Игры на развитие фонематического слуха
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Фонематический слух включает:
способность слышать данный звук в слове;
способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.
Когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие
Ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Игра «Где спрятался звук?» взрослый произносит слова, а ребёнок определяет место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
left881500Игра «Найди звук» предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с».
Игра «Придумай слово» взрослый называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать как можно больше слов с нужным звуком.
1331110938717Игра «Поймай звук» в начале игры взрослый называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее взрослый называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
Игра «Зоркий глаз» ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Игра «Общий звук» взрослый называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
Игра «Скажи наоборот» взрослый проговаривает два-три звука, а ребёнок должен произнести их в обратном порядке.
left13970Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.) Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «Слышу звон и знаю, где он» попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Игра «Разговор шёпотом» выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
Игра «Послушай, повтори» ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
-7937512031400
Удачи, успехов и удовольствия
в совместном досуге с ребёнком!
Уверена, что наше сотрудничество окажется результативным!
Подготовила: учитель-логопед
-6794531115000Гайдар Наталья Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36»
Учу, играю, фонематический слух развиваю
right28130500(Памятка для педагогов и родителей)
г.Славгород