Сборник рекомендаций по подготовке итоговой аттестации (эссе)
Районная творческая группа учителей русского языка и литературы Карабалыкского района
Сборник
рекомендаций для подготовки учащихся
к итоговой аттестации (эссе)
Подготовили: Нурмухаметова С.Т.
Погудина Т.В.
Фатеева Ю.Ю.
п. Карабалык
2017г.
Пояснительная записка
В настоящее время возникла проблема, связанная с подготовкой учащихся к итоговой аттестации в форме эссе.
В нашей работе делается попытка анализа и решения указанных проблем.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Объект исследования - это разработка системы работы по обучению написанию эссе.
Цель исследования - это определение места эссе в системе работы по развитию речи, поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов написания эссе. Данные материалы предназначены для учителей и учащихся общеобразовательных школ.
Наша работа представляет собой теоритическую часть и практическую часть. В практической части представлены темы и образцы эссе.
Требования к написанию эссе
Что такое эссе? Эссе представляет собой прозаическое сочинение со свободной композицией небольшого объема, которое выражает индивидуальные соображения и впечатления по конкретному вопросу или поводу и не претендует заранее на исчерпывающую или определяющую трактовку данного предмета.
Жанровые особенности сочинения-эссе:
необычное вступление,
автор делится своими наблюдениями, стремится передать свои впечатления,
небольшой объем, свободная композиция,
вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым,
дана установка на диалог с читателем,
стиль отличается афористичностью, образностью, эмоциональностью,
многообразие художественно-изобразительных средств языка.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
Свободная композиция – важная особенность эссе.
Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот».
Непринужденность повествования.
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
Склонность к парадоксам.
Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
Внутреннее смысловое единство.
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
Ориентация на разговорную речь.
В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.
Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.
Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.
Правила написания эссе
Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
Вступление
Основная часть
Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию
Во-первых,
Во-вторых,
В-третьих,
Таким образом,
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями
Рассмотрим несколько подходов
Например,
Подведем общий итог рассуждению
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание
Проиллюстрируем это положение следующим примером
Итак,
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что
Для полемического эссе:
С одной стороны,
С другой стороны,
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:
П – Положение (утверждение) – Я считаю, что;
О – Объяснение – Потому что;
П – Пример, иллюстрация – Например,;
С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.
Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:
Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:
отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
в чем проявилось это качество?
О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):
что заставило меня заняться этим видом деятельности?
почему я продолжал(ю) заниматься этим?
О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:
почему мне запомнилось именно это событие?
изменило ли оно меня как личность?
как я на это отреагировал?
было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?
О каждом человеке, которого вы упомянули:
почему я назвал именно этого человека?
стремлюсь ли я стать таким как он?
какими его качествами я восхищаюсь?
было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
пересмотрел ли я свои взгляды?
О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:
почему мне это нравится или не нравится?
повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?
О каждой вашей неудаче:
чему я в результате научился?
что полезного я вынес из этой ситуации?
Классификация эссе
С точки зрения содержания эссе бывают:
философскими,
литературно-критическими,
историческими,
художественными,
художественно-публицистическими,
духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде:
рецензии,
лирической миниатюры,
заметки,
странички из дневника,
письма и др.
Различают также эссе:
описательные,
повествовательные,
рефлексивные,
критические,
аналитические и др.
Ошибки при написании эссе
В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.
Плохая проверка.
Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку":
"Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака".
"Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".
Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей.
Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.
Многословие.
Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.
Длинные фразы.
Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.
Алгоритм написания эссе
- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Процесс написания эссе
Желательно писать эссе в определённой последовательности, постепенно осваивая тему, продумывая структуру текста, излагая мысли, осуществляя проверку и корректирование материала.
Для начала нужно определить формат произведения: какова читательская аудитория, какая предполагается длина эссе.
Если тема свободная, следует остановить выбор на хорошо знакомой и не вызывающей затруднений области. Она должна действительно волновать автора. Иногда пишут эссе «от противного», рассматривая идею, с которой не согласны, вступая в полемику с другим автором.
Затем потребуется собрать дополнительную информацию, более глубоко разобраться в теме, вникнуть в её нюансы, избегая поверхностных толкований. Даже если проблема покажется достаточно знакомой, стоит вновь просмотреть материалы и поискать новые.
После того как все сведения уже освоены, нужно уделить время размышлениям над проблемой. Хорошо воспользоваться собственным жизненным опытом, вспомнить личные впечатления, важно сложить свой взгляд на конкретную тему. Желательно свести к минимуму использование общих штампов, не несущих смысловой нагрузки фраз. При обдумывании эссе надо помнить – в процессе написания обязательно понадобятся аргументация, примеры, аналогии. Текст должен убеждать читателя, вызывать у него живой интерес.
На данном этапе составляют план эссе. Необходима последовательность и логичность структуры, гармонично оформляющей смысл произведения. Желательно заранее определить примерный размер и количество абзацев, частей текста, придумать подзаголовки.
Лучше начать сразу с главного, так будет проще писать текст: обозначьте 2-3 основные мысли. Вступление, нужные переходы и связки можно легко дополнить потом, а самым сложным чаще бывает именно начало создания текста.
При написании основной части важно грамотно излагать мысли, не забывать о средствах выразительности. Потребуются факты и доказательства, яркие описания. Хорошо воспользоваться средствами привлечения читательского внимания: неожиданный переход, юмор, цитата, риторический вопрос, необычная идея или факт.
В заключении оформляют выводы, аргументируют позицию, дают концентрированный результат анализа.
Именно после написания основной и заключительной частей рекомендуется приступить к оформлению вступления. Перед этим надо прочитать текст, освежить в памяти все основные позиции, в том же стиле и направлении выполнить вступительную часть. Она призвана привлечь читателя и вызвать у него желание продолжить знакомство с эссе. При этом вступление должно действительно соответствовать тексту в целом, быть с ним органично связано.
На заключительном этапе необходимо тщательно проверить весь текст на ошибки, выявить смысловые и структурные недочёты и несообразности, устранить их. Нужно перечитать эссе и постараться оценить его с точки зрения читателя: интересно ли оно, вызывает ли желание подумать, вступить в диалог. Хороший способ – дать произведению какое-то время «полежать», вернуться к нему через несколько часов или дней. Если позволяют сроки выполнения, метод лучше использовать – он будет очень действенным. Так текст воспринимается более объективно, несмотря на то, что его проверяет сам автор.
Что должно содержать эссе
Во-первых, нужно позаботиться о его стиле. Эссе пишется легким и живым языком, в нем автор делится с читателями своими мыслями, чаяниями, опасениями. Он ничего не доказывает, а предлагает поразмышлять вместе с ним или даже поспорить. Для создания такого эффекта в эссе используются эпитеты, аллегории, афоризмы.
Во-вторых, обратите внимание на структуру эссе. Мысли не должны растекаться, беседа с читателем не должна уходить от первоначально заявленной темы к другой. Для этого нужно составить план эссе.
Заголовок. Его следует сделать интригующим, заманчивым. Возможно, стоит использовать каламбур, загадку, но не вводить читателей в заблуждение.
Вступление. Оно занимает 30% текста. Его цель – пробудить интерес к эссе. Можно использовать цитаты, афоризмы, статистику, необычный факт. Во вступлении обозначается (но не раскрывается) главная мысль эссе.
Основная часть. Она занимает 60% текста. В ней раскрывается главная мысль, подкрепленная размышлениями, интересными фактами, яркими, образными описаниями. Если вступление должно быть по возможности простым и ясным, то в основной части нужно использовать все лексическое и стилистическое богатство русского языка.
Заключение. Оно занимает оставшиеся 10%. В нем подводятся итоги или высказывается основная мысль, к которой автор пришел через размышления на протяжении эссе.
Редактирование предполагает проверку работы по следующим критериям:
Эссе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, то есть соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых (грамматических) норм. Содержание эссе оценивается по следующим критериям:
Объём эссе (250-300 слов);
Раскрытие темы эссе;
Наличие тезисов и аргументов;
Наличие логической связи между частями эссе;
Единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
Использование языковых средств и приемов языка (сравнения, эпитеты, метафоры, риторический вопрос, вводные слова и предложения и т.д.)
Индивидуальность эссе (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ, отображение собственного мнения).
При оценке содержания работы и речевого оформления изложений и сочинений следует руководствоваться следующими критериями:
Оценка
Грамотность
«5»
Допускается:
1 орфографическая или
1 пунктуационная или
1 грамматическая ошибка.
«4»
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических, а также
2 грамматические ошибки.
«3"
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или
3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или
7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также
4 грамматические ошибки.
«2»
Допускаются:
7 орфографические и 7 пунктуационные ошибки, или
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или
5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также
7 грамматических ошибок.
«1»
Имеется более:
7 орфографических, 7 пунктуационных,
7 грамматических ошибок.
Примечания:
Грамотность оценивается по числу допущенных учащимся ошибок: орфографических, пунктуационных, грамматических.
Пример рецензии: Необычное начало, авторские наблюдения и размышления, небольшой объём и свободная композиция, нет окончательных выводов, язык афористичен, образен, эмоционален. Автор вступает в диалог с читателем, используя слова разговорной речи. Наличие риторических вопросов и восклицаний. Тропы: «шумит ветер в полночь и несет листы», «жизнь срывает с души восклицания», «звуковыми обрывками», «душа живет» и другие. Стилистические фигуры: эпифоры – «нужно», «нравится»; инверсии; повторы; эллиптические конструкции; умолчание.
Практическая часть
Примеры эссе
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»
Человек рождается маленьким и беззащитным. По большей части все младенцы похожи друг на друга. Но различия между ними можно заметить сразу после рождения – каждый малыш индивидуален. Один появился на свет негритенком с курчавыми волосами, другом – белым, как снег, и синеглазым, а третьего судьба наградила темной кожей и голубыми глазами.
Кто-то кричит ночами напролет и не дает маме спать - он требует, чтобы с ним разговаривали, успокаивали его, утешали. А другой ведет себя наоборот: напьется молока и тихонько посапывает в своей кроватке. Так что характер индивида и его генетические задатки мы видим сразу же после рождения.
Потом человек вырастает и становится личностью. У него проявляются желания, пристрастия, таланты, способности. Человек с одним только «хочу» - это не личность. Он станет ею только когда научится соразмерять свое «хочу» с реальностью, с волей и желаниями других людей, когда у него в лексиконе появятся еще и слова: «могу», «умею», «стремлюсь». И человек сам создает свою личность, когда выбирает, и сознательно: это я буду делать, а вот это нет, так я поступлю, а так я никогда не буду
Когда человек становится личностью? Здесь мнения разнятся. Считается, что человек взрослый, то есть перешагнувший порог 18-летия – он уже личность. Но часто психологи говорят о том, что и подростки – вполне уже сформировавшиеся люди, вот почему их так глубоко задевает, если родители не признают их самостоятельность в принятии решений.
Живет себе темнокожая девушка с голубыми глазами, ходит в школу. И однажды она слышит от окружающих, что ей нельзя сделать пирсинг, надевать джинсы, потому что их носят только парни, хотя ей в них удобно и носить хочется. И что Интернетом в семье может пользоваться только папа, а девочкам запрещено.
Здесь и настает время отстоять свою индивидуальность: свое право учиться, самой создавать и творить свой красочный внешний облик, нарушать общественные запреты, выбирать профессию по душе и опровергать предрассудки... Иногда приходится доказывать, иногда вступать в конфликты, даже защищаться от нападок. Отстоять свою индивидуальность, наверное, возможно лишь полюбив и оценив самого себя со всеми «слабыми местами». Все слабое в человеке ведь способно превратиться в сильное.
«Экологические проблемы современности»
Развитие человечества и прогресс науки и техники сегодня не проходят гладко. Не бывает пока что у людей так, чтобы комфорт и удобства им обходились без проблем. И самые важные проблемы, которые сопровождают наше развитие – это неурядицы экологические. То есть события, что происходят в окружающей нас природной среде.
Первая и самая серьезная проблема экологии на сегодня – это загрязнение воды, воздуха и почвы отходами промышленности. Приятно кушать ложкой из нержавеющей стали, но, чтобы выплавлять эти ложки, в каком-то китайском городе работает завод без очистных сооружений. Смог этого завода через день покрывает миллионный город, и жители надевают на лицо защитные респираторы.
Вторая серьезная проблема на Земле – истощение озонового слоя и глобальное потепление, что приводит к наводнениям и природным катастрофам. Причину этого ученые снова-таки видят в постоянном сжигании человечеством топлива – нефти, угля и газа для своих нужд. Один металлургический, к примеру, завод, способен изменить климат в том населенном пункте, где он находится, ведь ежедневно он «греет» атмосферу и выделяет в нее газы, что создают на Земле мини-парник в масштабах космоса.
В ряду экологических проблем современности стоит также массовое исчезновение видов животных и растений. Сюда важно отнести также угрозы масштабных техногенных катастроф. После знаменитой катастрофы на химическом заводе в Бхопале, в Индии, унесшей тысячи жизней, пресса писала о том, что каждый работник злосчастного завода фактически кормил на свой заработок нескольких взрослых безработных жителей города. Жители Бхопала поэтому относились к работе завода с большим уважением и даже почитанием. Они не согласились бы на закрытие опасного производства, потому что иначе им не на что стало бы жить.
