Методическая разработка урока Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж (ГБОУ СПО ТИПК)
Методическая разработка урока
Физическая культура
Преподаватель Палагина Т.А.
Тема урока. Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками.
Цель: при изучении темы «Прием мяча снизу двумя руками» показать, как обучающиеся приобретают и совершенствуют навыки приема мяча снизу двумя руками при обороне в волейболе.
Задачи:
Образовательная:
совершенствовать технику приема мяча сверху;
научить технике приема мяча двумя руками снизу.
Оздоровительная:
развивать координационные способности;
улучшить физическое состояние студентов.;формировать навыки общих компетенций.
Воспитательная:
содействовать воспитанию морально-волевых качеств, самостоятельности и целеустремленности;
способствовать воспитанию, нравственному становлению и формированию гармоничной личности.
Тип урока. Комбинированный.
Вид урока. Практическое занятие.
Методы обучения: поточный, фронтальный, игровой.
Место проведения: спортивный зал
Оборудование.
Волейбольные мячи, ноутбук, проектор, колонки, дневник здоровья, тест по теме «Здоровый образ жизни», обучающий видеоролик «Прием и передача мяча снизу.
приема и передачи мяча снизу.
»
Программное обеспечение (MS Office.)
Ход урока.
I Организационный момент
1. Проверка посещаемости.
2. Построение группы:
Преподаватель дает команды построения «Становись», «Равняйся», «Смирно». Приветствие группы. «По порядку рассчитайсь» (расчет окончен). «Вольно».
Рапорт старосты (отсутствующие, освобожденные).
3. Для контроля физического состояния студентов во время урока проводится три контрольных замера пульса, результаты заносятся в «Дневник здоровья». Кроме показателей пульса студенты при первом замере пульса оценивают свое физическое состояния и заносят данные в таблицу.
Дневник самоконтроля
- отличное, - хорошее, - удовлетворительное, - плохое
Дата
Показатели Самочувствие и настроение Аппетит Сон Работоспособность Частота пульса в мин
в начале занятия после разминки в конце урока Самочувствие и настроение оценивается как «отличное», «хорошее», «удовлетворительное», «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Работоспособность оценивается как «высокая», «нормальная», «низкая» и включает в себя наличие болевых ощущений, которые фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие, и т.п.) и силе проявления. Первый контрольный замер пульса.
Преподаватель ведет отсчет времени 15 секунд для измерения пульса. Результаты и характеристики физического состояния заносятся в дневник здоровья (группа садится на лавочку).
Постановка целей урока (тема и цели урока).
II Подготовительная часть урока
1. Разминка:
Разминка на уроке физической культуры позволяет подготовить мышцы к выполнению физических упражнений и защищает студентов от получения всевозможных травм в процессе занятия. Стандартный вариант разминки занимает 10-15 минут времени урока. Кроме основной программы она включает усиленную разминку на те группы мышц, которые будут задействованы в занятии.
Преподаватель дает команды построения. «Становись», «Равняйся», «Смирно», «Направо», «Налево в обход по залу шагом марш».
Ходьба.
На носках, руки подняты вверх, ладони параллельно друг другу.
На пятках, руки за спиной.
Перекат с пятки на носок, руки на поясе.
На внешней стороне стопы, руки на поясе.
Бег.
Обычный.
Приставным шагом левым боком.
Приставным шагом правым боком.
Скрестным шагом левым боком.
Скрестным шагом правым боком.
С захлестом голени.
С высоким подниманием бедра.
Спиной вперед.
Ускорение (по диагонали).
Упражнения на восстановление дыхания.
«Направляющий на месте стой: раз, два», «налево».
Делаются глубокие вдохи с поднятием рук вверх и медленные выдохи с опусканием рук вниз и небольшими наклонами туловища вперед.
2. Второй контрольный замер пульса.
Преподаватель ведет 15-секундный отсчет времени и результаты записываются в дневник здоровья.
3. Общеразвивающие упражнения на месте.
Преподаватель дает команды: «На первый-второй рассчитайсь». «Вторые» «Два шага вперед марш» «На вытянутые руки влево разомкнись!»
