Методические рекомендации: Система работы на уроках русского языка по учету и контролю знаний учащихся


Методические рекомендации Система работы на уроках русского языка по учету и контролю знаний учащихся Из опыта работы учителя русского языка и литературыСтаростиной Н.Н. Содержание Контроль знаний – итог, результат, оценка работы ученика.Формы и виды работ по учету, контролю и систематизации знаний.Работа с текстом художественного произведения и связным текстом.Наглядно-образные компоненты контроля (использование презентаций).Тестирование: «плюсы» и «минусы».III. Выводы. Цель: Показать наиболее рациональные методы, приемы и средства учета и контроля знаний учащихся, обеспечивающие познавательную активность, сочетающие различные формы коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся. Работа по учету и контролю знаний учащихся предусматривает систематизацию предметных знаний, универсальных действий. Контроль позволяет установить обратную связь, позволяющую вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий. Формы работы на уроке могут быть самыми разнообразными. Чтобы уроки были эмоциональными, повышающими интеллектуальный уровень учащихся, развивающими речь, воспитывающими, такие качества как доброта, великодушие, любовь к родной земле, искусству, на наш взгляд, целесообразно использовать связные тексты, а также отрывки из художественных произведений. Это позволяет устанавливать межпредметные связи, воспитывать, обучая, при выполнении основной задачи урока (контроль знаний). Например, на уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Имя прилагательное» учащимся можно предложить отрывки из произведений: Он повернул голову и сразу увидел синее небо. Там же висела большая прозрачная сосулька, … на ее остром кончике копилась капля золотистой воды. Снег в огороде был белый, белый, небо вверху такое синее, как обложка на тетрадке. В.Белов «Скворцы» Сколько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду, выбежала серебряная. Недалеко по кладкам медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью. Лосенок в чаще навострил розовые уши и тоже стоял серебряный.М.М.Пришвин «Времена года. Лето. Серебряное утро» - С такой разноцветностью ушей и с подпалинами под большими умными темно-карими глазами морда его была даже симпатичней, приметней, умней, чем у обычных собак.Г.Троепольский «Белый Бим. Черное ухо» После прочтения можно обратиться к учащимся: «Слова какой части речи помогли вам определиться с ответом?» Далее вполне уместен проблемный вопрос: «Попытайтесь догадаться, о чем пойдет речь на уроке?» При систематизации знаний учащихся по теме «Обособленные члены предложения» в 8 классе уместно использовать текст, по которому будет предложено написать изложение-миниатюру с обязательным включением максимального количества обособленных членов. «Пушкин и Пущин в Михайловском» А.С.Пушкина, переведенного из южной ссылки в северную, первым навестил в селе Михайловском его друг И.Пущин, смело нарушивший во имя дружбы запрет полиции. Об этой встрече рассказывает нам художник Н.Н.Ге. Небольшая комната, в одно окно, квадратная, с портретом Байрона на одной из стен. На полу, на столе, на камине – везде книги, бумага, конверты. Это они, в беспорядке разбросанные здесь, красноречиво говорят о неутомимой работе опального поэта. В центре картины – А.С.Пушкин, с вытянутой рукой, горячими глазами, воодушевленный чтением. Внимательные его слушатели: И.Пущин, уютно расположившийся в кресле напротив поэта и не спускающий с него глаз. И его няня, старая, забывшая о своем вязании, любующаяся своим воспитанником. Все в картине дышит простотой, теплотой, искренностью. Чувствуется, что эта встреча, пусть совсем недолгая, очень много значит для лицейских друзей. Интересен, на наш взгляд, и такой вариант, когда учащиеся составят текст по ходу урока, выполняя при этом пунктуационные задания. Это можно рассмотреть на примере урока учета знаний по теме «Пунктуация в сложных предложениях различных видов»1. Индивидуальная работаКарточка №1 В Московском училище живописи ваяния и зодчества Левитан был учеником А.К.Саврасова поэтому в собственном творчестве он продолжает линию лирического пейзажа основоположником которого в живописи был его учитель (Задание: расставить знаки препинания, назвать виды придаточных, вид соподчинения) Карточка №2 Мы любим и высоко ценим замечательные картины И.Левитана «Март» «Над вечным покоем» «Вечерний звон» «Золотая осень». Бросаешь взгляд на картины художника и понимаешь полотна поражают лаконичностью скупостью изобразительных средств. (Задание: расставить знаки препинания, рассказать о постановке двоеточия в сложном предложении) Карточка №3 Грусть и задумчивость в большинстве пейзажей Левитана в нищей России не могло быть радостной и счастливой жизни. Жизнь была к нему беспощадна он умер рано не достигнув сорока лет. (Задание: расставить знаки препинания, рассказать о постановке тире в сложном предложении)2. Коллективная работаТворческий диктант. Текст со сложноподчиненными предложениями необходимо записать, используя бессоюзные предложения. Маленький Левитан скучал в зимнюю пору, потому что снег тяготил его. В годы возмужалости он не только сохранил это чувство, но оно стало острее. Зимний холод угнетал Левитана, так как под снегом умирала земля, останавливались живые воды ручейков, черной щетиной стояли молчаливые леса, кустарники и перелески. Художник почти не писал зимних мотивов, как будто руки у него замерзали и не могли держать кисти. Работа с текстом позволяет не только проконтролировать усвоение знаний по пройденной теме, но и параллельно повторить орфографию, пунктуацию, лексику, стили речи. Завершив индивидуальную работу и коллективное творческое задание, учащиеся могут воспроизвести информацию о И.Левитане и его творчестве. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся. Использование презентаций на уроках позволяет организовать как устный, так и письменный опрос. Затратив минимум времени, можно поставить оценку каждому ученику за индивидуальную работу. Рассмотрим пример урока с использованием презентации Тестирование В настоящее время особо возрос интерес учителей-предметников к тестированию, так как оно является средством оценки знаний учащихся и положено в основу проведения единого государственного экзамена.Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких ответов. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами.Тесты, как система школьной успеваемости, имеют много положительного: учитывают индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; проверяют качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения;3) оживляют процесс обучения; 4) экономят учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы; 5) обеспечивают оперативность проверки выполненной работы. Использование на уроках тестовой оболочки «КРАБ» позволяет готовить тесты разного уровня сложности и объема; действовать «точечно», отрабатывая какую-либо орфограмму или пунктограмму. Оценив все достоинства тестирования, нужно отметить и ряд недостатков:возможен выбор ответа наугад; проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход решения;категоричность оценки каждого задания. Что касается «минусов», то следует заметить, что любой учитель может свести их к минимуму, так как все понимают, что нельзя использовать на уроке тесты как единственную форму контроля и проверки уровня усвоения знаний и контроля качества умений и навыков. Только разнообразные формы и методы работы дадут положительный результат. Выводы Итоговый контроль выявляет степень усвоения логически законченного фрагмента учебного материала за определенный период. Цель такого контроля – сформировать заключение об уровне знаний учащихся. Задания для итогового контроля способствуют развитию логического мышления, требуют применения различных правил. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе изучения нового материала, его повторения, закреплении и систематизации; памяти, мышлении, речи учащихся; понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика – желание подтянуться. Список использованной литературы Савельева, Л.В. Методика формирования обобщенных орфографических знаний и умений в условиях индивидуализации и дифференциации обучения// Методические основы языкового образования литературного развития младших школьников/ Под ред. Т.Г. Рамзаевой. М., 2000Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогическое общество России, 2000Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 20025. Жиренко, О.В., Гайдина, Л.И. Учим русский с увлечением. М., 2005.