Рисунок как средство формирования коммуникативных умений
Рисунок как средство формирования коммуникативных умений.
Преподаватель русского языка и литературы Мартынова И.Н., государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края, «Армавирский индустриально-строительный техникум».
Характерной чертой современной процесса обучения является усиливающийпроцесс гуманизаци образования, ориентированного на личность обучающегося, которая формируется в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной речи является сегодня приоритетной.
К сожалению, практика показывает, что далеко не все учащиеся общеобразовательных учреждений умеют чётко и логично излагать свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывания.
Одна из причин этому - низкий уровень владения учащимися коммуникативными умениями. Эта проблема является предметом изучения многих педагогов страны.
Можно выделить следующие важные причины (факторы) недостаточного развития коммуникативных умений учащихся:
во - первых, работе по формированию коммуникативных умений учащихся уделяется недостаточное внимание, в результате чего не создаётся база для развития коммуникативных умений учащихся;
во- вторых, в работе по развитию речи не в полной мере учитываются возрастные особенности учащегося, который, как правило, мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом.
Несоответствие между сферой образного и логического у учащихся отрицательно сказывается на уровне их речевого развития:
- учащиеся не могут в полном объёме высказать свои впечатления;
- не умеют словесно оформить возникающие в их внутреннем мире образы и преставления;
- неадекватно интерпретируют воспринятый текст.
Данный факт объясняется и недооценкой развития у обучающихся сферы образного, эмоционального, чему, в первую очередь, способствует использование средств изобразительной наглядности.Использование изобразительной наглядности важно для формирования коммуникативных умений, поскольку позволяет обращаться непосредственно к понятийно - смысловому уровню сознания, обеспечивает единство конкретного и абстрактного, сочетание материала, создаёт благоприятные условия для развития речевых ситуаций, стимулирующих речевую активность учащихся.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений является собственный рисунок ребёнка. При этом, как утверждает Л.С. Выготский, рисунок является графическим рассказом учащегося: «Пока обучающийся рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он об этом рассказывал».
Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создаётся учащимся ещё в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении.
Неслучайно известный методист К.Б. Бархин считал, что «вопрос об ученическом рисунке - один из важнейших вопросов, которым должен теперь серьёзно заняться педагог. Графический язык в некоторых отношениях более доступен обучающимся, чем язык слов. Не могут преподавателя не интересовать методы поддержки в процессе обучения словесного искусства искусствами изобразительными. Необходимо учащегося научить «видеть» предметы, их форму и цвет. Занятие рисованием - необходимая подготовка к словесному творчеству. Собственный рисунок внесёт в учебный процесс разнообразие и занимательность.
Повысить интерес учащихся к изучению русского языка, литературы, создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и тем самым мотивирует составление речевого произведения, использование учащимися образно-выразительных средств языка, эмоционально-оценочной лексики.
Рисунок учащегося способствует наблюдательности, поскольку, изображая что-либо, он выбирает размер, форму, цвет, характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание обучающегося акцентируется и на качественной стороне предмета. Вместе с тем в его сознании закрепляются слова, обозначающие признак.
С помощью рисунка учащемуся легче воссоздать облик живой действительности, поскольку, рисуя, он учится видеть, наблюдать, анализировать, выделять существенное, сравнивать. В процессе рисования ученик обращает внимание на то, что вызывает его непосредственный интерес. Учащемуся интересно всё яркое, крупное, т.е. всё то, что затрагивает его эмоциональную сферу, и, рисуя, учащийся находит реальную форму воплощения для своего переживания. Процесс рисования интересен для учащегося, вызывает у него определённые эмоции. Следовательно, рисунок помогает сосредоточить внимание на рассматриваемом предмете или проблеме.
Кроме того, внимание учащихся более устойчиво при выполнении внешних действий. Вот почему необходимо стремиться к разнообразию в учебной работе, т.е. чередовать работу, требующую умственных усилий, с различными видами заданий, где надо выполнять внешние действия, например что-то рисовать. Любое действие легче осуществляется и понимается обучающимся, если вначале оно представлено ему в такой внешней форме, в которой легко выделить его основные закономерности. Учащийся выделяет в рисунке всё самое существенное и важное для него в данный момент.
