звукоедиком: я съем все первые звуки. Вот угадай, что я скажу: _аша _аня _ромко _лачет,
А теперь ты будешь Звукоедиком.
№ 9 Подвижная игра «Колобок»
(игра по типу «ручеек»)
1 вар-т Ребенок проходит через «ворота» и называет слово на 1 звук. Нарпимер, П.
2 вар-т Каждой паре взрослый говорит, кем они будут (волки, тигры, лисы, и т.д.) Звери не пропускают Колобка, пока он не откупится словом, начинающимся на их звук. Если Колобок скажет неправильное слово, звери его съедают.
№ 10. Игра «Тренировка вратаря»
Предварительно в слове, заданном взрослым, ребенок находит превый звук. Нарпимер, шайба – Ш. Несколько раз произносит звук. Проверим, кто из нас лучший вратарь. Я буду говорить слова. Все слова вы должны пропустить через ворота (поймать мяч). Но я, конечно, попытаюсь забросить «шайбу». Шайба у нас – слово, которое начинается на другой звук, не Ш. Как только я попытаюсь забросить «шайбу», закрывай ворота. (Шар, шарм, Шурик, ширма, шорты, торт и т.д.)
№ 11. Игра «Волк, Собака и Охотник»
Эта игра похожа на предыдущую.
- Сейчас в лесу идет большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук Р, собакой – РЬ, остальные звуки – зайцами, а ты охотник.
Теперь будь внимателен. Как только услышишь Р в словах, которые я произношу, стреляй – хлопай в ладоши! Только не задень зайца или собаку. Внимание! Начинаем охоту!
IV Анализ звукового состава слова (сказка-игра)
Выделение звуковой последовательности или всех звуков, составляющих слово (анализ 3-х зв.слов).
Сегодня мы побываем на необыкновенной стройнее. Посмотрим, как звуковички занимаются своим главным делом – строительством слов.
( 3 человека или 3 игрушки на роли звуковичков приглаш. ) Им раздаются рисунки (луна, осы, сирень). 3 игрушки – роли играет 1 ребенок.
Давай поможем этим трем строителям. Первый звуковичок, как тебя зовут? «Л». Спой свою перенку. (Взрослый подпевает) А я буду рисовать комнату для этого звука. (Ребенок тянет : «Л-л-л!», а взрослый в это время рисует
Вот первая комната и готова. Второй звуковичок, назови себя. «О-о-о!» Спой свою песенку. Звуковичок О, рисуй рядом с 1-ой комнатой вторую, для своего звука.
(Ребенок тянет: «О-о-о!»,- рисует
Помоги последнему звуковичку пропеть его песенку. (СЬ). Где будет жить последний звук СЬ? Нарисуй для него комнату. (Ребенок тянет:»СЬ-сь-сь!», -рисует
Какое слово получилось? Звуковички, встаньте рядом, показывайте на свои
комнатки и по очереди пойте свои звуки. (Если один ребенок, то он указывает на игрушки и поет: «ЛОСЬ»
Какое слово услышал? Какое слово живет в этом звуковом домике? (лось)
Мы помогли звуковичкам построить звуковой домик для слова лось.
А теперь поучимся читать это слово.
Я буду вести указкой, на какую комнату покажу, тот звук вы и пойте. (реб.+взр.=хор)
Построй домики для слов (ум, кот, сок, лес, лиса)
Слова из 2-4 звуков
ИГРА «ДОМ В ЛЕСУ»
! Более сложный вариант игры (по сравнению с предыдущим)
1) В доме хотят жить разные звери, а для кого он построен неизвестно. Спорят СЛОН, ЛЕВ и ЖИРАФ. Чей это дом? А кто бы еще мог здесь жить?
2) Рассели знакомых ребят. Найди дом для Алеши, Оли, Пети.
3) Более сложная задача для ребенка – самостоятельно построить дом, в котором будет жить кукла Катя, перестроить его для Иры, найти жильца для пустующего дома из 6 комнат.
СЮЖЕТЫ
Цапля пришла проведать кума Аиста. Как ей попасть в нужный дом и не угодить на обед к хищнику?
В каком мешке находится соль, сахар, мука?
Кто отправится в путешествие в вагоне (волк, кот, уж, сорока)?
ИГРА-СКАЗКА «ТЕРЕМОК»
Жила-была в звуковом лесу мышка. Не было у нее своего домика, и решила она построить терем. Построила одну комнатку и устала. Давай ей поможем: достроим остальные комнатки.