Экологические задачи решаемы, и решаются они заменой технологий, их модернизацией, совершенствованием способов производства на более чистые и безопасные. Здесь на помощь приходят ученые. Почему же люди не разрешают дружно экологические проблемы? Пока что развивающиеся (или стоит применить слово «отсталые»?) страны терпят у себя вредное для всех вокруг производство из-за небольшой зарплаты, которой работник данного производства стремится спасти свою семью от голода. Основные же прибыли оседают в руках владельцев, которые нацелены на обогащение, и редко видят экономическую выгоду в том, чтобы сделать производство чистым экологически. Обычно только угроза большого правительственного штрафа за загрязнение окружающей среды способна заставить владельца завода или фабрики заняться ее обновлением.
«Роль науки в современном обществе»
Прошедший век оказался для людей веком большого научного и технического прогресса. Ведь представьте – сто с небольшим лет тому назад человечество только-только открыло для себя телефонную связь и кино. Совсем недавно все еще были привычны к тому, что телефонный аппарат недвижим, стоит на столике и соединен кабелем с общей городской сетью. Перережь кабель – и соседние города не смогут услышать друг друга. А теперь межконтинентальный разговор по мобильному телефону стал возможен безо всякого шнура и провода.
Таким образом, открытия науки вмешиваются в быт людей, улучшая его, стараясь сделать удобнее. Вопросы решаются на расстоянии, а эти самые расстояния преодолеваются за несколько часов там, где средневековому всаднику пришлось бы скакать месяцами.
Постепенно открытия науки доходят до всех членов людского общества и объединяют их. Ведь в русских деревнях люди еще лет тридцать после появления кино и радио считали рассказы об этом выдумкой: «Приехал из города да соловьем разливается!»
Сейчас наука разработала для инвалидов, которые почти не могут или вообще не могут двигаться, приспособления, которые дают им возможность работать с компьютером: трудиться наборщиками, дизайнерами, администраторами, программистами, журналистами Представьте себе, человека еще вчера называли «овощем», а сегодня он почти самостоятельный член общества!
Трудно переоценить значение науки для отдельного маленького человека – члена общества. И поэтому люди надеются на ученых и ждут научного развития и прогресса, не того, чтобы те изобретали бомбы и пушки – это уже негативная роль науки, когда ее достижения направлены на насилие и запугивание.
Человечеству важно решить свои неотложные проблемы. Обычные жители Земли мечтают о том, чтобы врачи научились излечивать рак, который уносит множество жизней – ведь Европа же победила чуму и благодаря прививкам избавилась от оспы! Когда-то эти болезни считались неизлечимой божьей карой, от них во время эпидемий почти нельзя было спастись.
Важно, чтобы новые методики стали доступны всем людям, а не только пациентам элитных клиник. Ведь умелые врачи пришивают руки и ноги, потерянные во время травм, но в обычной травматологии это недоступно Мечтают люди о том, чтобы методами генетической медицины можно было спасать людей от тяжелых наследственных болезней
Развитие науки - это и экологически чистое производство, не загрязняющее воздух и воду вокруг себя. Развитие индустрии солнечных батарей, что положит конец войнам за нефть и газ. У каждого свои мечты и чаяния, все вместе они толкают науку вперед.
«Моя профессия»
Вариант 1. Почему я хочу стать руководителем, менеджером
Иностранное слово «менеджер» обозначает управленца, директора, управляющего каким-либо производством либо процессом. Это человек, который занимается вопросами управления, продвижения фирмы, компании.
Менеджер высшего звена – это всегда руководитель. Ему подчиняются управленцы среднего звена и младшего звена. Это люди, которые помогают руководителю управлять, но сами не являются начальниками. Даже песня есть в народе о «менеджере среднего звена».
Задачами руководителя является планирование работы фирмы или другого предприятия, организацию ее, контроль за ее работой. Специалист учитывает тенденции развития экономики, ее проблемы, возможные неприятности, форс-мажоры. Он выбирает наилучшую стратегию развития предприятия. У него большая ответственность, но даже это привлекает меня в данной профессии.
Еще в задачи хорошего руководителя, как и менеджеров, входит мотивация сотрудников в работе и к развитию предприятия. Естественно, если сотрудники не заинтересованы в том, чтобы предприятие развивалось и процветало, то оно развиваться и процветать не будет. Сотрудников мотивируют деньгами, возможностями развития, курсами повышения квалификации и так далее.
Все это мне интересно делать, поэтому я хочу стать менеджером предприятия, а впоследствии я хочу быть руководителем. Я чувствую, что у меня также к этому есть силы, способности организатора. И, что важно, увлеченность подобными занятиями, стремление трудиться в этой сфере, получать здесь прибыль. Прибыли в сфере управления всегда можно получить немало, если сделать все верно, правильно и с успехом.
