Современный подход к школьному анализу художественного произведения. Авторская позиция и приемы ее выявления


Современный подход к школьному анализу художественного произведенияАвторская позиция и приемы ее выявления (на примере анализа романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)Подготовила: С. А. Вдович – руководитель ШМО русского языка и литературы2011 Авторская позиция в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Сколько миров представлено в романе? Есть ли между ними связь и в чём она выражается? Три сюжетные линииОбычно видят три главных сюжета: исторический ("ершалаимский"), сатирический (Воланд и советская Москва), лирический (линия Мастера и Маргариты). Это удобный путь для формально-филологических изысканий (каждая линия имеет свои традиции, а их соединение делает роман неповторимо своеобразным). Однако мы ищем ответы на вопросы, касающиеся авторской позиции, а потому оставим эти изыскания. Автономные мирыОбычно вначале называются только два автономных мира: Мocквa и Ершалаим. - В обоих случаях описаны события Страстной недели. - В обоих случаях разворачивается трагедия, причиной которой являются человеческие пороки: жадность, зависть, предательство, трусость... - В обоих случаях жертвой оказывается человек, стремившийся принести в этот мир проповедь добра. Автономные мирыОбычно все замечают дерзкое сопоставление: Иешуа-Мастер. Считать его кощунственным, на наш взгляд, нет никаких оснований: евангельский "сюжет" применим к любой эпохе и к любому человеку. Каждому, кто последует за Христом, "гарантированы" свой крест и своя боль от столкновения с неправдой мира сего. Увиденная нами аналогия даёт возможность говорить о том, что судьба честного человека, в частности художника, в тоталитарном государстве не новость в этом мире . Автономные мирыТакже в "романе о Пилате" показан переломный момент в истории человечества: начало христианской эпохи. Следует ли отсюда, что в Москве мы тоже видим некий ключевой момент в истории человечества? И вообще ­ зачем явился в Москву Воланд? И почему именно в Москву? На последний вопрос ответить проще всего: в Москве большинство граждан (по словам Берлиоза) сознательно отказались от веры в Бога. Система образовПродолжая разговор о "мирах" в романе, вглядимся в систему образов. Давно замечено, что в романе происходит своего рода "умножение" героев, выполняющих одну и ту же функцию - но в разных мирах. Особенно заметно это свойство романа в портретах тех, кто претендует на верховную власть. Ходит в плаще, окружён свитой, говорит по-латыни не только Понтий Пилат. В московских главах на роль владыки претендуют Воланд и профессор Стравинский, чьё сходство с Пилатом поражает Ивана Бездомного. Какой смысл вложил в это сходство автор? «Жизненные пространства": Москва Массолита, советской бюрократии; сугубо сатирически изображённая московская псевдоинтеллигентная "чернь", враждебная Мастеру; Москва театральная (Варьете); Москва Мастера и Маргариты, их лирическое пространство, "выгороженное" в Москве советской; квартира № 50 - пространство, оккупированное нечистой силой; клиника профессора Стравинского - приют безумцев. «Жизненные пространства": В Ершалаиме правит Пилат; в квартире № 50 - Воланд; в клинике для душевнобольных - профессор, так похожий на Пилата. - А кто правит в Москве, где живут и Мастер, и его враги? В Москве правит Сталин, которому Булгаков (в безумной надежде) собирался "подать" свой роман, чтобы получить разрешение на публикацию. Обладает ли Иешуа какой-то реальной силой и властью?Как ни странно, да. Он совершает чудо исцеления (так же просто и незаметно, как совершались все евангельские чудеса). И он говорит Пилату буквально то же, что ему было сказано в настоящем Евангелии: у тебя (игемон) нет власти над жизнью и смертью - она у Моего Небесного Отца (Ин. 18,36). Однако создаётся впечатление, что бродячий философ очень старается выглядеть просто слабым человеком. Почему всем троим - Иешуа Га-Ноцри, Мастеру, Булгакову - важно, чтобы в этом герое видели обычного человека?Или можно спросить иначе: только ли к Сталину обращён роман о Понтии Пилате и его странных отношениях с человеком, арестованным по политическому доносу? Ответ очевиден: конечно, нет. Роман обращён к тем самым "сознательным безбожникам", которые в 30-е годы жили в нашей стране (иначе стоило ли добиваться публикации?). Идёт ли в романе речь о любви к Богу? Нет. Речь идёт о любви к человеку (хотя - если следовать логике Священного Писания - это очень тесно связанные вещи: "возлюбить Бога" и "возлюбить ближнего"). О сугубо человеческих отношениях. Почему Мастер так подчёркивает, что это роман о Понтии Пилате? Да потому, что именно нравственный выбор Пилата - его главная тема (как и положено в романе). Между чем должен выбрать Пилат? Между политической лояльностью по отношению к кесарю (а вместе с ней и всеми земными благами) и совестью, а также той самой "просто" любовью к ближнему. Актуален ли был такой роман в 30-е годы ХХ века? - Да ещё как ... Сколько зла творилось в те годы руками самых обыкновенных людей, и многие из них в глубине души могли быть добрыми, но боялись навлечь на себя страшный гнев государства. Сказано ли об этом хоть что-нибудь в романе?