Рабочая программа по внеурочной деятельности Тропинка к своему Я
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии:
со ст. 12 Закона «Об образовании в РФ»;
с федеральным государственным образовательным стандартом НОО;
с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова;
с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2015/2016 учебный год;
с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2015/2016 учебном году;
с положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, утверждённым в МОУ СОШ им. А.С. Попова.Настоящая программа разработана для улучшения уровня адаптации обучающихся к школьным условиям, уровня межличностных отношений в классе.
Актуальность. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Актуальность проблемы обусловлена:
возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению;
возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Чтобы помочь ребёнку найти его уникальную, счастливую дорогу в первые школьные годы, была составлена программа для групповых занятий с обучающимися 1 – 4 классов «Тропинка к своему Я». В основе программы психологических занятий лежат материалы, опубликованные в книге Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4)», В.А. Родионова, М.А. Ступницкой и К.Р. Ступницкой « Прививка от стресса».
Участники кружка: обучающиеся 3 класса.
Структура: на реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Теоретических занятий 15 часов, практических – 19 часов. Продолжительность занятий – 40 минут, количественный состав – 10-15 чел.
Цель программы: сохранение и укрепление психологического здоровья младших школьников, предупреждение школьной дезадаптации.
Задачи:
помочь младшим школьникам научиться понимать себя и других людей;
формировать развивать навыки взаимодействия со сверстниками, учителями и родителями;
развивать навыки саморегуляции и самоконтроля, в том числе в стрессовых ситуациях;
стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожностии агрессии;
развитие рефлексии учащихся, формирование адекватной самооценки.
Методы и техники, используемые на занятиях.
упражнения на взаимодействие;
упражнения на самопознание, самопринятие и самоидентификацию;
телесно-ориентированные упражнения;
упражнения, направленные на саморегуляцию и самопомощь при стрессе;
ролевые игры;
работа со сказкой;
двигательные игры;
беседы;
задания – вопросы;
задания – выборы;
интеллектуальные задачки;
задания - сочинения.
Структура занятия:
Приветствие.
Разминка.
Основная часть.
Рефлексия.
Прощание.
Критериями эффективности программы являются уровень адаптации обучающихся к школьным условиям, уровень межличностных отношений в классе.
Содержание программы:
3 класс.
Тема 1. Я - фантазёр
Цель:
- осознание детьми ценности умения фантазировать;
- развитие креативных способностей детей.
Занятие 1-2. Я – третьеклассник.
Цель: - выявление мотивов обучения в школе;
- установление контакта между детьми.
Занятие 3 . Кого можно назвать фантазёром?
Цель: осознание детьми ценности умения фантазировать
Занятие 4 . Я умею фантазировать!
Цель: развитие креативных способностей детей
Занятие 5. Мои сны.
Цель: осознание детьми ценности умения фантазировать
Занятие 6 . Я умею сочинять!
Цель: развитие креативных способностей детей
Занятие 7. Мои мечты.
Цель: развитие креативных способностей детей
Занятие 8- 9 . Фантазии и ложь.
Цель: работа с понятиями «правда и ложь».
Тема 2. Я и моя школа.
Цель:
- осознание детьми особенности позиции школьника;
- предоставление учащимся возможности отреагировать свои чувства в отношении учителя;
- оказание детям помощи в принятии учителя таким, какой он есть.
Занятие 10- 11. Я и моя школа.
Цель: осознание детьми особенности позиции школьника
Занятие 12 . Что такое лень?
Цель: работа с понятием «лень».
Занятие 13-14 . Я и мой учитель.
Цель: - предоставление учащимся возможности отреагировать свои чувства в отношении учителя;
- оказание детям помощи в принятии учителя таким, какой он есть.
Занятие 15. Как справиться с «Немогучками».
Тема 3. Я и мои родители.
Цель:
- помощь детям в осознании требований родителей, сопоставлении их со своими возможностями и желаниями;
- обучение детей способам разрешения конфликтов с родителями.
