Программа по развитию мелкой моторики рук для детей от 3 до 5 лет








Программа

по развитию

мелкой моторики рук

детей от 3 до 5 лет














I . Актуальность


Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией, и есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».
















II. Создание условий работы для работы в кружке по развитию мелкой моторики рук.


рабочие места для детей.




Методический материал
Дидактический материал

1.
Е.Синицына
« Умные пальчики»
Пластилин
Цветные карандаши
Цветная бумага
Счетные палочки
Мозайка (различных видов)
Шнуровки
Застежки
Нестандартный материал (горох, фасоль, пуговицы, семена)

2.
М.Ю.Картушина
«Конспекты логоритмических занятий»


3.
Н.Г.Метельская
«100 физкультминуток на логопедических занятиях»


4.
Картотека игр и игровых упражнений
«Пальчиковая гимнастика»
























III. Программа предполагает работу с детьми в форме игровых занятий, совместной работы детей с воспитателем.

Цели программы:
развивать «Речевые зоны» и воздействовать на всю кору головного мозга через двигательные импульсы пальцев рук
Улучшить произношение и обогатить лексику
Развивать координацию общей и тонкой произвольной моторики
Развивать психические процессы (внимание, память. мышление, воображение)
Развивать личностные качества (терпение, аккуратность, общительность, эмпатийность и др.)


Первый этап: диагностический и подготовительный
(8 занятий)

Задачи:
Выявить уровень развития психических процессов детей
Выявить индивидуальные особенности детей, обратить внимание на трудности, которые возникают у детей в ходе работы
Создать позитивную атмосферу на занятиях
Развитие подвижности кисти руки
Освоение азов пальчикового театра
Развитие координации рук

Второй этап: основной

Задачи:
Самостоятельные движения пальцев по подражанию ( статические упражнения, динамические упражнения: тренировка разгибательных и сгибательных мышц пальцев; игры, в которых пальцы левой и правой руки совершают одинаковые движения)
Рисование красками ( методом «тычка» пальцем, кисточкой; горизонтальные линии, волны, зигзаги, круги, сочетание округлых и прямых линий; пересечение прямых вертикальных и горизонтальных линий)
Рисование карандашами, мелками
Умение пользоваться ножницами (ребенок отрезает куски бумаги по нарисованным линиям)
Координация движений руки ( выкладывание геометрических фигур, линий; нанизывание предметов на шнур, шнуровки, сортировка фишек)
Самомассаж (с помощью массажера)
Развитие ловкости и подвижности рук ( конструирование: изготовление построек из строительного материала – дорожки, башни, заборчик, мост, лесенка, мебель и т.п.)
Стимулирование тактильной чувствительности ( лепка: раскатывание прямыми движениями небольших кусочков теста или пластилина между ладонями – колбаска, колечко, колобок и т.п.)
Увеличение мышечной силы пальцев рук (работа с бумагой)
Развитие вращений суставами кистей рук (владение ложкой и карандашами; правой и левой руками)
































Перспективный тематический план

Месяц
Название блока
Тема занятия
Разминка для пальцев
Содержание занятия
Материал

Сентябрь
Диагностика детей
«Волшебные пальчики» (2 занятия)
« В гости к пальчику большому»
1. Рисование круглых предметов, используя цветные карандаши.
2.Рисование прямых и волнистых линий, используя фломастеры
Ѕ альбомного листа цветные карандаши, фломастеры



(2 занятия)

1. Угощение для кукол (баранки, прянички)
2.Слепим пирамидку для Мишутки
Пластилин
Игрушки для обыгрывания лепки



(2 занятия)

1. Заборчик к домику
2. Мебель для кукол
Набор настольного конструктора
Игрушки для обыгрывания



(2 занятия)

1.Собери узор из мозайки
2.Зашнуруй башмачок
Мозайка
Шнуровки

Октябрь

















«Осень»
(счетные палочки)
















«Ягоды»
«Здравствуй»
«Травка»
1.Фигуры из палочек – в лес гулять мы пошли, корзинку ягод принесли (корзинка)
2.Игра – выложить горохом по нарисованному контуру (ягодки)
3.Загадки про ягоды
Счетные палочки
Шаблоны контуров
Горох, бобы



«Грибы»
2 занятия
«Этот пальчик»
«За грибами»
1.Фигурки из палочек – корзинка, грибок
2.Игра – выложить перловкой по нарисованному контуру (грибок)
Счетные палочки
Шаблоны контуров
Перловка



«Овощи»
«Корзинка»

1.Упражнение – выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
2. Игра – «Чудесный мешочек» (найти грибок среди других игрушек)

Геометрические фигуры
«Чудесный мешочек»




