Конспект урока на тему:Как хотите, чтобы поступали с вами, так поступайте с людьми сами.
Урок нравственности
Тема. Как хотите, чтобы поступали с вами, так поступайте с людьми сами.
Цели: 1) познакомить учащихся с моральными ценностями, а также с основами культуры поведения в обществе;
2) воспитывать в учащихся доброжелательность, уважительное отношение к другим людям;
3) прививать любовь к ближнему, к окружающему миру;
4)повышать уровень культуры общения в повседневной жизни.
Ход урока:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рожает зверя зверь
Рожает птица птицу
От доброго добро
От злого зло родится.
Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня наш урок посвящён очень интересной теме. Знаете ли вы, как называется священная книга у православных христиан? Правильно, Библия. В Библии записаны десять заповедей. Вы, наверное, уже знаете некоторые из них. Назовите их, пожалуйста. (Дети называют заповеди, которые они знают). Молодцы, дети. А теперь посмотрите на доску. Здесь вы можете увидеть все 10 заповедей. Давайте их прочитаем. (Дети читают). Все эти заповеди можно свести к одной, которую вы должны запомнить на всю жизнь. Эта заповедь гласит: « Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами». Эта фраза и будет темой нашего урока. Ведь если человек будет относиться к людям так, как желает чтобы относились к нему, он не убьёт, не украдёт, будет любить и уважать ближнего своего, почитать отца своего и мать свою.
Одним из самых важных показателей культуры человека, его воспитанности является умение общаться с людьми. Проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия, не только портит людям настроение, но и разъединяет их. Каждому человеку нужно руководствоваться правилом: « В любой жизненной ситуации поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы с вами поступали другие».
Начиная с древних веков и заканчивая современностью, мудрецы утверждают, что человек рождается для счастья. И это действительно так. Ведь Бог – создатель сделал все для счастья нас – детей своих. Он дал нам идеальное, по своей функциональности, тело (многие ученые до сих пор удивляются совершенству человеческого организма). Бог создал прекрасный мир, в котором есть всё для человеческого счастья: реки- полные рыбы, леса – полные живности; чистое, прозрачное небо, свежий воздух; приятное солнышко, которое не только светит нам и греет нас, но и помогает, нам, детям Божьим, собирать богатый урожай овощей и фруктов, грибов и ягод.Учитель: В свою очередь, подавляющее большинство нас, людей, из-за своих мелких бытовых проблем (чаще всего надуманных нами же самими) не замечает всю прелесть этого прекрасного мира, подаренного Отцом нашим Небесным. Эти люди ходят постоянно злые и несчастные, обвиняя в своих проблемах кого угодно, только не себя, проклиная свою несчастливую судьбу. К сожалению, в наши дни гораздо чаще можно встретить озлобленных несчастных людей, чем счастливых и весёлых. Эти люди выплескивают свою негативную энергию на окружающих в форме агрессии, хамства или жалоб и втягивают окружающих в такое же эмоциональное состояние, в котором пребывают сами, даже не понимая, что тем самым сеют возле себя ещё больше проблем.
В мире существует много религий и философских взглядов на жизнь, но главные истины неизменны на Востоке и на Западе, на Севере и на Юге, они нашли отображение в народной мудрости: « Что посеешь, то и пожнёшь», « Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь».
Следовательно, если мы хотим любви, мы должны дарить любовь; если хотим понимания, должны пытаться понять других; если хотим уважения, должны научиться уважать других и т.д.
Учитель: Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Зеркало.
Учитель: Представьте себе, что зеркало - это окружающий нас мир. Виталик, выйди сюда и улыбнись своему отражению в зеркале. Что ты увидел?
Ученик: Себя. Как я улыбаюсь.
Учитель: А теперь, скорчи злобную гримасу. Что ты видишь теперь?
Ученик: Злобную гримасу.
Учитель: По такому закону- закону « отражения» и живёт весь мир. Дети, знаете ли вы мультфильмы или сказки, в которых отражается эта мысль? Правильно, « Крошка Енот». Давайте сейчас споём песенку « Улыбка» из этого мультфильма.
Дети под музыку поют песню « Улыбка».
Учитель: Таким образом, всё, что мы сеем вокруг себя, бумерангом возвращается к нам. Если мы творим добро, оно возвращается к нам обратно приумноженным. Если сеем зло, наши злые поступки возвращаются к нам в форме болезней, неудач и несчастий. Так поддерживается Вселенская справедливость.
Дети, вы любите, когда вам делают комплименты?