Именно для этого я решил получить высшее образование по профилю управленца. Просто стать менеджером высшего звена, не имея своего собственного бизнеса, очень трудно – это крайне редкий случай. Образование здесь очень важно, просто жизненно необходимо, потому что его все равно придется приобретать. Пусть даже позже и в виде самообразования. Опыт знаменитых управленцев и успешных менеджеров это подтверждает.
Вариант 2. Почему я выбрала профессию воспитателя
Профессия воспитателя детей – занятие очень позитивное, светлое. Это лично мое к нему отношение, я по-доброму воспринимаю детей и искренне люблю с ними возиться. Я всегда любила с ними играть, перебирать с ними игрушки, выслушивать их фантазии и мысли, брать на руки, даже сажать на горшки, как ни странно. Их детский лепет радует меня больше, чем, наверное, самые красивые подарки, что я получала в жизни.
Любовь к возне с детьми у меня с моего собственного детства. Мне было еще лет десять, а я уже верховодила малышами лет шести-семи. Командовала ими, затевала и организовывала для них игры, забавы. Меня ругали, потому что я устраивала «казаков-разбойников» для всего двора, а потом младшие ребята приходили домой грязными и ободранными.
Дети – это маленькие чудеса, цветочки, жемчужинки нашей жизни. Они чистые и светлые, как ангелочки. Даже когда пытаются врать, обманывать, вредничать и привлекать к себе внимание любыми способами. Все равно с ними как-то отдыхаешь душой. В них масса энергии, бодрости, жизнерадостности, оптимизма. Они верят в доброту, в собственные силы, чего даже о взрослых всегда не скажешь.
Мне всегда нравилось находиться среди этой кипучей энергии, массы самых невообразимых идей, оптимизма и непосредственности. Поэтому мне очень нравится атмосфера детского сада, летнего лагеря, детского центра развития, школьного и внешкольного кружка. Это атмосфера творчества.
Для того, чтобы работать в любимой и комфортной для себя обстановке, я получила образование воспитателя. Это и есть мой главный мотив выбора профессии.
Я с удовольствием провожу спортивные и настольные игры, учу детей создавать самые невероятные поделки, украшаю ими стены. Я раскрашиваю детей в индейцев и инопланетян перед карнавалом, учу их обращать внимание на хорошие книжки и фильмы. Я слежу за их безопасностью, за здоровьем.
Больше всего мне нравится работа в детском лагере и в кружке. Возможно, позже я попробую работать в студенческом общежитии и «воспитывать» уже более взрослых подопечных.
Вариант 3 «Почему я учитель», «Почему я выбрал профессию учителя»
Я выбрал профессию педагога, потому что с детства я увлекался несколькими вещами. И позже понял, что увлечения перерастают в нечто более серьезное.
Первая – я хорошо учился, любил книги и жадно поглощал знания. У меня не было проблем с тем, чтобы написать предложение в тетрадке грамотно и без ошибок. Не было также у меня проблем и с тем, как объяснить закон физики, как соединить два проводка или запомнить устройство противогаза. Я с удовольствием читал модные серии энциклопедий, рассматривал картинки в атласах. Поэтому много знал.
Одноклассники быстро мои дарования обнаружили и начали лихо у меня списывать и просить помочь по всякому поводу. Отбивался я от них тогда долго. Пару раз мне даже давала проверять тетрадки двоечников сама учительница. Я успешно с заданием справился.
Вторая причина моего выбора профессии – я люблю детей. Мне приятно находиться среди детей, и с самого детства я не растерял эту симпатию. Люблю играть с ними, люблю с ними общаться. Дети вообще очень радостные и позитивные, даже когда «бесятся», что называется. У меня легко получается иметь у них авторитет. Мне им нравится даже «читать мораль». Люблю передавать им свои знания, навыки, опыт. Я хорошо их понимаю, и они меня воспринимают неплохо.
Третья причина моего выбора профессии – я уважаю порядок, строгость, аккуратность. дисциплинированность. Профессия учителя предполагает развитие в человеке всех этих качеств.
Также в обществе считается, что учитель должен со временем меняться, развиваться, приобретать новые знания. Меня всегда привлекала профессия с возможностью личностного развития.
Почему учитель должен меняться? Знания, развитие человечества не стоят на месте. Чтобы научить детей новому, прогрессивному, учителю необходимо самому сначала эти новые знания приобрести. А также приобрести навыки обучения всему этому детей. Для этого существуют курсы повышения квалификации, семинары, тренинги для учителей.
Профессию надо выбирать от души, исходя из того, что в жизни радует. Свое занятие в жизни я выбирал именно по такому критерию.
