Тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку. 1 — 4 класс . Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку. 1 класс
№ Раздел учебногокурса, тема Кол-во
часов Содержание программногоматериала по теме Основные виды учебной деятельности обучающихсяДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД – 17 ЧАСОВ
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. - знать общее представление о речи письменной и устной, предложении, слове, звуке и букве.
- уметь членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги;
- различать на слух и при произношении гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки;
- выделять в словах отдельные звуки, ударные слоги;
- соотносить слышимое и произносимое слово со слого-звуковой схемой;
- подбирать слова с заданным звуком.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД - 67 ЧАСОВ.
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений - знать согласные и гласные звуки и буквы;
- знать способы обозначения твердости и мягкости согласных.
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (РУССКИЙ ЯЗЫК) – 50 ЧАСОВ.
Раздел 1. Наша речь. – 2 часа.
1 Язык и речь.
Виды речи.
Речь устная и речь письменная.
Русский язык – родной язык русского народа Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык. Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.
Оценивать выполненного задания: «Проверь себя»
Раздел 2. Текст, предложение, диалог. – 3 часа.
2
3
4 Текст (общее представление).
Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении.
Диалог.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем тему.
Выделение предложения из речи.
Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.
Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения (точка; вопросительный, восклицательный знаки). Списывание диалога с печатного образца. Различать текст и предложение.
Подбирать заголовок к тексту.
Составлять текст из деформированных предложений.
Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.
Раздел 3. Слова, слова, слова… - 4 часа.
5 Слово.
Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.
Тематические группы слов.
Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.
Тематические группы слов.
Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника.
Развитие познавательного интереса к происхождению слов.
*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам Различать слова- названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.Использовать в речи «вежливые слова».Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю
Раздел 4. Слово и слог. Ударение. – 6 часов.
6 Слово и слог.
Перенос слов.
Ударение (общее представление).
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.
*Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).
Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.
Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.
Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.
Способы выделения ударения.
Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.
Графическое обозначение ударения.
Слогоударные модели слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Знакомство с орфоэпическим словарём.
*Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. Наблюдать над слоговой структурой различных слов.Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Классифицировать слова по количеству в них слогов.Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).Составлять простейшие слогоударные модели слов. Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения.
Раздел 5. Звуки и буквы. – 34 часа.
7 Звуки и буквы.
Русский алфавит, или Азбука.
Гласные звуки.
Ударные и безударные гласные звуки.
Согласные звуки.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Согласные звонкие и глухие.
Шипящие согласные звуки.
Заглавная буква в словах. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Условные звуковые обозначения слов.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями.
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Слова с буквой э.
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).
Слова с удвоенными согласными.
Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции — сохранять мир в своей стране и во всём мире.
Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.
Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).
Буквы шипящих согласных звуков:
непарных твёрдых ш, ж;
непарных мягких ч, щ.
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.
Высказываться о значимости изучения алфавита.Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.
Повторение – 1 час.
Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.2 класс – 170 часов.
Раздел 1. Наша речь. – 3 часа.
1 Виды речи. Требования к речи.
Диалог и монолог. Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.
Анализировать речь людей (при анализе текстов).
Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.
Различать устную, письменную речь и речь про себя.
Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».
Отличать диалогическую речь от монологической.
Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.
Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.
Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог.
Составлять по рисункам диалог и монолог
.
Раздел 2. Текст. – 4 часа.
2
3 Текст.
Признаки текста. Тема и главная мысль текста.
Части текста.
Построение текста. Воспроизведение текста Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок.
Подбирать заголовок к заданному тексту.
Составлять текст по заданной теме.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.
Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.
Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
Раздел 3. Предложение. – 12 часов.
4 Предложение.
Члены предложения.
Связь слов в предложении. Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.
Составлять нераспространённые и распространённые предложения.
Распространять нераспространённые предложения
Раздел 4. Слова, слова, слова… – 18 часов.
5 Слово и его значение.
Синонимы и антонимы.
Однокоренные слова.
Слог.
