Технологическая карта урока. Окружающий мир на тему Человек в ответе не только за тех, кого приручил!»


Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: « Человек в ответе не только за тех, кого приручил!»
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: Человек в ответе не только за тех, кого приручил!
Наименование программы: Перспективная начальная школа
УМК: Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. ТрафимовЦель урока: формировать представление учащихся о редких животных
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с животными Красной книги России, Забайкальского края
Развивающие: способствовать развитию умений по сохранению природы
Воспитательные: пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю
Планируемые результаты
Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей животного мира занесённых в Красную книгу
Метапредметные УУД:
Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану
Коммуникативные: совместно договариваться о правилах работы в группе
Личностные: осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растенийТип урока: Изучение нового материала
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, компьютер, мультимедийный проектор
Материал:окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — М. : Академкнига/Учебник, 2012
Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы №1/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012
Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — М. : Академкнига/Учебник, 2012
Выставка книг: Красная книга Забайкальского края
Организация пространства: работа фронтальная, в парах, в группах
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
Организационный момент
Настроить на положительные эмоции -Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»Дети повторяют за учителем предложенные действия. Коммуникативные: сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Актуализация - Ребята, прочитайте слова и подумайте, к какому неодушевлённый предмет они могу относится?
Слайд № 1: информирует, предупреждает, советует ,призывает изучать
-А вот о какой книге пойдёт речь, вы, узнаете, выполнив задание. Найти среди букв спрятанное слово
Слайд № 2: САПКЕРОАНСЫНЖАЕЯ РКРНСИВГПА
- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой?
- О чем нас может предупреждать Красная книга?
Слайд № 3, № 4
- Давайте обратимся за помощью к энциклопедическому словарю и выясним значение этого словосочетания Книга
- Красная книга
-Красный цвет- это сигнал опасности, предупреждения
- О том, что некоторые животные. растения стоят на грани исчезновения.
Работа с энциклопедическим словарём
Познавательные: анализ объекта с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Постановка учебной задачи  - А знаете ли вы, что некоторые виды растений стали исчезать и их осталось очень  мало.
-Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?
- Кто основной виновник исчезновения некоторых видов растений, животных и птиц?
- Какова же тема нашего урока?
Дети называю причины :- вырубка лесов.
-загрязнение воздуха.
-животные умирают, не находя себе корма.
Дети самостоятельно формулируют тему урока Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование
проблемы
Первичное усвоение новых знаний -На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения.
-Впоследствии была создана Красная книга России в 1978 году.
- А первая Красная книга Читинской области была создана 2000году.
-Второе издание, было издано в 2012 году
- Сейчас я вас познакомлю с некоторыми животными, которые занесены в Красную книгу России. Слайд № 5, № 6, № 7
- Это только небольшое количество животных. На самом деле их намного больше.
- Если вы хотите подробнее узнать о животных, которые занесены в Красную книгу России, можете обратиться в школьную библиотеку.
- Ребята, хотите отдохнуть?
Белочка.  Физзарядкой белочке не лень  Заниматься целый день.  С одной ветки, прыгнув в лево,  На сучке она присела.  Вправо прыгнула потом,  Покружилась над дуплом.  Влево-вправо целый день  Прыгать белочке не лень. Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Построение проекта выхода из затруднения .Первичная проверка понимания - А как вы думаете, какие животные нашего Забайкальского края включены в Красную книгу?
- Организуем работу в группах.
- У каждой группы на столе лежат фотографии животных, выбрать тех, которые занесены в Красную книгу Забайкальского края.
- А что бы нам поближе познакомиться с братьями нашими меньшими, я предлагаю использовать дополнительные источники, которые у вас на столе.
-Ребята, вы любите играть?
-Сейчас поиграем в игру. Разделимся на три команды:
1 команда « Охотники»
2 команда « Служба спасения»
3 команда « Эксперты»
- Вы будете работать с карточками. На них записаны слова, из которых надо составить текст. Выбирать только те слова, которые относятся к вашей «профессиональной деятельности», а также, чтобы получился текст надо добавлять свои слова.
- Какое новое слово вы услышали в рассказе « Экспертов» ?- Сейчас команде « Эксперты» предстоит познакомить нас , что такое заповедник.
-Рассказать о заповеднике нашего края.
Слайд № 13, № 14, № 15. Рассказ о Даурском заповеднике.
-Ребята, не хотели бы вы обратиться к команде « Охотники».
-Ваша задача. Прийти к общему мнению: какой огромный вред наносит человек животным.
- И в завершении вашей совместной работы, предлагаю придумать экологический знак охраны животных, занесённых в Красную книгу нашего края.
Предположения детей
Дети делятся на пять групп
Анализируют, классифицируют
Защита работ( краткие сообщения):
Слайд № 8
1 группа: Манул-дикая кошка
Слайд № 9
2 группа: Дзерен
Слайд № 10
3 группа: Тарбаган или монгольский сурок
Слайд № 11
4 группа: Даурский ёж
Слайд № 12
5 группа: Восточный кожан
Для создания поисковой ситуации,
дети работают с деформированным текстом, в котором находят ключевые слова, относящийся к их
« профессиональной деятельности»
Карточка
под охраной, построили города
помогают, беречь, ценный мех
вырубка леса, губят животных
охотимся на них, красивые
употребляем их в пищу, спасение, заповедники ,забота, защита, любимое занятие охота, братья наши меньшие
Возможные варианты ответов
1 команда « Охотники»
Любимое занятие для нас- это охота. Нам нравится охотиться на животных. Мы считаем, что животных очень много. Животные очень красивые. У некоторых животных ценный мех, а ещё употребляем в пищу мясо.
2 команда « Служба спасения»
Человек построил города, занимается вырубкой леса, загрязняет реки, озёра тем самым губит животных. Для животных леса, реки- это их дом. Давайте будем заботиться о братьях наших меньших.
3 команда « Эксперты»
Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Надо беречь животных, которых остается с каждым год всё меньше.
Дети обращаются с просьбой, переубеждают «Охотников» ,какой они вред наносят природе своими действиями . В итоге приходят к единому компромиссу.
Работа в группах. Защита экологического знака. Регулятивные: управление поведением, оценка действий
партнёра.
познавательные:
общеучебные :умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания
коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Рефлексия учебной деятельности - Что нового узнали на уроке?
-Какие задания были наиболее интересными?
-Вы очень хорошо поработали.
- Спасибо за урок. Слайд № 16 Ответы детей Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению