Проект «Народная игрушка-матрёшка» дошкольное обучение


МКОУ Малокрасноярская ООШ
Проект
Тема: «Народная игрушка-матрёшка»

Воспитатель: 1 кв. категории
Полукеева Г.В.
с. Малокрасноярка
2016 г.
Проект по нравственному и эстетическому воспитанию в группе кратковременного пребывания на тему «Народная игрушка- матрёшка».
Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и побудило педагогический коллектив к созданию и воплощению проекта «Народная игрушка – Матрёшка».
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные).
4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
7. Обогащать словарь детей.
8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки. (презентация).
Русские народные сарафаны и косынки.
Трафареты (силуэты) матрешек.
Таблицы с элементами народных росписей.
Магнитофонные записи русских народных песен.
Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Тип проекта: творческий, исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.
 Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
 1. Планирование работы.
2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
 Методы и приёмы:
1. Опрос.
2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».
 2 этап. Основной
 Цель:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
2. НОД: «Откуда появилась матрешка? Из чего она сделана».
3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
5. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
 Коммуникативная деятельность
1. Рассматривание изображений разных матрешек
2. Чтение стихов и загадок о кукле.
3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки»
6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
 Продуктивная деятельность
 Рисование.
Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Аппликация.
Тема: «Детская авторская матрёшка.» Музыкально-художественная деятельность
1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
Игровая деятельность
 1. Дидактические игры:
«Собери матрешку».
«Построй ряд с закрытыми глазами».
2. Пальчиковые игры.
 
3 этап. Заключительный
 Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта:
1. Оформление методических пособий для педагогов.
2. Выставка: «Семейная матрешка».
3. Презентация проекта.
 Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.    
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.