Дети: Да.
Учитель: Если вы любите, когда вам говорят комплименты, научитесь их делать другим.
Дети говорят друг другу комплименты, бросая при этом друг другу мяч.
Учитель: А сейчас, разделимся на 3 команды. Капитан команды пусть выйдет и возьмёт для своей команды фразу для обсуждения.
На столе 3 фразы:
Хорошим людям делай добро, а к плохим зло придет само.
Делай добро хорошим людям, а плохим достаточно и тех злых дел, которые они делают сами.
Каждый человек должен хорошо относиться к хорошим людям, а плохим пусть зла не делает, им уже плохо потому, что они злые.
(Один ученик из каждой команды выбирает для своей команды фразу для обсуждения).
Учитель: А сейчас прослушайте «Сказку о добре и зле», затем выскажите своё мнение по поводу вашей фразы.
Сказка о добре и зле.
Жил на свете человек, у которого была привычка приходить к дворцу падишаха и кричать: «Хорошим людям делай добро, а к плохим зло придет само!». Другому человеку это не понравилось, и он решил сделать так, чтобы первому запретили являться при дворе. Он пришёл к падишаху и сказал, что тот всё время кричит: « У падишаха изо рта плохо пахнет».
Падишах очень рассердился и спросил, как его можно узнать. Тогда доносчик предложил падишаху пригласить его к себе, а когда он приблизится, то его можно будет узнать по тому, что он прикрывает рот рукой. Падишах согласился. А доносчик тем временем пригласил этого человека к себе в гости и, когда угощал его, подложил ему в еду лук. Гость поел, затем пришёл к дворцу и начал кричать: « Делай добро хорошим людям, а плохим хватит и тех злых дел, которые они сами делают ».
Падишах подозвал его к себе. Когда этот человек приблизился к падишаху, то прикрыл рот рукой, чтобы от него не пахло луком. Падишах поверил, что доносчик говорил правду. Сразу же написал он письмо своему наследнику и передал этим человеком. А в письме было написано: «Как только появится этот человек, сразу же убейте его».
Обычно падишах вручал письма только тем, кого хотел наградить. Доносчик попросил отдать ему письмо, и человек отдал. Доносчик принёс письмо наследнику. Тот прочитал его, и приказал убить доносчика.
Утром тот человек, который чудом остался жив, по привычке пришёл ко двору и закричал: «Человек должен хорошо относиться к хорошим людям, а плохим людям пусть зла не делает, им уже плохо потому, что они злые!». Падишах удивился и спросил:
- Что ты сделал с моим письмом?
- Тот человек попросил меня отдать ему письмо, и я отдал.
- Ты говорил, что у меня плохо пахнет изо рта?
- Я такого никогда не говорил.
- Почему же в тот день ты прикрывал рот рукой?
- Потому, что тот человек накормил меня луком.
- Правильно ты говоришь, что плохие люди сами найдут себе наказание за свои злые дела. Вот тот человек и расплатился за своё зло! А ты иди себе с Богом.
Дети комментируют суждения. Доказывая их истинность, приводят примеры из своего опыта или опираясь на литературные источники.
Методика незаконченных предложений (учитель начинает, дети заканчивают).
Обращайтесь с людьми так,… (как хотите, чтобы обращались с вами).
Помните о «законе отражения», как вы к людям… (так и они к вам).
Пытайтесь видеть в людях… (только хорошее).
Уважайте себя. Человек, который любит и уважает себя… (способен любить и уважать других).
Вежливость и доброжелательность друг к другу … (украсят ваше общение).
Не обижайтесь … (по пустякам).
Начиная засыпать, спроси себя кого и чем порадовал… (ты за день).
Викторина.
Учитель зачитывает ситуации, учащиеся говорят, как в них нужно себя вести.
Вам не интересен рассказ друга, нужно развернуться и уйти. (-)Вас перебил ваш собеседник нужно попытаться заглушить его своим голосом. (-)Проходя мимо, ваш одноклассник как бы ни заметил вас, и «забыл» поздороваться. Через некоторое время, пришёл просить вас помочь ему с учёбой. Вы ему помогаете.(+)
Подруга попросила вас дать ей списать домашнее задание. (-)Учитель: Дети, вам понравился сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Какое основное правило человеческих взаимоотношений мы должны запомнить?
Спасибо, дети. Желаю вам никогда не забывать об этом правиле, и чтобы окружающие относились к вам так же, как и вы к ним. А сейчас, давайте с вами споём песню «Вежливый вальс».