Однако развивать исключительно наглядно-образное мышление недостаточно (тем более оно у учащихся достаточно хорошо развито). Наряду с образным мышлением необходимо развивать и словесно-логическое мышление. Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком мы используем на уроке текст: анализ «чужого»текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренирует учащихся в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, внутренний план действий, рефлексия.
Известно, что многие учащиеся воссоздают образы и картины прочитанного неточно и даже неверно. Рисунки же, выполненные учащимися на основе прочитанного текста, способствуют выявлению в известной мере того, что действительно воспринято ими.
Рисунок помогает обучающимся не только как-то конкретизировать, уточнить их представления о прочитанном, но и в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) выразить своё отношение к изображаемому. Создавая иллюстрацию, учащийся осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для того, что осмыслить, следовательно, рисунок стимулирует запоминание, т.е. положительно влияет на долговременную память.
Долговременная память - один из ведущих речевых механизмов. Она предполагает обогащение словаря учащихся, систематическое накопление элементов отбора и формирование способностей производить отбор слов, адекватных теме и замыслу высказывания. Рисунок облегчает развитие этого сложного механизма, стимулирует поиск наиболее уместных языковых средств. Следовательно, использование рисунка, созданного учащимся к тексту, обогащает запас языковых средств и представлений, развивает ту сферу мышления, которую определяют как наглядно-словесную.
Таким образом, рисунок, созданный учеником к тексту, положительно воздействует на развитие познавательных процессов обучающихся. В свою очередь, развитие познавательных процессов имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются психологической основой формирования у учащихся коммуникативных умений. Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию для создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи.
Использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком учащегося особенно эффективно в ученических коллективах с невысоким уровнем языковой и речевой компетентности учащихся. Формирование одних и тех же умений учащихся разного уровня языковой подготовки следует вести, во-первых, на различном речевом материале (по тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру); во-вторых, при большей или меньшей самостоятельности учащихся, при преобладании устной или письменной формы речи; в-третьих, с использование различных способов и средств обучения.
Примерная схема уроков, на которых используется собственный рисунок учащегося к тексту-образцу, такова:
1. восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи;
2. словесное иллюстрирование данного текста образца;
создание учеником рисунка к тексту-образцу;
анализ данного рисунка;
составление высказывания определённого типа речи.
Таким образом, реализуется взаимосвязь художественной деятельности и речевой, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.
Основными приемами подготовки к написанию высказываний являются, во-первых, анализ текста-образца, во-вторых, иллюстрирование текста - словесное и художественное.
Однако в методике преподавания литературы созданию рисунка к тексту преследует другую цель - понимание текста учащимся. В методике же преподавания русского языка собственный рисунок ученика способствует словесному оформлению его мыслей. Основной тип упражнений, используемый в ходе работы, - составление высказывания определённого типа (описания, повествования, рассуждения).
Исходя из дидактической цели урока, в качестве текстов-образцов учащимся предлагаются в основном тексты малой формы (миниатюры), позволяющие экономить время на уроке.
Вместе с тем они достаточно информативны, дают возможность изобразить предмет на плоскости. Кроме того, текст малой формы позволяет учащимся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развёрнутую оценку и тем самым ввести новые слова и «свои» образно-выразительные средства. Конечно же, необходим подбор текстов, интересных для учащихся, имеющих нравственную и эстетическую направленность.
В качестве примера исследуем некоторые приёмы по созданию учащимися высказываний разного типа речи.
Творческое изложение текста-повествования.
На предыдущих уроках закреплялись знания учащихся об особенностях повествовательного текста по коллективно составленному плану с опорой на серию рисунков, созданных учащимися к тексту-образцу.
На одном из уроков для самостоятельной работы дома учащимся предлагается фрагмент текста по роману М. Алексеева «Хлеб – имя существительное». На основе текста и рисунка учащиеся составляли свое высказывание типа повествования.
Проанализируем некоторые этапы урока.
Цель самостоятельной работы:
- формирование умения составлять высказывание на основе анализа композиционной формы текста-образца и собственных рисунков;
- отбор языковых средств, необходимых для создания высказывания-повествования.
Текс читается в классе.
Хлеб! Что может быть на свете важнее его? “Хлеб – всему голова”, - гласит народная мудрость. Хлебом-солью встречаем мы дорогих гостей.
Хлеб – это огромный человеческий труд. Это бессонные ночи, тревога у вспаханного поля, сердечная забота, как о живом существе. Так всегда было и будет.