Занятие 16-17. Я и мои родители.
Цель: помощь детям в осознании требований родителей, сопоставлении их со своими возможностями и желаниями;
Занятие 18. Я умею просить прощения.
Цель: актуализация опыта детей просить прощения.
Занятие 19-20. Почему родители наказывают детей?
Цель: обучение детей способам разрешения конфликтов с родителями.
Тема 4. Я и мои друзья.
Цель:
- помощь детям в осознании качеств настоящего друга;
- помощь детям в осознании собственного умения дружить.
Занятие 21. Настоящий друг.
Цель: осознание качеств настоящего друга;
Занятие 22-23. Умею ли я дружить?
Цель:- актуализация опыта детей дружить;
Занятие 24-25. Трудности в отношениях с друзьями.
Цель: - осознание своих взаимоотношений с друзьями.
Занятие 26-27. Ссора и драка.
Цель: - обсуждение конфликтных ситуаций; актуализация опыта детей в выходе из конфликтов.
Тема 5. Что такое сотрудничество?
Цель:
- формирование представления о понятии «сотрудничество»
Занятие 28. Что такое сотрудничество?
Цель: - введение понятия «сотрудничество».
Занятие 29. Я умею понимать другого.
Цель: развитие эмпатии
Занятие 30. Я умею договариваться с людьми.
Цель: развитие навыков взаимодействия.
Занятие 31-32. Мы умеем договариваться сообща.
Цель: развитие навыков взаимодействия
Занятие 33. Что такое коллективная работа?
Цель: развитие навыков работы в группе.
Занятие 34. Итоговое.
Цель: обобщение основных знаний и навыков, полученных в течение года.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
№ Тема Кол-во Универсальные действия обучающихсяаудиторные внеаудиторные Я – ФАНТАЗЁР – 9 ч
1-2 Я – третьеклассник. 1 1 Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи.
Метапредметные: знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии.
Предметные: осознавать собственную полезность и ценность, преодолевать возникающие в школе трудности
3 Кого можно назвать фантазёром? 1 4 Я умею фантазировать! 1 5 Мои сны. 1 6 Я умею сочинять! 1 7 Мои мечты. 1 8-9 Фантазии и ложь. 1 1 Я И МОЯ ШКОЛА – 6 ч.
10-11 Я и моя школа. 1 1 Личностные: быть сдержанным терпеливым в процессе взаимодействия.
Метапредметные: применять полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем.
Предметные: осознавать собственную полезность и ценность.
12 Что такое лень? 1 13-14 Я и мой учитель. 1 1 15 Как справиться с «Немогучками». 1 Я И МОИ РОДИТЕЛИ – 5 ч.
16-17 Я и мои родители. 1 1 Личностные: уметь налаживать контакт с людьми.
Метапредметные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Предметные: получать удовольствие от процесса познания.
18 Я умею просить прощения. 1 19-20 Почему родители наказывают детей? 1 1 Я И МОИ ДРУЗЬЯ – 7 ч.
21 Настоящий друг. 1 Личностные: гармонизация эмоционального состояния.
Метапредметные: знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: знакомство с причинами и следствиями конфликтов
22-23 Умею ли я дружить? 1 1 24-25 Трудности в отношениях с друзьями. 1 1 26-27 Ссора и драка. 1 1 ЧТО ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО? – 7 Ч.
28 Что такое сотрудничество? 1 Личностные: правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
Метапредметные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей.
Предметные: через игровые роли и сказочные образы осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.
29 Я умею понимать другого. 1 30 Я умею договариваться с людьми. 1 31-32 Мы умеем договариваться сообща. 1 1 33 Что такое коллективная работа? 1 34 Итоговое занятие. 1 Всего 17 17 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
№ Тема Кол-во часов Форма проведения занятия Вид деятельности
обучающихся Ожидаемый результат
(основные универсальные действия, формируемые на занятии) Дата Коррекция
1 - 2 Я – третьеклассник. 2 упр. на взаимодействие -Угадывать партнёра по описанию его качеств.