Вариант 4 «Моя работа – юрист»
После окончания средней школы я выбрал профессию юриста. Почему? Сейчас мне даже трудно ответить, но я попробую вспомнить. Свою профессию я выбирал долго, много сомневался, рассматривал массу вариантов.
Профессия юриста требует от человека точности в действиях, большого объема знаний в законодательстве, хорошей памяти и эрудиции. Еще юристу неплохо бы обладать хорошей интуицией. Профессия юриста требует умения увидеть ситуацию cо стороны, понимать, где правда, а где ложь. Ведь в процессе ведения дела адвокатом, например, важно разобраться в том, кто из участников процесса, к примеру, лжет.
Всеми этими качества я обладал, но как-то к профессии юриста сначала не стремился. Я думал выбрать экономический вуз, пойти по стопам многих своих родственников. Еще у меня были мысли стать биологом, работать впоследствии в лаборатории или в каком-нибудь зоопарке, заниматься животными.
Вместе с тем я рассматривал и путь специалиста по законам. Чувством справедливости я обладал всегда, с самого детства. Также, когда мы всей семьей смотрели детективные сериалы, я часто сходу угадывал, кто преступник. И потом еще объяснял близким, почему, приводил аргументы, строил целые концепции преступления. Часто они оказывались верными. Честно говоря, мама и братишка тогда повергались в шок. Это происходило еще задолго до того, как сыщики на экране «вычисляли» злодея, усаживали его в кресло и с удовольствием рассказывали ему все замыслы и ходы его преступления.
В профессии юриста меня сначала привлекал только ее престиж. Мне казалось, что юристов уважают все, от мала до велика! А если юрист еще и в форме, носит красивые погоны – то просто все должны быть в него влюблены! Позже я понял, что я сам был «скрыто» влюблен в профессию юриста, потому и юристы казались мне лучшими на свете.
В юридической практике мне близка как раз не адвокатура и не уголовное право, с которыми ассоциируется у большинства людей профессия юриста. Меня интересует хозяйственное право, ведение экономических дел, таможенные правила и вопросы.
Учеба и работа юристом дала мне много «бонусов». Я приучился к точности, аккуратности, подтянутости в делах. Профессия развила во мне черту вежливости, а также умение решать проблемы различными способами, часто нестандартными.
Вариант 5 «Почему я психолог», «Почему я выбрал профессию психолога»
О том, чтобы стать психологом, я начал задумываться в девятом классе школы. У меня всегда был интерес к людям, к их индивидуальным особенностям. Я всегда любил общаться с людьми, болтать на разные темы, наблюдать за ними, изучать их реакции на разные события. И у меня всегда легко получалось понять состояние человека, его мотивы, его эмоции и чувства.
Каждая личность человека яркая, неповторимая. У каждой свои способности и дарования, таланты и позитивные стороны души, хорошие качества. Психолог может помочь человеку раскрыть эти качества, таланты и так далее. Разумеется, это происходит, если убирается проблема человека, которая его мучает или терзает.
Психолог также способен помочь человеку сделать выбор, когда тому необходимо принять ответственное решение, а тому самому трудно. Человек нервничает, мечется и находится в состоянии стресса.
Я всегда умел спокойно выслушать человека, верно отреагировать на него, посоветовать, помочь. Я, как ни странно, даже всегда любил этим заниматься. Меня пару раз в школе подразнили «жилеткой», да на том и успокоились.
Итак, я вернусь к своему девятому классу. Тогда я почувствовал в себе желание быть психологом, любопытство к этому занятию и какую-то внутреннюю силу, как говорится, уверенность в том, что у меня все получится. Спокойствие, которое дает знание того, что делаешь правильный выбор.
Психологи востребованы чаще всего в кризисных ситуациях. В силовых структурах: милиции, армии, прочих «органах». Также очень важна работа психолога, когда человек на грани самоубийства. Во время войны, стихийного бедствия. Когда у человека горе, сильная потеря. В моменты депрессии, когда человек опускает руки в отчаянии. Часто психолог спасает жизнь будущего малыша, отговорив от аборта будущую маму, которая хочет ребенка, но колеблется в своем выборе.
Вот такую благородную профессию я выбрал для себя. Сейчас я уже с интересом читаю книги по профилю, увлекаюсь психологическими тестами. Но начинался мой выбор профессии с обычных разговоров, простого интереса к людям, какой-то теплоты к ним и любопытства – как же они устроены. И я никогда об этом не забываю и не забуду.
Вариант 6 «Врач», «Профессия врача».
