Разработка классного часа-беседы для младших школьников «Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить!» (Беседа-диалог в 3-4-х классах)
Разработка классного часа-беседы для младших школьников
«Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить!» (Беседа-диалог в 3-4-х классах)
Цели и задачи:
• воспитание в учениках чувства сопереживания товарищам, умения разделить с ними радость;
• привитие доброты, сострадания, альтруизма, соучастия.
Описание классного часа
Учитель: Ребята, чтобы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу зачитать вам небольшое стихотворение:
Без дружбы человек себя особо зрит,
Пустыннику подобен,
Который жизнь влачит,
К утехам неспособен;
Но дружбою свое
Мы множим бытие.
О дружба, дар небесный!
Тобою счастливы на свете мы,
Тобою кроткие умы
Чувствительных сердец союз узнали тесный.
(Отрывок из стихотворения И. Богдановича «Стихи о дружбе»)
О чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждения ребят.)
Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи».
Учитель: «В отряде «Каравелла» новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они — кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому — подождать.
...В сентябре пришли к нам два пятиклассника — из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:
— Ну, что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?
— Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют...
И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров «Каравеллы» (она с четвертого класса в отряде, а теперь уже комсомолка), говорит:
— С Витей надо бы подождать, ребята...
Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?
— Я вчера в их группе была на занятиях по фехтованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: «Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого...»
Опять переглянулись ребята. И... ни один не поднял руку, чтобы проголосовать за Витьку.
Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:
— Подумаешь! К такому пустяку придрались!
— Из-за таких пустяков иногда характер складывается.
— Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится?!
Ребята усмехнулись. И два шестиклассника — Валерка и Андрей — тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.
Дело в том, что Валерке очень не нравится Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болтунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.
В общем, хоть и здоровые были парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро. Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.
Хорошо бы, конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, часто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с которым все в жизни пополам: и счастье, и горести, которому можно любую тайну открыть, любую мечту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ — это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель. И на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен — он заступится. Потому что товарищество нужно и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами».
Учитель: Какова главная мысль данного рассказа? (Рассуждения учеников)
А теперь, давайте вспомним известную детскую песенку.
Учитель предлагает прослушать запись песни «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского).
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши,
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке....
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
От улыбки станет всем теплей
И слону и даже маленькой улитке.
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки включаются улыбки.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки. (2 раза)
Учитель: Ребята, прослушайте стихотворение и поразмыслите, правильно ли герой стихотворения понимает дружбу?
Я свою соседку Олю
За косичку дернул в школе.
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же — как горох об стену,
А веселую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору,
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу –
Ей лишь кнопку подложу...
(В. Можная. «Такая дружба»)Ребята высказывают свое мнение по поводу поведения героя стихотворения.
«Законы дружбы»
Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»
Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам.
Сочувствие товарищу, умение жить его радостями.
Готовность помочь товарищу, выручить из беды.
Недопустимость отрицательных проявлений — зависти, черствости, бездушия, бессердечности.
Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться удаче товарища. Это приводит к зависти, которая уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу.
Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.
Вот, например, внимательно вслушайтесь в строчки очень серьезного стихотворения С. Михалкова «Три товарища» и подумайте, о чем эти строки?
Жили три друга-товарища
В маленьком городе Эн.
Были три друга-товарища
Взяты фашистами в плен.
Стали допрашивать первого.
Долго пытали его –
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.
Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй —
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.
Третий товарищ не вытерпел,
Третий язык развязал:
«Не о чем нам разговаривать!» —
Он перед смертью сказал.
Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.
(Рассуждения ребят)
Учитель: Ребята, вы правильно поняли это стихотворение о тяжелых временах Великой Отечественной войны. Истинный друг в любых ситуациях не предаст своего друга. Эти строки помогут нам сформулировать законы дружбы:
• Не оставляй друга в беде.
• Дружба — это вера в человека, требовательность к нему.
• Дружба всегда взаимна.
• Дружба испытывается в беде и опасности.
• Дружба — это не повод для поиска выгоды.
Учитель: А теперь обратимся к народной мудрости: как в народных пословицах и поговорках люди выражают свое отношение к дружбе.
• Старый друг лучше новых двух.
• Нет друга, так ищи, а нашел — береги.
• Худой мир лучше доброй ссоры.
• Дружба дружбой, а служба службой.
• Солома с огнем не дружит.
• Для милого дружка и сережку из ушка.
• Верный друг лучше сотни слуг.
• Для друга и семь верст не околица.
• Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
• Без беды не узнаешь друга.
• С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
• Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Учитель: О чем говорят эти пословицы? Приведите примеры пословиц о дружбе. (Рассуждения учеников)
Учитель: А теперь послушаем, что в разное время говорили известные люди о дружбе:
• Дружба — это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью. (Чарльз Мичли)
• Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно — не иметь ни одного друга и менять многих друзей. (Сократ)
• Господи, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь! (А. С. Пушкин)
• Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал. (Лессинг)
• Не замечать охлаждения друзей — значит мало ценить их дружбу. (Ларошфуко)
• Дружба — это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров и пускай еще здравствует. (В. Высоцкий)
• Дружба кончается там, где начинается недоверие. (Сенека)
• Наслаждаться общением — главный признак дружбы. (Аристотель)
• Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе. (Л.Н. Андреев)
• В молодости я требовал от людей больше, чем они могли дать: постоянства в дружбе, верности в чувствах. Теперь я научился требовать от них меньше, чем они могут дать: быть рядом и молчать. И на их чувства, на их дружбу, на их благородные поступки я всегда смотрю как на настоящее чудо — как на дар Божий. (А. Камю)
• Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Н. Хусрав)
• В дружбе нет ни должников, ни благодетелей. (Р. Роллан)
• Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Ш. Руставели)
Учитель: Ребята, как вы поняли эти крылатые фразы? (Рассуждения учеников) А теперь я хотела бы предложить вам еще одно стихотворение.
Мои друзья мне все прощали:
Дурной характер, спесь и лень.
Враги стреляли из пищали
И не давали спать весь день.
Всю ночь друзья оберегали
Меня от бурь, хандры, скорбей.
Враги — лишали всех регалий,
Что я собрал, как скоробей.
Друзей судьбина раскидала
На север, запад, юг, восток...
Враги все рядом. Все им мало.
Все ждут, чтоб кровью я истек.
Друг издали письмо мне пишет:
Мол, как дела, как жив-здоров...
И только враг в затылок дышит —
Все также злобен и суров.
От друга я приму упреки,
За радость радостью воздам...
Но за полезные уроки
Дай Бог здоровья и врагам!
(Мармар. «Друг и враг»') Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила и записать их в тетрадь (или на классной доске).Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.