-Угадывать и описывать ситуацию по её пластическому представлению.
-Придумывать невероятные истории по заданию учителя и обсуждать их в группе. Л: осознание ценности умения фантазировать
К: учиться выполнять разные ролиП: формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению 3 Кого можно назвать фантазёром? 1 работа со сказкой 4 Я умею фантазировать! 1 работа со сказкой 5 Мои сны. 1 двигательные игры 6 Я умею сочинять! 1 задания - сочинения 7 Мои мечты. 1 упр. на самопознание 8-9 Фантазии и ложь. 2 задания – вопросы 10-11 Я и моя школа. 2 упражнения на взаимодействие Участвовать в учебной игре о правилах поведения в школе. Моделировать ситуацию по заданию учителя и обсуждать её. Л: осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией
К: выполнять разные роли.П: формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе 12 Что такое лень? 1 задания – выборы 13-14 Я и мой учитель. 2 упражнения на саморегуляцию 15 Как справиться с «Немогучками». 1 двигательные игры 16-17 Я и мои родители. 2 ролевые игры Познакомиться с историей своей семьи. составление родословной. Участвовать в беседе «Почему родители наказывают детей?» Л: извлекать необходимую информацию из различных источников
К: овладевать способами разрешения конфликтов с родителями
П: графически оформлять изучаемый материал 18 Я умею просить прощения. 1 ролевые игры 19-20 Почему родители наказывают детей? 2 беседа 21 Настоящий друг. 1 беседа Передавать черты характера через выразительные движения и позы. Участвовать в беседе о дружбе. Анализировать полученный результат. Л: прогнозировать последствия своих поступков.
К: понимать эмоции и поступки других людей.
П: осознавать качества настоящего друга. 22-23 Умею ли я дружить? 2 задания – выборы 24-25 Трудности в отношениях с друзьями. 2 телесно-ориентирован-ные упражнения 26-27 Ссора и драка 2 упражнения на саморегуляцию 28 Что такое сотрудничество? 1 упражнения на взаимодействие Исполнять различные роли.
Моделировать ситуации, где необходимы согласие, взаимопомощь, личная ответственность. Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. Л: правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
К: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей.
П: через игровые роли и сказочные образы осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. 29 Я умею понимать другого. 1 упражнения на взаимодействие 30 Я умею договариваться с людьми. 1 упражнения на взаимодействие 31-32 Мы умеем договариваться сообща. 2 ролевые игры 33 Что такое коллективная работа? 1 упражнения на взаимодействие 34 Итоговое занятие. 1 задания - сочинения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат:
повышение уровня учебной мотивации;
оптимизация уровня тревожности, агрессии и самооценки;
овладение навыками взаимодействия со сверстниками, учителями и родителями;
снижение конфликтности в классе;
овладение навыками саморегуляции и самоконтроля, в том числе в стрессовых ситуациях;
улучшение межличностных отношений в классе, повышение социометрического статуса школьника.
Оценка эффективности работы:
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса реабилитации и по завершению занятий:
тест школьной тревожности (Прихожан А.М.)
тест уровня самооценка (Дембо-Рубинштейна )
тест школьной мотивации (Лускановой Н.Г.)
наблюдение (Н.Семаго),
анкета обратной связи для обучающихся и педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М., Просвещение, 2008
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков – СПб., «Питер», 20
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.
Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия – СПб., «Питер», 2008.
Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии - СПб., «Питер», 2007
Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником - СПб., «Речь», 2005
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно-важным навыкам. СПб.: «Образование-культура», 2002.
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости – М., «Психотерапия», 2006.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я : уроки психологии в начальной школе (1-4) – М.:Генезис, 2011. 344с.
М.,Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия. – Волгоград: «Панорама», 2006.
Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М., 2003.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень:
- предполагает приобретение обучающимися новых знаний здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Второй уровень:
- предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Третий уровень:
- предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от __________№___
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ / Т.С. Калиниченко /
Дата___________