Моя будущая профессия – врач. Я давно так решил. Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Я возился с бездомными больными котятами и щенками, лечил голубя, у которого было сломано крыло. Друзья удивлялись, как мне не скучно все это. А мне возиться с больными зверушками очень нравилось и никогда не надоедало. А теперь я точно знаю, чему хочу посвятить свою жизнь.
Врач – самая гуманная профессия на земле. Он избавляет людей от страданий, хотя порой для этого он должен сначала причинить им боль. При этом врач должен быть очень добрым человеком, чувствовать чужую боль. Только тогда он сможет не навредить больному. Но ему нужно будет научиться и быть стойким, сильным духом, видя чужие страдания. Иначе все силы у него уйдут на переживания, и он не сможет помогать людям по-настоящему.
Есть еще такое понятие, как врачебная тайна. Люди идут к врачу, когда им плохо, тяжело, больно, они приходят к нему, как к пастырю со своим горем и бедой. И он, как священник на исповеди, должен выслушать, понять, помочь и сохранить в себе чужую тайну. Этого требует клятва врача, которую он дает в начале своего трудового пути и верным которой он должен оставаться всю свою жизнь.
Врач должен быть готов к самопожертвованию. По первому зову он должен прийти на помощь людям днем и ночью, в дождь и в пургу, во время терактов и стихийных бедствий. Настоящие врачи отдавали свою кровь, последний глоток воды, заслоняли своим телом раненных от пуль и осколков, сами заражались смертельными болезнями, спасая людей во время эпидемий.
Эта профессия требует мужества, необходимости принятия единственно правильного решения, от которого зависит человеческая жизнь.
Врач не имеет права на ошибку. Если ошибки продавца или портного можно исправить, то неправильно поставленный диагноз, дрогнувшая рука хирурга, даже простое равнодушие к больному могут оборвать чью-то жизнь. Но зато какое это счастье, какая великая миссия – первым узнать о рождении новой жизни, или сказать матери: «Операция прошла успешно, Ваш сын будет жить».
Наверное, ради этого мгновения и стоит много учиться и работать, чтобы посвятить себя лучшей на земле профессии – быть врачом.
«Бедность и богатство».
С давних времен человек стремился к изобилию и процветанию. Для себя, своей семьи, своего народа, а иногда и всех народов вместе. Мудрецы, изобретатели, путешественники, полководцы - каждый по-своему пытался приблизить век изобилия. Увы, мир не идеален. Век полного изобилия до сих пор остается несбыточной мечтой человечества. Чтобы глубже понять проблему и попытаться найти способы ее решения, стоит изучить два основополагающих понятия: бедность и богатство.
Для любого из народов мира бедность всегда становилась страшным испытанием. Ученые определяют бедность как экономическую характеристику человека или группы людей, не могущих позволить себе иметь определенный минимальный набор благ первой необходимости. Философы и поэты иначе рассматривали бедность. Древнегреческий философ Платон считал: «Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности». «Я не нахожу в бедности ничего привлекательного или поучительного» - так говорил о бедности знаменитый актер Чарли Чаплин. К теме бедности в своих трудах обращались разные люди: философы и поэты, художники и политики. Хороший итог им подводит в своем произведении А. Н. Островский. «Бедность не порок», - говорит Островский, тремя простыми словами обобщая мнения миллионов.
Прямой противоположностью бедности является богатство. Научное определение богатства выглядит так: «Богатство – изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество». Встает вопрос, не является ли богатство той недостающей вехой для достижения всеобщего изобилия. Русский писатель Д.И. Фонвизин так писал о богатстве: «Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван – все болван» Выходит, что и богатство не может играть определяющей роли в создании мирового благополучия. Но как же быть? Мне кажется, выход прост, и заключается он в гармоничном соединении богатства и бедности, как двух половинок одного целого.
Конечно, сказать проще, чем сделать. Между богатством и бедностью большая пропасть. Но ведь общее счастье и строиться должно сообща. Мировая история не раз доказывала человеку, что сила его в единстве с другими. И поэтому я думаю, что если каждый человек, построив свое счастье, поделится с другим, то век изобилия обязательно наступит.
«Чувства», «Чувства и эмоции».
Люди часто говорят: «Я чувствую». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера – обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны! Что же такое чувства?
Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами.
До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать.
Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки.
За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась.
Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция.
Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.
«Мир вокруг нас» или «Мир вокруг меня».
Мир вокруг меня огромен. Его не обойти за целую жизнь. Не хватит никакого срока, чтобы узнать его весь. Он сочетает в себе самое разное: горы и океаны, пустыни и дремучие леса, жаркие тропики и ледяную тундру. Мир прекрасен и ужасен одновременно, он ласков и жесток. В нем есть ласковый ветерок и сокрушительный ураган, журчащий ручеек и страшное цунами.