«Засолка капусты»
«Морковка»
1.Фигурки из палочек – машина везет урожай
2.Игра – выложим горошком по нарисованному контуру
3.Загадка про свеклу
Счетные палочки
Горох
Шаблоны контуров



«Фрукты»
2 занятия
«Апельсин»
1.Фигурки из палочек – очень я люблю варенье, мама варит объеденье (банка с вареньем)
2. Выложить цветной шерстяной нитки любимый фрукт
Счетные палочки
Цветные ниточки




Слива»
1.Выложить цветной шерстяной ниточкой любимый фрукт
2. Упражнение – разорвать бумагу на мелкие кусочки и выложить из них грушу (или другой фрукт)
3. Игра – «Узнай, что это» из проволоки сделать контур любого фрукта
Цветные ниточки
Цветная бумага
Проволока



«Деревья и кустарники»
2 занятия
«Зайка»
1.Фигурки из палочек – «Заборчик».
2.Игра – «Собери осеннюю ветку» нарвать желтую и оранжевую бумагу на мелкие части и сложить из них осеннюю ветку
Счетные палочки
Цветная бумага




«Дерево»
1.Упражнение – «Угадай, с какого дерева листок» выкладывание по нарисованному контуру листочки, используя цветные нитки.
2.Фигурки из палочек – ёлка

Цветная бумага
Цветные нитки
Шаблоны контуров
Счетные палочки

Ноябрь





«Осень»
(карандаши и краски)



«Перелетные птицы»
«Птичек стая»
1.Фигурки из веточек – стая птиц
2. Игра – «Разберем зерна» (разобрать бобы и горох с закрытыми глазами)
Веточки
Бобы
Горох




«Домашние птицы»
3 занятия

«Утята»


1.Упражнение – желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыпленка
Шаблоны с контуром цыпленка
Желтая гуашь




«Гусь»
«Петушок»
«Курочка»
1.Упражнение – «накормим птиц зернами» дорисовать цветными карандашами зерна.
2. Выкладывание рисом
Иллюстрации с изображением птицу
Цветные карандаши




«Уточка»
1.Упражнение – обвести утенка по контуру
2.Выкладывание рисом
Шаблоны с изображением контура утенка
рис




«Светит солнышко в окошко»
«Обогрей»
1.Упражнение – обвести солнышко по контуру, пальцем
2.Желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить солнышко
Шаблон с изображение солнышка
Желтая гуашь



«Бусы для кошечки»
«Пальчики»
1.Упражнение – нанизывание бус на нитку
2. Рисование бус
Шнур с бусами
Цветные карандаши



«Осень»
«Грабли»
1.Желтой, зеленой, красной гуашью кончиками пальцев нарисовать опадающие листья
Гуашь

Декабрь












«Зима»
(пластилин, счетные палочки)










«Зима»
2 занятия
«Погреемся»
1.Упражнение – выложить из жгута или бельевой веревки сугробы
2.Рисование методом «тычка» - «Снег идет»
Белые жгуты
Голубая гуашь




«Лед»
1.Упражнение- выкладывание рисом по контуру «Снежинка»
Рис
Пластилин




«Зимующие птицы»
2 занятия
«Голуби»
1.игра – выложить птичку по образцу из мелких геометрических фигур

Геометрические фигуры




«Воробьи»
1.Черно – белого снегиря (рисунок воспитателя) украсить мелкими кусочками цветной бумаги; бумагу рвать как можно мельче
Шаблон снегиря
Красная бумага



«Зимние забавы»
«Снежный ком»
1.Фигурки из палочек – «Санки»
2.Упражнение – выкладывание рисом «Ветка в инее»
Счетные палочки
Пластилин
Рис



«Новый год»
2 занятия
«Праздник»
1.Упражнение – скатывание из ниток небольших клубочков (шарики на елку)
Большой шаблон елки
Цветные шерстяные нитки




«Ёлочка»
1.Украшение новогодней открытки (украшение нарисованного контура цветной, блестящей бумагой)
Пластилин
Конфетти
Шаблоны
новогодних шаров

Январь



















«Зима»





















«Посуда и пища»
«Шалун»
1.Фигуры из палочек – «Конфета, «Коробка»
2.Игра – «Чудесный мешочек» найти посуду среди др. предметов
3.Упражнение – выложить по контуру из гороха посуду
Счетные палочки
«Чудесный мешочек»
Кукольная посуда
Шаблоны контуров горох



«Одежда и обувь»
«Варежки»
1.Упражнение – застегнуть и расстегнуть пуговицы различной величины
2.Игра – «Крючочки»
3.Упражнение – украсить пуговицами нарисованную одежду или обувь
Застежки
Шаблоны с изображением одежды, обуви