Хлеб – это не просто колосок, выращенный в поле, это труд и пот многих людей.
Взяв его в руки, еще раз вспомним с сердечным участием о людях, посеявших, вырастивших, выпекших хлеб и положивших его нам на стол. Хлеб создается умом и мозолистой рукой земледельца. Для трудового человека хлеб – понятие не только материальное, но и духовное, нравственное. Хлеб – символ могущества, венец труда человеческого. И поэтому он бесценен. Неизмерима цена его, хлеба!
Лексико –стилистическая и орфографическая работа с текстом.
Учащимся предложены задания:
определить стиль текста, тип речи, привести аргументы;
определить главную мысль текста;
объяснить значение отдельных слов: земледелец, гласит, сердечный,
мозолистой, трудовой человек, материальное, духовное, нравственное, венец, неизмерима цена.
Найти пословицу, фразеологизм и объяснить их значения. (Хлеб всему голова, Хлебом-солью встречаем гостей).
Подберите синонимы к слову земледелец (хлебороб, крестьянин, хлебопашец)
Определите способ образования данных слов.
Вспомните пословицы о хлебе?
Какие слова позволяют вам понять главный смысл текста, что не хлебом единым жив человек, но, чтобы человек был жив, он должен иметь хлеб. Дорожить хлебом нужно всегда, помнить, сколько труда вложено в его создание.
Орфографическая и пунктуационная работа с текстом:
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание:
гл…сит, к…л…сок,выр….ще(н,нн)ый, сердеч(?)ным, пол…живших, м…золистой, земл…делец, матер…альное, в…нец, бе…ценен, (не)измерима ц…на.
Объясните постановку знаков препинания в предложении: Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Словесное иллюстрирование.Словесно иллюстрирование повышает интерес к тексту, стимулирует самостоятельную речь учащихся, требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Чтобы воспроизвести картину, учащемуся необходимо хорошо знать текст и более точно подбирать слова. Словесная иллюстрация способствует развитию речи учащихся, необходимого сопоставления иллюстрации и текста.
Можно предложить следующие задания:
Сколько иллюстраций можно нарисовать к тексту - одну или несколько? Почему?
Если бы вам нужно было нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия показали?
Опишите словесно примерное содержание рисунка к тексту:
Фон: вечернее небо, закат солнца, т.к. в тексте говорится, что «хлеб - это бессонные ночи людей, убирающих его». Чтобы показать, что люди работают ночами, убираю хлеб, можно изобразить неяркие звезды на темнеющем небосклоне, комбайнера, ужинающего на краю поля с уставшим от тяжелого труда лицом, грязным от пыли и пота.
На переднем плане – огромное поле зрелой пшеницы, по которому двигаются комбайны на встречу друг другу. Чтобы показать, что хлеб – это не просто колосок, выращенный в поле, это труд и пот многих людей, можно изобразить комбайнеров, убирающих пшеницу добросовестно и старательно, не оставляя после себя ни одного колоска. Следующая словесная картина отражает труд пекарей, которые с особой любовью и старанием выпекают хлеб, т.к. рассказывается о людях, «посеявших, вырастивших, выпекших хлеб и положивших его нам на стол с сердечным участием».
Завершающая словесная иллюстрация изображение хлеба в виде снопа пшеницы и серпа, как «символа могущества, венца труда человеческого».
Краски: серовато-голубое небо (сумерки); ярко желтого цвета пшеница (созревшая), черноватые пятна на лицах комбайнеров (пыль и пот), черная земля
(собрали часть урожая).
Создание речевой ситуации.Представьте, что вы комбайнер и убираете урожай. Расскажите об этом своим родным (друзьям) от 1-го лица.
Задание на дом: подготовьте рисунки к данномутексту, а затем составьте высказывание типа повествования .На следующем уроке учащиеся прочитывают лучшие тексты и рассматривают рисунки, анализируют свои и чужие работы.
Творческое изложение текста-описания.
Цель урока: формирование умения составлять высказывания типа описания на основе текста-образца и собственного рисунка, развитие умения словесно иллюстрировать текст-описание, отбирать языковые средства, характерные для данного типа речи.
Сообщение темы и постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем анализировать и иллюстрировать текст-описание. Что характерно для текста-описания? ( Описание: отвечает на вопрос какой?; в описании главная мысль обычно заключена в первом предложении, в основной части раскрываются особенности того или иного предмета, явления, живого существа; слова-помощники в описании - прилагательные; содержание передаётся в одном временном плане.)