Исходное положение (И.п.) Ноги на ширине плеч, руки на пояс
Движения плавные, не резкие.
На 1- наклон головы вперед.
На 2- наклон головы назад.
На 3- наклон головы вправо,.На 4- наклон головы влево.
И. п, ноги на ширине плеч, руки в замок, круговые движения кистей;
Стараться сделать радиус вращения как можно больше.
На 1-4 – 4 круговых движения влево.
На 1-4 – 4 круговых движения вправо.
И. п. - руки к плечам, круговые движения вперед-назад в плечевом суставе
Спина прямая, амплитуда вращения – максимальная.
На 1-4– круговые движения вперед.
На 1-4 – назад.
И. п. – ноги шире плеч, руки на пояс.
При наклоне рука прямая, тело должно быть параллельно полу.
На 1 – наклон влево с отведением с отведением правой руки.
На 2 - И. п.
На 3 - наклон вправо с отведением левой руки.
На 4 - И. п.
И. п. – ноги шире плеч, руки перед грудью, согнутые в локтях.
При рывках и разведении рук свести лопатки.
На 1-2– рывки руками.
На 3-4 – разведение рук с поворотом туловища влево.
На 1-2– рывки руками.
На 3-4 – разведение рук с поворотом туловища вправо.
И. п. – Ноги шире плеч, руки на пояс.
При выполнении наклона касаемся руками пола.
На 1 – наклон к левой ноге.
На 2 – наклон вперед.
На 3 – наклон к правой ноге.
На 4 – И. п.
И. п. – Ноги шире плеч, руки вперед в сторону.
При выполнении упражнения опорная нога не должна сгибаться в колене.
На 1 – махом левой ноги достать правую руку.
На 2 – И. п.
На 3 - махом правой ноги достать левую руку.
На 4 – И.п.
Преподаватель дает команду «В одну шеренгу становись!»
III Актуализация прежних знаний, умений и навыков.1. Пояснение преподавателя. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости. Учащиеся должны быть готовы к участию в игре на протяжении большого времени. А это предъявляет высокие требования к его специальной выносливости. Необходимо развивать у игроков способность переносить значительный объем повторно-переменных скоростных нагрузок и действий, требующих большой точности выполнения.
2. Выполнение передач в парах.
От груди по 10 раз (при выполнении передачи пальцы врозь, кисти развернуты, локти разгибаем полностью).
От груди с отскоком мяча по 10 раз.
Из за головы по 10 раз (при заведении мяча за голову, мяч должен коснуться шеи, при выполнении передачи делаем шаг вперед .Из-за головы с отскоком мяча по 10 раз.
3. Специально-подготовительные упражнения
Совершенствование техники приема мяча сверху
Один студент направляет мяч партнеру сверху двумя руками. Другой игрок выполняет прием мяча сверху. 10 раз.
Один студент направляет мяч партнеру сверху двумя руками. Другой игрок выполняет прием-передачу мяча сверху. 10 раз.
Передачи мяча сверху друг другу.
IV Формирование новых понятий и способов действий
Показ видеоролика, в котором демонстрируется техника приема и передачи мяча снизу.
Слово учителя. Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий. Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, руки подставляют под мяч. Степень сгибания ног зависит от траектории полета мяча.
Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют.
V Применение знаний в новых условиях.
1. Передача мяча снизу:
Один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей. Обратить внимание на технику выполнения приема; 10 раз.
Первый игрок выполняет передачу над собой двумя руками сверху, а затем (вторым касанием) – делает передачу партнеру двумя руками снизу; партнер принимает мяч и делает передачу над собой двумя руками сверху, а затем(вторым касанием) – передачу партнеру двумя руками снизу и т.д. - 10 раз.
Передача мяча партнеру в одно касание. 10 раз.
По свистку студенты убирают мячи.
Во время выполнения упражнений студенты оценивают действия друг друга по следующим критериям:
Положение тела при выполнении упражнения.
Правильное положение рук при приеме мяча.
Четкость передачи мяча партнеру.
