Система работы школы по тематическому контролю и учету знаний


Система работы школы по тематическому контролю и учету знаний (28.11.2014)
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как выпускник сможет применить эти знания, насколько он компетентен, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки, развитие творческих способностей. Поэтому методическая тема работы нашей школы «Реализация компетентностного подхода в условиях перехода на 12-летнее образование». (слайд)
Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, руководителей. Каждый руководитель и его заместитель должны иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности школы, необходима постоянная обратная связь. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля.
С целью повышения качества образовательного процесса в каждой школе отслеживается контроль знаний учащихся. Контроль знаний и умений – обязательное условие результативного учебного процесса. (слайд) Осуществляя   контроль, администрация школы  изучает  состояние учебной, воспитательной  работы, выполнение  государственной  программы,уровень  знаний, развития  и  воспитанности  учащихся, индивидуальное  педагогическое   мастерство  учителей  и  на  этой  основе обеспечивают  повышение  эффективности  руководства  УВП.
В плане внутришкольного контроля фиксируется содержание работы, определяется вид контроля, цель контроля, и обязательная форма завершения.(слайд). Контроль работы осуществляется по следующим направлениям: контроль за школьной документацией, за выполнением всеобуча, за работой педкадров, за состоянием преподавания учебных предметов, за работой по подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, за состоянием ЗУН. (слайд). Виды контроля разнообразны ввиду его целевой направленности: административный, предупредительный, текущий, тематический, персональный, классно-обобщающий. (слайд).
Содержание и темы контроля мы определяем   в соответствии с   программой   развития  школы и приоритетными направлениями, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, вводимыми в школе инновациями (а именно СЭО е-лёнинг). Поэтому тематическому контролю в нынешнем учебном году подвергается своевременность и качество заполнения электронной документации, использование возможностей системы электронного обучения на уроках. Основополагающей линией, объединяющей все компоненты внутришкольного контроля в единую управленческую структуру, является контроль за формированием и развитием функциональной грамотности в ходе учебно-воспитательного процесса.
Особое внимание уделяется тематическому контролю и учету знаний, который проводится по отдельным проблемам деятельности нашей школы. (слайд). Проблемами нашей школы являются: неуспеваемость отдельных учащихся, профилактика правонарушений, преемственность учащихся при переходе от одной ступени к другой, невыполнение домашних заданий учащимися, организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках начальных классов.(слайд). Исходя из данных проблем, администрацией школы ежегодно осуществляется тематический контроль «Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках», «Посещение учащихся, состоящих на учете в ГДН, ВШК», «Состояние преподавания предметов в разных параллелях» с целью выявления причин существующей проблемы, «Классно-обобщающий контроль 5кл и 10кл», который включает посещение уроков администрацией школы, проведение анкетирования, административных срезов.
Содержание административного тематического контроля включает вопросы индивидуализации, дифференциации,   коррекции обучения, обусловленные тематикой и целеполаганием общешкольного плана работы.
Тематический контроль и учет знаний осуществляется не только учителями на уроках, но и зам. директорами школы на административных контрольных срезах по итогам каждой четверти с целью выявления объективности внутренней оценки педагога. На посещаемых в ходе тематического контроля уроках отслеживается эффективность системы оценивания и контроля знаний педагогов.
Хотелось бы отметить, что  тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику инновационных технологий обучения,   новых форм и методов работы,  выявление и обобщение опыта работы лучших учителей школы.
 В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, ведение школьной документации. Все    результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. С результатами тематического контроля педагогический коллектив знакомится на совещаниях при   директоре или заместителях, оперативных совещаниях, заседаниях методических объединений.  По результатам тематического контроля принимаются определенные меры, даются рекомендации, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Любой контроль ориентирован на один результат - на повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. Чтобы выйти на этот результат, каждый педагог осуществляет тематический контроль и учет знаний. (слайд). Его цель – установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.