Самое удивительное в окружающем нас мире это жизнь. Люди, звери, птицы, рыбы, мелкие насекомые и микробы, которых мы даже не можем рассмотреть без микроскопа. Откуда появляется жизнь? В чем ее суть? Куда она потом девается? Ведь в мире ничего не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Эту загадку люди никак не могут разгадать, хотя бьются над ней уже тысячи лет.
В окружающем мире нужно все, даже злые волки и ядовитые змеи. Волки это санитары леса, например. Каждая песчинка тут важна. Сейчас человек своими поступками в отношении природы нарушает хрупкое равновесие в мире.
Только человек из живущих существ разумен настолько, что может размышлять об устройстве мира. Часто человек остается им недоволен и бунтует против него. Многие люди считают, что мир устроен несправедливо, потому что в нем существуют болезни и насилие. А еще в мире выживает сильнейший, а не всегда самый достойный. Некоторые люди даже уходят из этого мира по своей воле, потому что разочаровываются в нем.
Лично мне наш мир напоминает долгий и интересный путь. Шанс жить в мире это подарок, нет смысла отказываться от него. Его нужно ценить.
«Истина принадлежит человеку».
«Истина принадлежит человеку, заблуждения - его эпохе». Это слова немецкого классика Гёте. Аргументы к данному утверждению видятся мне очень ясно. Всегда в человеческом обществе были личности, опережавшие свое время. Гении, таланты, творцы, изобретатели, просто чудаки.
Имена многих из этих людей дошли до наших дней. Но не всех. И как часто их не понимали и не признавали при жизни! Как часто их мысли и дела просто не были востребованы среди окружающих! Но проходили годы, и все ими созданное бралось на вооружение обществом. Их точку зрения принимали другие люди, а потом – и вообще все люди.
Взять хотя бы Галилео Галилея, говорившего, что круглая Земля вращается вокруг солнца. А ему никто не верил. Ну и нагородил же сумасшедший старик! Шутка ли, ведь на рынке самый последний мальчишка-разносчик знал, что-земля-то плоская. И конец света есть, омываемый океаном. А на экваторе море кипит от жары, и всякий попавший туда христианин тут же превращается в негра.
Сегодня же дети во всех школах, изучая устройство Вселенной, в первую очередь знакомится с учением Галилея Истина принадлежит человеку.
Заблуждения принадлежат эпохе. Разумеется, да, потому что в человеческом обществе заблуждения массовые, и всегда были массовыми. Люди массово верили в тоталитаризм, в инквизицию, в собственное расовое превосходство или унижение. Когда-то люди заблуждались, не связав эпидемию чумы с нашествием блох и антисанитарией в городах. Сейчас заблуждаются те миллионы людей, кто считает, что нефти и газа человечеству хватит до скончания века.
Эпохи диктовали и диктуют взгляды отдельным личностям. Только масштабы взглядов выросли вместе с увеличением населения. «О величии эпохи можно судить по количеству раздавленных ею» - по это теме знаком мне еще один афоризм, неизвестного автора.
Заблуждения со временем все же проходят или сменяются новыми. Мне даже приходит в голову такая вещь: большинство людей все-таки догадываются о чем-то новом, что правильно, и что хорошо бы применить. Но жить они все еще продолжают по старинке. Например, зная когда-то, что все люди от рождения имеют равные права, продолжали владеть крепостными крестьянами и получать с их работы доход.
Истина принадлежит человеку, но какому человеку? Тому, кто имеет смелость открыть ее и указать словами, делами или просто примером собственной жизни на заблуждения эпохи.
Примерные темы эссе:
1. Должны ли туристы соблюдать обычаи стран, которые они посещают?
2. Согласны ли Вы с тем, что научно-технический прогресс оказывает влияние на людей?
3. Согласны ли Вы с тем, что кинематограф оказывает большое влияние на молодёжь?
4. Почему я выбираю эту профессию?
5. Интересен ли для тебя окружающий мир?
6.Что я выбираю: Интернет или книгу?
7. Почему человек стремится обрести друзей?
8. Кого можно назвать патриотом своей Родины?
9. Мой вклад в благополучие и процветание Независимого Казахстана?
10. Мой замечательный земляк.
11. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
12. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
13. Какой поступок можно назвать бесчестным?
14. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
15. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
16. Могу ли я назвать себя счастливым человеком.
17. Самый важный человек в моей жизни. Кто он?
18. Что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?
JђЗаголовок 1JђЗаголовок 4Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 915