«5» - упражнения выполнены правильно
«4» - допущена одна незначительная ошибка
«3» - допущено 1-2 ошибки
«2» - работать в паре было сложно.
2. Игра в волейбол
Преподаватель дает команды «В одну шеренгу становись», «На первый, третий рассчитайсь». «Первые» и «вторые» номера остаются на площадке, «третьи» садятся на скамейку и выполняют тест по теме «Здоровый образ жизни».
Учебная игра до 15 очков. Команда-победитель остается на площадке, проигравшая команда меняется с командой «Три» и выполняет тест.
Учебная игра до 15 очков между командой победителем и командой «Три». Команда, которая не выполняла тест, садится на скамейку для его выполнения, оставшиеся две команды играют в волейбол до 15 очков.
VI.Заключительная часть урока
1.Слово учителя. Выполним комплекс упражнений для восстановления дыхания, улучшения осанки, расслабления всего организма.
2.Растяжка с элементами пилатеса под музыку.
Упражнения на растяжку мышц шеи.
Упражнения на растяжку мышц плечевого пояса.
Упражнения на растяжку мышц спины.
Упражнения на растяжку мышц нижних конечностей.
3. Построение.
Преподаватель дает команду «В одну шеренгу становись».
Третий контрольный замер пульса
Результаты заносятся в дневник здоровья. Делаются выводы о состоянии здоровья. Сравниваются показания пульса с показаниями соответствующими норме.
VII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок. Студенты оглашают оценки за работу в парах.
VIII. Задание для самостоятельной работы:
Подготовить комплекс общеразвивающих упражнений для пресса.
Вопросы по теме «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
1.Здоровый образ жизни – это…
а) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье;
б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья;
в) система жизнедеятельности человека, в которой главным является диетическое питание, отказ от курения и алкоголя;
г) систематическое выполнение физических упражнений.
2.Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором:
а) человек бодр и жизнерадостен;
б) легко переносятся неблагоприятные климатические и отрицательные экологические условия;
в) человек обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;
г) наблюдается всё вышеперечисленное.
3.По мнению специалистов, здоровье человека на 50 % зависит от …
а) экологических факторов;
б) наследственности;
в) образа жизни;
г) регулярного посещения врачей.
4.При малоподвижном образе жизни…
а) улучшаются умственные способности;
б) повышается работоспособность;
в) замедляется процесс старения;
г) развивается слабость сердечной мышцы.
5.Пассивный курильщик – это человек…
а) желающий бросить курить;
б) выкуривающий одну сигарету натощак;
в) выкуривающий две сигареты в день;г) находящийся в одном помещении с курящим.
6.Что такое закаливание?
а) купание в холодной воде и хождение босиком;
б) обтирание снегом по утрам;
в) укрепление здоровья посредством купания в проруби;
г) постепенное повышение устойчивости (адаптация) организма человека к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды;
д) сочетание солнечных и воздушных ванн с подвижными играми.
7.Укажите принципы закаливания:
а) комплексности, систематичности, постепенности и оптимальности дозирования процедур;
б) принцип ударного воздействия;
в) принцип активности и самостоятельности;
г) принцип внезапности воздействия.
8.Укажите последовательность процедур при общем закаливании водой по возрастающей:
а) обливание, купание, обтирание;
б) купание, обтирание, обливание;
в) обтирание, обливание, купание;
г) обтирание, купание, обливание.
9.К основным средствам закаливания относятся…
а) сауна и холодный душ;
б) роса, дождь и снег;
в) русская баня и прорубь;
г) солнце, воздух и вода.
10. Какой рекомендацией не стоит руководствоваться при организации индивидуальных занятий с закаливающими процедурами?
а) когда принимаются солнечные ванны, надо использовать головной убор;
б) не рекомендуется тренироваться при интенсивном солнечном излучении;
в) после занятия надо принять холодный душ;
г) чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия.
Ключ ответов по теме
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
1 – б
2 – г
3 – в
4 – г
5 – г
6 – г
7 – а
8 – в
9 – г
10 –в