Ударение. Перенос слова.
Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Определять значение слова по толковому словарю.
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в тексте незнакомые слова.
Классифицировать слова по тематическим группам
Работать с толковым и орфографическим словарями.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.
Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.
Находить нужную информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.
Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.
Раздел 5. Звуки и буквы. – 59 часов.
6 Звуки и буквы (повторение, уточнение).
Русский алфавит, или Азбука.
Гласные звуки.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Согласные звуки.
Согласный звук [й] и буква «и краткое».
Слова с удвоенными согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки, согласные звуки и буквы для их обозначения.
Мягкий знак (ь).
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.
Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Разделительный мягкий знак (ь).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.
Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.
Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).
Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.
Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой
надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова.
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный.Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.
Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.
Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой
Раздел 6. Части речи. – 58 часов.
7
8
9
10
11
12 Части речи.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Число имен существительных.
Обобщение знаний об имени существительном.
Глагол.
Глагол как часть речи.
Число глагола.
Правописание частицы не с глаголом.
Обобщение знаний о глаголе.
Текст-повествование и роль в нем глаголов.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи.
Единственное и множественное число имен прилагательных.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Текст-описание и роль в нем имен прилагательных.
Местоимение.
Местоимение (личное) как часть речи.
Текст-рассуждение.
Предлоги. 2 ч
19 ч.
12 ч
13 ч
4 ч
8 ч Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.
Классифицировать глаголы по вопросам.
Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.
Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.
Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.
Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.
Приводить примеры имён прилагательных.
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.
Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.
Раздел 7. Повторение. – 16 часов.
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
3 класс – 170 часов.
Раздел 1. Язык и речь. – 2 часов.
1 Наша речь и наш язык. Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.
Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Отличие письменной речи от устной. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов.
1
2
3
4
5 Текст (повторение и углубление представлений).
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения.
Простое и сложное предложения.
Словосочетания. Различение предложения и текста. Признаки текста'. Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения.
Выделять в письменном тексте диалог.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
Различать словосочетание и предложение.
Выделять в предложении словосочетания.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.
Раздел 3. Слово в языке и речи. – 19 часов.
1
2
Лексическое значение слова
Омонимы.
Слово и словосочетание. Фразеологизмы.
Части речи.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках.
Имя числительное (общее представление).
Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
5 ч
Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка. Значения фразеологизмов и их использование в речи. Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. Понятие «Имя числительное». Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».
Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.
Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.
Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.
Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.
Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.
Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.
Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.
Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.
Раздел 4. Состав слова. – 1 6 часов.
3 Корень слова.
Формы слова. Окончание. Приставка.
Суффикс.
Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова. Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоен согласными). Окончание. Форма слова. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ. Основа слова.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок).
Находить чередующиеся звуки в корне слова.
Различать сложные слова, находить в них корни.
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Раздел 5. Правописание частей слова. – 29 часов.
4
5
6
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Суффикс, приставка. Правописание суффиксов и приставок. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Правила правописания. Формулировать определения приставки и суффикса.
Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.
Выделять в словах приставки и суффиксы.
Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику
Редактировать предложения с однокоренными словами.
Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
Раздел 6. Части речи. – 76 часов.
7
8
9
10
11 Части речи.
Имя существительное.
Повторение и углубление представлений.
Число имен существительных
Род имен существительных
Падеж имен существительных
Все падежи.
Имя прилагательное.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
Текст-описание.
Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.
Число имен прилагательных.
Падеж имен прилагательных. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Местоимение.
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол.
Повторение и углубление представлений о глаголе.
Формы глагола.
Число глаголов.
Времена глагола.
Род глаголов в прошедшем времени
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение знаний о глаголе 1 ч
30 ч
19 ч
5 ч.
21 ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные Правописание имён собственных. Род имён существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего рода (первое представление). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Склонение имён существительных
Имя прилагательное.
Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Морфологический разбор имени прилагательного.
Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).
Подбирать примеры слов изученных частей речи.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
Различать среди однокоренных слов имена существительные.
Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения.
Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
Определять лексическое значение имён прилагательных.
Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.
Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.
Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.
Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
Распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.
Распознавать глаголы среди других частей речи.
Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов.
Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.
Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.
Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола
Раздел 7. Повторение. – 14 часов.
4 класс
Раздел 1. Повторение. – 11 часов.
Наша речь и наш язык.
Текст.
Предложение.
Обращение.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Знакомиться с информацией в учебнике (обращение авторов к четвероклассникам, информация на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях).
Осознавать различие языка и речи;
анализировать высказывания о русском.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к тексту.
Соотносить заголовок и текст.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Составлять план текста.
Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с происхождением слова каникулы.
Оценивать результаты своей деятельности. Классифицировать предложения по цели высказывания,
Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений.
Различать и выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.
Различать распространённые и нераспространённые предложения.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
Анализировать схемы предложений, составлять по ним собственные предложения.
Раздел 2. Предложение. – 9 часов.
Однородные члены
предложения.
Связь однородных членов предложения.
Простые и сложные
предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.
Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.
Писать и различать однородные члены предложения
Раздел 2. Слово в языке и речи. – 21 час.
Лексическое значение слова.
Состав слова.
Значимые части слова.
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Части речи.
Повторение и углубление представлений о частях речи.
Наречие.
10 ч
7 ч Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Анализировать высказывания о русском языке.
Находить слова, значение которых требует уточнения.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Объяснять принцип построения толкового словаря.
Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио-. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.
Оценивать результаты своей деятельности.
Сравнивать прямое и переносное значения слов, выбирать из текста предложение, в котором слово употреблено в прямом или переносном значении.
Работать с таблицей «Заимствованные слова».
Наблюдать по таблице за словами, пришедшими к нам из других языков.
Раздел 3. Имя существительное. – 43 часа.
Изменение по падежам.
Три склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
Обобщение знаний 20 ч Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Различать части речи на основе изученных признаков.
Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.
Определять изученные признаки частей речи. Подбирать примеры изученных частей речи.
Различать имена существительные,
определять их признаки.
Изменять имена существительные по падежам.
Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.
Различать имена существительные, употреблённые в именительном, родительном, винительном падежах, сравнивать их признаки.
Обосновывать правильность определения падежа. Правильно употреблять в речи формы имён существительных.
Оценивать результаты своей деятельности
Раздел 4. Имя прилагательное. – 30 часов.
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
Изменение по падежам имен прилагательных.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Обобщение знаний 10 ч Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов Находить имена прилагательные среди других слов, среди однокоренных слов и в тексте.
Распознавать имена прилагательные-синонимы и имена прилагательные-антонимы. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте.
Определять число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам.
Выделять словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных.
Изменять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода.
Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.
Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.
Оценивать результаты своей деятельности
Раздел 5. Личные местоимения. – 7 часов.
Местоимение.
Изменение по падежам личных местоимений.
Правописание местоимений.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Распознавать местоимения среди других частей речи.
Определять роль местоимений в речи.
Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица.
Употреблять личные местоимения в предложении; понимать, вместо какого имени существительного они употреблены. Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.
Составлять словосочетания с косвенными формами личных местоимений.
Оценивать результаты своей деятельности
Раздел 6. Глагол. – 34 часа.
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.
Неопределенная форма глагола.
Спряжение глагола.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
I и II спряжение глаголов.
Правописание глаголов Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание возвратных глаголов
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Обобщение по теме «Глагол» Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосо-четаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов -синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов ). Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных.
Определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола.
Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.
Наблюдать за выделением основы глаголов в неопределённой форме.
Соотносить лицо и число местоимений и глаголов, употреблять в речи термин «личные окончания глаголов» при определении окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Работать с таблицей «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)».
Наблюдать за изменением личных окончаний глаголов.
Выделять личные окончания глаголов.
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Определять лицо и число глаголов.
Оценивать результаты своей деятельности.
Раздел 7. Повторение. – 15 часов.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.