Конспект урока по обществознанию в 9 классе Тема урока: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»


МБОУ «Кривчевская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока по обществознанию в 9 классе
Тема урока:
«Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»
Урок толерантности.

Учитель: Малкова Инна Николаевна
2013 г
Тема: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Цели и задачи:
Формирование у учащихся умения анализировать проблемные ситуации, защищать свои убеждения в корректной форме;
Регулирование и укрепление межличностных отношений, стимулирование самовоспитания;
Содействовать в выборе правильной модели поведения на основе анализа полученной информации.
Оборудование: карточки с описанием проблемных ситуаций, анкеты, слайды.
Ход урока.
Мотивационная беседа.
На уроках обществознания мы уделяем много времени беседам о межличностных отношениях, моральных нормах поведения, необходимости и конструктивности взаимопонимания. Тема сегодняшнего урока является логическим продолжением этого разговора о культуре общения и поведения. Я уверена, что вы сами можете назвать золотое правило этики, потому что именно оно станет предметом нашего обсуждения.
(Учащиеся сами называют тему: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»).
1 слайд.
Прежде чем начать наш разговор, я хотела, чтобы вы выполнили тест, который лежит перед вами. Не удивляйтесь тому, что их перед вами по два варианта совершенно одинаковых теста: первый вы заполните сейчас, а второй – в конце нашего урока. Таким образом, мы посмотрим и определим, изменилось ли ваша точка зрения по тем вопросам, которые мы будем обсуждать.
Самостоятельная работа учащегося (выполнение одного теста).
Ситуация №1. В классе появился новый ученик и вы…
Подойдете, поздороваетесь и представитесь;
Спросите его имя, откуда он приехал, кто его родители;
Вообще не проявите к нему внимание: пусть он сам первый начнет проявлять инициативу.
Ситуация №2. Вашего одноклассника несправедливо обидели и вы…
Немедленно дадите обидчику отпор;
Займете нейтральную позицию: пусть сами решают свои проблемы;
Попытаетесь разобраться с обеими сторонами и понять причину конфликта.
Ситуация №3.На вашем пути стоит знакомый сверстник. Чтобы пройти вы…
Даже если вам будет неудобно, вы обойдете его и не потревожите его;
Отодвинете, извинитесь за доставленные ему неудобства;
Попросите вежливо дать вам дорогу.
Ситуация №4. При обсуждении вопроса в группе я …
Сразу начинаю объяснять, что и кому делать;
Присоединяюсь к любому мнению;
Просто, без лишних слов, делаю то, что нужно.
Ситуация №5. Я стараюсь …
Всегда говорить то, что думаю;
Держать свое мнение при себе;
Понять, почему я думаю так, а не иначе.
Я вас не спрашиваю, какие варианты ответа вы выбрали. Но прошу обратить внимание на последний вопрос анкеты, в котором заключается смысл нового понятия – толерантности.
2 слайд: Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (учащиеся записывают определение в тетрадь).
Работа над новыми понятиями.
Чтобы разобраться в сущности этого понятия, мы попробуем расширить сейчас круг обсуждаемых вопросов и коснуться проблем, которые не могут не волновать современного человека. Все они связаны с конфликтами, без которых нет совместной жизни людей. Другое дело, как они решаются. Но к сожалению, человечество имея горький опыт двух мировых войн и множество вооруженных конфликтов, не отказалось от идеи насильственного регулирования отношений – войны. Вы все знаете, какие ужасы несет с собой такой способ. Но нас сегодня интересует судьба обездоленных людей, которые остались без средств к существованию, без крыши над головой.
Как вы думаете, в такое положение чаще попадают непосредственные участники боевых действий или мирные жители? Почему?
Так вот, те, которые в силу обстоятельств оказались «на линии огня», вынуждены мигрировать или переселяться, а попросту – бежать, спасая свою жизнь и жизнь своим близким. Но не всякий, спасающийся от войны, является беженцем с точки зрения законов нашей страны. Посмотрите и прочитайте юридическое определение этого понятия.
3 слайд: «Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
Теперь ответьте на вопросы:
- может ли в нашей стране считаться беженцем человек, спасавшийся из Чечни?
- должна ли начаться война, чтобы появились беженцы?
- а кем же считаются те, кто прибыл из «горячих точек» в пределах России? Ответ на этот вопрос можно найти в Российском законодательстве. Такие люди называются «вынужденными переселенцами».
4 слайд: «Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».
Выступление. Ранее, до распада СССР, ее семья жила в Казахстане. Затем они вынуждены были переехать в РФ, т.к. возникла языковая проблема, везде использовался и применялся только родной казахский язык. В Казахстане остались друзья.
Работа в группах над решением проблемных ситуаций.
Теперь, когда вы получили представление о таких понятиях как «толерантность», «беженец», «вынужденный переселенец» будем работать по группам. Каждая группа получит задание решить проблемную ситуацию, проанализировать ее, сделать вывод и поделиться с другими. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задание и время на обсуждение.
1 группа:
Вам предложили оказать гуманитарную помощь вынужденным переселенцам из Чечни. Вы считаете, что:
Достаточно и своих материальных проблем, а этим вопросом пусть занимается государство;
Государство само по себе, не нам за него решать, а помощь каждый должен оказывать;
Нужно оказать беженцам помощь, одновременно требуя участия в этом деле и государства.
С каким из этих мнений вы согласны и почему? Объясните свою позицию. Кто в нашем государстве должен решать проблему?
2 группа:
Вы представители редколлегии одного из престижных журналов. Журналист приносит сенсационный материал о незаконных действиях вынужденных переселенцев, которые вносят нестабильность в отношения с местными жителями. В заключение журналист требует запретить или ограничить расселение переселенцев в данном регионе. Как вы поступите с этой статьей?
Напечатаете ее, так как у нас в стране свобода слова;
Отвергнете материал, т.к. запрещено разжигание национальной вражды;
Попробуете переработать текст.
3 группа:
В вашем коллективе сложились уже определенные взаимоотношения: в общении учитывается индивидуальность каждого, существуют свои микрогруппы. И вот вам представляют нового члена коллектива. При первом общении выясняется, что он имеет свои взгляды, отличающиеся от тех, которые сложились у вас. Новенький всех раздражает. Складывается конфликтная ситуация. Класс должен:
Потребовать у администрации школы перевести новенького в другое учебное заведение;
Терпеть поведение, которое ему не нравится;
Обсудить, что именно и почему вызывают у большинства негативную ситуацию.
Заслушиваются ответы. Обсуждение проблемных ситуаций, оказывается помощь с моей стороны, если дети затрудняются ответить.
Ребята! Возьмите второй тест и вновь ответьте на вопросы, которые вам уже знакомы (дети отвечают). Теперь сравните ответы первого теста и второго. Я не спрашиваю вас, кто изменил ответы, кто оставил прежние. Важно другое: сегодня нам удалось задуматься над проблемами, которые занимают лучшие умы человечества уже в течении многих веков. Теперь и мы, вместе с великим философом Бенедиктом Спинозой, знаем, что «главное – не смеяться, не плакать, а понимать».
Итог урока