Презентация Дифференцированный подход на уроках профессионально-трудового обучения (столярное дело) в специальной (коррекционной) школе.
Дифференцированный подход на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII видаУчитель профессионально-трудового обучения (столярное дело) ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 25» г. Братска Дятлов В.В.
Основная цель образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида - социализация воспитанников
Цель образовательного процесса достигается через ряд задач:1.Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.2.Подготовка учащихся к производительному труду.3.Социальная адаптация в условиях современного общества.
Контингент С (к) Ш VIII вида - учащиеся, имеющие умственную отсталость (олигофрению) преимущественно лёгкой и средней степени тяжести.
Олигофрения – это не просто «малоумие» («олиго» – мало, «френос» – ум), это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы.
Олигофрения -– это не прогрессирующее состояние, что даёт возможность при правильно организованном коррекционно-развивающем воздействии в условиях учебно-воспитательного процесса достигать положительных результатов при подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Структура дефекта при олигофренииПервичный дефект-нарушение познавательных функций и мышленияВторичными дефектами могут быть нарушения в эмоциональной сфере, нарушения речи, личности и т.д.
М.С. Певзнер:дети с интеллектуальными нарушениями имеют неодинаковые возможности обучения, разные потенциальные компенсаторные возможности, что связано с различной глубиной и распространённостью нарушений.
Продвижение детей с нарушением интеллекта в образовательном процессе происходит неравномерно.
В то же время цель и задачи образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставятся по отношению к каждому учащемуся На сегодняшний день по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от глубины и степени распространённости, принята позитивная социальная модель – «Развитие».
Основа модели-Концепция нормализации, разработанная шведским учёным Б.Нирье: Люди с ограниченными возможностями здоровья при соответствующих условиях могут усвоить социально значимые навыки и стереотипы социального функционирования. К тому же каждый человек способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого.
Для успешной реализации модели «Развитие» в специальной психологии и педагогикеразработана педагогическая дифференциация по уровням усвоения программного материала.
Статьи Н.П. Павловой в пособии для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов под ред. В. В. Воронковой «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе»:выделены группы учащихся по усвоению программного материала по основным учебным предметам – русский язык, математика, трудовое обучение.
1 группа 2 группа1группа3 группа4 группа
1 группаЭто ученики, наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. *Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. *Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.*Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. *Им доступен некоторый уровень обобщения. *Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. *При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2 группаТакже достаточно успешно обучаются в классе. *В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. *Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. *Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.*Объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
3 группаС трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). *Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). *Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. *Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. *Детей отличает низкая самостоятельность*Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертност.ь* Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.*Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем.*Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.
4 группа*Овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. *Дети нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. *Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.*Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания.* Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. *Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. *Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. *Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут освоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
6 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 группа2 группа3 группа4 группа Зенин ИванГаркуша М.Логиновский С.Москвитин А.Степанов С.Мосин С.
7 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 группа2 группа3 группа4 группа Кузнецов В.Пнёв Р.Поливкин С.Майский В.Майский С.
8 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 группа2 группа3 группа4 группа Подкорытов С. Володин К.Замарацкий Т.Коростелёв А.Плеханов С.Чувашов В.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}классКоличество учащихся 3 и 4 группы683 %7100 %883 %
Характеристика основного состава учащихся 6,7,8 классов:С трудом усваивают программный материал либо часть программного материала не усваивают вообще.Крайне затруднено понимание нового материала.Очень низкая самостоятельность учащихся.Учащимся трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Учащиеся могут применить ЗУН при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут освоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
Проблемы при обучении учащихся 3 – 4 группы на уроках профессионально-трудового обучения(столярное дело):1. Большие трудности в понимании специальной терминологии, при чтении чертежей, технологических карт.2. Грубое нарушение общей и мелкой моторики, что сказывается на качестве работы.3. Стойкая неспособность учащихся сопровождать ход работы речевым высказыванием. 4. Чрезмерная торопливость в работе, что часто приводит к браку.
Принципы работы с учащимися на уроках профессионально-трудового обучения:Изучение медико-психолого-педагогических особенностей учащихся, особенно учащихся 3 и 4 группы. Создание ситуации успеха на уроке, ситуаций общения, речевых ситуаций, мотивационное начало урока, доброжелательная атмосфера сотрудничества на уроке.Формирование в группе взаимовыручки, взаимопомощи, товарищества, умения работать в коллективе.Постепенное развитие самостоятельности при формировании навыков– от этапа «рука в руке» до самостоятельного изготовления изделия. Соблюдение оптимального темпа ведения урока, охранительно-педагогического режима, неукоснительное требование соблюдения техники безопасности.
постоянная индивидуальная помощь, неоднократное объяснение, многократное повторение изучаемого материала через практические работы.словесно-логическая, наглядная, предметно-практическая помощь в виде предметно-технологических карт, памяток, алгоритмов, таблиц, раздаточного материала.Применение на уроках большого количества упражнений, введение дополнительных приемов обучения, постоянный контроль и подсказки во время выполнения работ.
Список используемой литературы: 1. Мирский С.П. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.2. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 381 с. 3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. – 1994. 4. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.5. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Изд. Центр «Академия» , 2005. – 400с.
Благодарю за внимание!