«Домашние животные»
2 занятия
«Собака»
«Кошка»
1.Фигурки из палочек – «Кошка»
2.Упражнение – выложить собаку рисом по контуру
Счетные палочки
Шаблон с изображением собаки
Рис




«Лошадка»
«Коза»
1.Упражнение – скатать из пластилина травинки для животных
пластилин



«Дикие животные»
4 занятия
«На лужок»
1.Игра с пальцами «Зайка и барабан»
2.Лепка из пластилина «Мишка»
пластилин





1.Фигурки из палочек – Ёжик
2. Упражнение – из мелких частей бумаги собрать «Яблоко для ежика»
Счетные палочки
Цветная бумага




«Мишки»
1.Лепка из пластилина «Мишка косолапый»
Пластилин




«Волк и лиса»
1.Упражнение – выкладывание по контуру фигур рис, горох
Шаблоны контуров
Рис, горох

Февраль





















«Зима»





















«Животные жарких стран»
2 занятия
«Черепаха»
1.Лепка из пластилина с использованием скорлупок от грецкого ореха
Пластилин
Скорлупки от грецкого ореха




«Слон»
1.Упражнение – дорисуй цветные кольца,




«Защитники Отечества»
2 занятия
«Солдаты»
1.Игра – счетные палочки выложить горкой, брать палочки двумя пальцами – указательным и большим – только по одной; складывать одну к другой в ряд.
2.Фигурки из палочек – «Флажок»
Счетные палочки




«Солдаты»
1.Упражнение – из риса на темном картоне выложить салют по нарисованному контуру
Темный картон (синий, черный) , рис



«Семья»
2 занятия
«Моя семья»
1. Упражнение для пальцев «Кто приехал?»
2.Рисование на манке «Веселый человечек»
Манка на большом подносе




«Семья могучая»
1.чтение сказки «три медведя»
2.Фигурки изпалочек – «Стол.стул,кровати для трех медведей
Иллюстрации к сказке
Счетные палочки



«Дом – теремок»
«Дом»
1.Фигурки из палочек – «Дом»
2.Упражнение – «Дорисуй крышу и трубу у дома»
Счетные палочки
Цветные карандаши

Март
«Весна»
«Мамин праздник»
3 занятия
«Мамочка»
1.Фигурки из палочек – «Цветок для мамы»
2.Упражнение – «Соберем бусы для мамы»
Счетные палочки
Шнур с бусами




«Мамочка»
1.Упражнение – по нарисованному контуру из мелких частей цветной бумаги выполнить аппликацию «Цветок»
Цветная бумага
Клей




«Мамочка»
1.Упражнение – точное закрашивание контура «Цветок»
Шаблоны с изображением цветка
Фломастеры



«Рыбы»
2 занятия
«Рыбки»
1..Фигурки из палочек – рыбки, ракушки
2.Упражнение – скатать из шерстяных ниток «камушки» для аквариума
Счетные палочки
Цветные шерстяные нитки




«Щука»
1.Упражнение – скатывание рулончика бумаги при помощи ладоней
2. рисование на манке «Шторм»
Цветная бумага
Блюдо с манкой



«Строители»
«Стол»
1.Фигурки из палочек – мебель
2.Упражнение – с закрытыми глазами рассортировать горох и рис
3.Упражнение – «Кто быстрее скатает клубок»
Счетные палочки
Горох
Рис
Игрушки




«Игры»

1.Игра с волчками (чей волчок дольше крутиться)
2.Игра – «Попади в цель» (из бумаги скатать шар и попасть в корзину)
3.Игра – «Кто быстрее скатает клубок»
Волчоек
Бумага
Цветные нитки

Апрель
«Весна»
«Строим дом»
2 занятия
«Дом»
1.Фигурки из палочек – «Дом и ворота»
2.Игра – «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь животное – кто живет в доме том?)
Счетные палочки
Фигурки животных





«Окно»
1.фигурки из палочек – «Дом с окном» .
2.Игра – «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь животное – кто живет в доме том?)

Счетные палочки
Фигурки животных




«Транспорт»
«Лодочка»
1.Фигурки из палочек – «Лодочка», «Пароход»
2.Работа со шнуровкой
Нанизывание колец на пирамидку
Счетные палочки
Шнуровки
Пирамидки





«Машина»
1.Фигурки из палочек – «Машина»
2.Упражнение – дорисуй груз, который везет машина
Счетные палочки
Цветные карандаши





«Самолет»
1.Фигурки из палочек – самолет
2.Рисуем на манке – самолет
3.Работа с настольным конструктором
Счетные палочки
Настольный конструктор


Май
Повторная диагностика