Тематический учёт предполагает не только итоговую проверку знаний учащихся по той или иной теме, но и общую подчиненность текущей проверки контролю усвоения учащимися знаний по темам (разделам) программы. Каждая оценка выставляется за знание конкретного учебного материала, который проверяет и оценивает учитель в определенное время обучения. Выявление, проверка и оценивание знаний должны проводиться не эпизодически (время от времени), а тематически, в соответствии с поэтапным осуществлением процесса обучения. И учитель, и ученик, и его родители должны четко знать, за что выставлена каждая оценка и что следует доработать. Таким образом, тематичность в проверке и учете знаний учащихся – это не просто накопляемость оценок по темам, а одно из основных требований к организации процесса обучения. Подготовка к осуществлению тематического учёта успеваемости начинается с определения наиболее существенных узловых моментов в программном материале каждой темы. Поэтому учитель вынужден сам определить, какие элементы знаний должны обязательно усвоить ученики; используя весь арсенал традиционных и новых форм и методов обучения, продумать методику изучения материала по темам. Введение тематического учета знаний требует более серьезного, внимательного творческого отношения к проверке и оцениванию знаний и умений школьников: использование устного индивидуального и фронтального опросов, программированной проверки, системы письменных заданий и вопросов разного уровня сложности; проведения практических и лабораторных работ и т.д.
(слайд) У каждого учителя в нашей школе существует своя система тематического контроля знаний учащихся. Так системный подход тематического контроля и учета знаний учащихся прослеживается
на уроках русского языка у Вегнерис О.Г, для которого функция обратной связи, осуществляемая через контроль,- это сигнал к совершенствованию методики преподавания;
на уроках учителя начальных классов Кашиной Л.П, который в своей работе использует не только общепринятые формы контроля, но и систематически изобретает, внедряет свои средства контроля;
умелое владение учителем математики Гарашовой С.З. различными формами тематического контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении математики, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
Систематизированная база контрольно-измерительных материалов у учителя истории Бяковой Е.В. позволяет добиваться повышения качества знаний.
А разнообразные формы тематического контроля знаний у учителя биологии Мажара Е.Г. таких как подбор компетентностных заданий, тесты с выбором нескольких правильных ответов, задания на определение соответствия, чтение схем, задания на установления последовательности исторических событий и процессов помогают не только закреплять материал, но и проявлять интерес к предмету, в связи с чем в школе создается биолого-математический профиль.
И это далеко не все учителя. На каждом уроке названных выше учителей в обязательном порядке присутствует этап проверки и контроля усвоения знаний и умений по конкретной теме в соответствии с тематическим планом системного повторения, составленного параллельно календарному.
Разработаны и созданы банки тематических заданий у следующих учителей: учителя начальных классов Шинкиной Н.В. по математике за 4кл, учителем начальных классов Кашиной Л.П. по познанию мира для 3 и 4 кл, Карпухиной Н.И. по русскому языку для 2,3 кл, учителем биологии Кирчей И.Н за 6кл, учителем казахского языка Жусуповой К.М за 9кл, учителем казахского языка Жумабековой К.Б. за 4кл. В 2014г за лицензировали свои работы в книжной палате учителя русского языка Вегнерис О.Г, Цыганова Е.А, Константинова Е.А методическое пособие «Тематический контроль знаний учащихся как эффективный процесс обучения», учителя математики Войлошникова Л.И, Гарашова С.З. «Система контроля тематического усвоения знаний учащихся 11классов по алгебре и началом анализа»
Посещая уроки, мы видим, что качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее всего – это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний – индивидуальный, поэтому преподаватели используют различные формы диагностики – контролирующей работы на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученность каждого учащегося класса. Так же используют различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль и др. основным содержанием контролирующего материала являются задания, проверяющие уровень сформированности базовых компетенций обучающихся. Все формы тематического контроля позволяют учащимся осуществить самооценку уровня знаний по теме, оценить собственные возможности, повысить мотивацию и поверить в свои силы. Учащиеся нашей школы подтверждают свою учебную и творческую состоятельность, участвуя и занимая призовые места на олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, в конкурсах научных проектов на разных уровнях.
Система тематического контроля, являясь необходимой составляющей общего контроля учебно-воспитательного процесса, в конечном итоге работает на главную цель работы всего педагогического коллектива школы. Ближайшая цель нашей школы – это выход на 40% уровень по качеству знаний. Результаты работы школы в данном направлении уже есть: в 2013-2014 году качество знаний по школе возросло на 7% и составило 37,2%.
(СЛАЙД) Хочется отметить, что системность в работе учителей школы по тематическому контролю и учету знаний позволило повысить не только качество знаний, но и добиться хороших результатов по итогам ЕНТ в 2014 г.
Реализуя в педагогической практике системный подход по тематическому контролю и учету знаний учащихся в перспективе мы планируем дальнейших поступательный рост качественного показателя и стабильность положительных тенденций развития нашей школы.