Знакомство с содержанием текста.
Чёрные озёра.
В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. Больше всего озёр с чёрной водой. В иных озёрах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.
Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают желтые и красные листья берёз и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пёстрый ковёр. Листья устилают воду так густо, что чёлн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.
Но это цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно различить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде. (По К.Паустовскому)
Анализ текста.
Учащимся предложены следующие задания:
О чём рассказывается в тексте? Какого цвета вода в озёрах Мещёры? Почему вода в озёрах чёрная? Как вы думаете? Почему цвет воды чёрных озёр хорош именно осенью?
2. Прочитайте описание осенних озёр.
Чем этот цвет хорош летом? Прочитайте описание озёр летом. Какие
представления вызывает этот текст? (О красоте природы, красоте и необычности чёрных озёр.)
3. Какова тема текста? Сколько в тексте частей? К какому типу речи мы
отнесём данный текст? Докажите.
Лексико-стилистическая и орфографическая работа.
Объяснить значение отдельных слов (чёлн, слетают) - учащиеся подбирают синонимы, «зрительные» и оценочные прилагательные.
Найдите в тексте прилагательные. Как они характеризуют предметы?
(чёрный, красные, пёстрый, белые, настоящий, блестящий, необыкновенный, великолепный, насыщенный, густой.)
2. Что автору напоминает чёрная озёрная вода? (Блестящую тушь).
3. Какими словами описан цвет воды в чёрных озёрах? (Густой, насыщенный цвет).
4. Как автор описывает озёра осенью? С чем он сравнивает листья и почему?
(С пёстрым ковром ,так как листья сплошь, очень густо покрывают воду.)
5. С чем сравниваетсяслед, оставляемый лодкой? (С блестящей чёрной дорогой.)
6. Как описаны озёралетом? С чем сравнивается вода? (С необыкновенным стеклом.)
7. Почему это «стекло» автор называет необыкновенным? Подберите синоним к слову необыкновенный.
Иллюстрирование текста.
Представьте, что вы художники. Какие иллюстрации вы можете нарисовать к данному тексту?
Опишите словами озеро осенью, а потом - озеро летом. Увас получатсядве разные словесные картины.
Примерное содержание рисунков.Фон: осенний лес. На берегу чёрного озера стоят деревья с жёлтой,красной, бордовой листвой. Среди разноцветной листвы кое-где проглядываеттёмная зелень елей и голубовато-зелёные ветви сосен.
Краски: в основном будем пользоваться теплыми красками: жёлтой,
красной, оранжевой, бордовой. Особую красоту создаёт сочетание
контрастных цветов чёрного и желтого, оранжевого и бордового.
Используя определенную гамму цветов, можно описать сказочный лес и
сказочное озеро.
Фон: вдали зелёный лес, чуть ближе луг, усыпанный цветами. Можно изобразить два берега - на одном берегу луг, а на другом лес.
Предмет описания: на переднем плане озеро.
Вода в нем темная, черная. На чёрном фоне озёрной глади изобразим белые лилии и их большие зелёные овальные листья.
Краски: контрастные цвета - черный и белый. Это придаёт особую красоту. Для изображения берегов используется зелёная краска. JIyr - зеленый, а цветы на нём - белые, лиловые, голубые, алые, розовые, фиолетовые, желтые. Лес - зелёный, ели более тёмного цвета, чем лиственные деревья, а сосны - голубовато-зелёные.
Создание речевой ситуации.
На рисунке изображено чёрное озеро. Представьте, что ваш рисунок оказался лучшим и был отобран на конкурс. Вас попросили описать его. Как вы его опишете? С чего начнете? Какую основную мысль будете раскрывать? Какие языковые средства используете, чтобы описание получилось красочным и интересным?
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: изобразите чёрное озеро летом или осенью (на выбор), опишите свой рисунок.
ВЫВОД.
Практика показывает, что использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком учащегося к нему значительно повышает эффективность работы по формированию коммуникативных умений обучающихся: умения соотносить высказывание с темой и раскрывать его основную мысль; а также такое важное коммуникативное умение, как умение выражать собственное отношение к излагаемому.
Параллельная работа с текстом и изобразительной наглядностью позволяет создать у учащихся более целостную картину мира, привлечь их личный опыт и развить воображение.