Идет по лесу петух, видит: красивый терем. Постучался петух:
- Кто-кто в тереме живет?
- Это я, Мышка-норушка, а ты кто?
- Я – петух. Пустишь меня в терем?
- А ты мой терем не сломаешь?
Посоветуй мышке, что ей делать: можно пустить петуха в терем, или нет? (ребенок читает по схеме слово петух, дет разрешение)
Мышка послушалась вас и пустила петуха. Стали они жить-поживать и вдруг слышат: тук-тук-тук – кто-то громко стучит в терем? Выглянули мышка и петух в окошко и видят: стоит у терема козел и бьет рогами в дверь. «Пустите меня в терем, я тоже хочу жить с вами,» - говорит козел. Задумались мышка и петух: козел большой, рогатый, пустишь его в терем – он терем и сломает.
Как проверить, сможет козел жить в тереме или нет? (Прочитать слово по схеме. Читает, разрешает)
Дружно зажили мышка, петух, козел в тереме. Никто им был не страшен. Но вот однажды ночью раздался сильный стук, и терем закачался. Это мишка увидел в лесу теремок и решил попроситься на ночлег. «Мишка, не стучи, не ломай наш терем! Видишь, какой у нас маленький домик – ты в нем не поместишься!» - закричали испуганные звери. «Зря боитесь, я помещусь в терем ваш, не сломаю»,- прорычал им в ответ мишка.
А как ты думаешь, кто прав? Можно мишку пустить в терем? А вдруг он его сломает?
Дружно зажили животные в тереме. А вслед за мишкой прискакала к терему лягушка-квакушка. И попросилась: «Пустите, я много места не займу, очень хочется мне с вами вместе жить!» «Конечно, мы тебя пустим, - ответили звери. – Уж если мишка поместился, то и для тебя место найдется!»
Правильно делают звери, что пускают лягушку в терем? Что будет дальше, когда лягушка войдет в терем? (Ребенок должен догадаться, что терем сломается, т.к. в слове ЛЯГУШКА – 7 зв., т.е. больше, чем 5.
V. МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Игра-сказка «Два волшебника»
! Введение терминов «мягкие» и «твердые» согласные звуки. Практическое знакомство со словоразличительными функциями мягк.-тв. согл.
Сейчас хочу познакомить тебя с двумя добрыми волшебниками Страны слов – Тимом и Томом.
Вслушайтесь в их имена: Тим Том. Первые звуки одинаковы? Назови первый звук в имени Тим –ТЬ., а первый звук в слове Том –Т. Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том не похожи друг на друга. Давайте вместе скажем : ТЬ и Т. Чем отличается ? ТЬ – мягкий, и сам Тим мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест ТЬ – тефтели, но никогда не пьет томатный сок, не любит М – молоко, с удовольствием есть МЬ – мед, рисует только КЬ – кисточкой и никогда не берет в руки К – карандаш.
Брат Тима, Том, наоборот, очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Т – томатный сок и не ест ТЬ – тянучки, носит п – пальто и никогда не надевает ПЬ – пиджак, не берет в руки МЬ – мяч, но любит пускать М – мыльные пузыри .
Как называются звуки, которые любит Том? (твердые)
Как называются звуки, которые любит Тим? (мягкие)
Поиграем
Кто будет Тимом? (реб)
Кто будет Томом? (взросл.)
Тим и Том отправились в поход.
Вещи волшебники сложили в (рюкзак, ранец, сумка, чемодан)
А какие вещи взяли с собой? (миска, ложка, веревка, бинокль, компас, вилка)
Сколько вещей у Тима?, а у Тома?
Вещи сложены, путешествие начинается.
Отправились в лес. Сначала собирали грибы (лисички, боровики, мухоморы, рыжики)
Потом ягоды (земляника, брусника, черника) Кто какие?
Потом цветы (ромашки, васильки) Кто какие?
Потом ловили рыбу (сом, щука, карась, лещ) Кто какую?
Выбрали место для привала. Разожгли костер и приготовили обед (суп, каша, кисель, сок, хлеб, салат, лещ)
Что будет есть Том? Тим?
Вернулись домой. Один на машине, а другой пешком. Кто как?
Возле дома затеяли игры с друзьями (догонялки, бабочки, совы, футбол, прятки, утки и охотники) Кто во что играл?
Придумай игру для Тима.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515