Да: трусость - "это самый страшный порок" Итак, мы убедились, что в романе речь идёт о нравственном выборе и о сугубо человеческих отношениях. Перед многими современниками Булгакова такой выбор мог встать в любой день. Почему нечистая сила выглядит такой симпатичной? И действительно ли она "вечно хочет зла и вечно совершает благо" (см. эпиграф к роману)? Последнее утверждение совпадает с очень распространённым мнением, что добро и зло (как свет и тень) суть две неразрывные стороны бытия. - Кто в романе высказывает такую точку зрения? Воланд в споре с Левием Матвеем. Воланд оправдывает себя тем, что карает злых, а добру оставляет что-то вроде толстовского непротивления злу насилием. Но верить этому персонажу на слово рискованно ­ посмотрим на дела. - Кто оказался жертвами Воланда и его свиты? Грешники, "купившиеся" на посулы бесов или просто отвергшие защиту Бога. Вернёмся к сопоставлению "миров". - С каким эпизодами московской жизни соотносятся "быт и правы" квартиры №50? С "бытом и нравами" Массолита. Особенно заметны переклички между ужином "в Грибоедове" и балом у Сатаны. - Что общего между "гостями" Воланда и привилегированной московской публикой? Сосредоточенность на сугубо земных интересах (деньги, дача, квартира, еда, развлечения, интрижки ... ) - В чём между ними разница? Мир Воланда выглядит и «честнее», и артистичнее в своём упоении земными благами. Мир Москвы убог и беден. (Вспомним совет, который Валанд даёт буфетчику насчёт того, как следует прожить остаток жизни.) - В самом ли деле Воланд готов "обеспечить" человечеству земное счастье? Ему это не нужно (достаточно вспомнить раздетых дамочек), к тому же он обманщик. "Счастье", которое он предлагает, - иллюзия, тень, прах, бумажки вместо денег и т.п. - Какой же смысл вкладывает Булгаков в это сопоставление? Вероятно, сатирический: оно всё-таки не в пользу Москвы. У советских граждан отобрали их духовное достояние, поманив посулами о земном коммунистическом рае, но взамен материальных благ граждане получили нищенски убогий быт. То, что домработница Наташа предпочла уйти в ведьмы, звучит как приговор советской жизни, а не как осуждение Наташи. Какие отношения у нечистой силы с советскими властями?Воланд и его команда никаких властей над собой не признают: над теми, кто пришёл их арестовывать, к примеру, они поиздевались всласть. Именно эти сцены, вероятно, делают булгаковских бесов особенно симпатичными в глазах наших читателей. Что ж, это очень сильный (хотя и во всех смыслах рискованный) сатирический ход. Много споров вызывает также оценка главных героев. - Есть ли у Мастера и Маргариты что-нибудь общее с московскими литературными -кругами? Есть. Это вполне "земные" люди, с земною (и грешной) любовью, с умением ценить красивые и дорогие вещи (особенно это касается героини), с жаждой земной награды - славы - за талант и мастерство. Что отличает их от деятелей Массолита? То, что они честные и "настоящие": Мастер действительно талантлив (в отличие от остальных "писателей"), его роман - действительно значительное "слово" , обращённое к совести общества (чем всегда была русская классическая литература), а Маргарита в самом деле его любит, хотя любовь эта и "беззаконна" , но автор всё-таки свою героиню не осуждает. А все блага она готова бросить ради своей любви. Замечает ли внешний ,мир эту разницу? Мир замечает Мастера, когда тот предъявляет свой роман (Маргарита остаётся в тени) и обрушивается на него - и за талант, и за смысл его произведения. В главном Мастер оказался для них чужаком. Попробуем теперь сопоставить героев с миром "ершалаимского романа". Об аналогии Мастер - Иешуа мы уже говорили. Есть ли у Маргариты в этом мире свой двойник? Самый очевидный ответ - Левий Матвей. Оба они в своей любви и преданности идут на прямой бунт против Бога. Левий Матвей богохульствует, чтобы "свести" Божий гнев на себя и на Иешуа и тем оборвать его страдания. А Маргарита идёт на сделку с Воландом. -Почему их за это не постигает кара? Нельзя осуждать за самоотверженную любовь. - А можно ли назвать любовь Mapгариты и Левия Матвея возвышенной и идеальной? Нет, как ни странно. Булгаков рисует как раз очень человеческие страсти. Оба героя не только пытаются спасти любимого человека, они ещё не прочь и отомстить. Мстить хочет и Пилат - это неожиданно сближает его и с Левием Матвеем, и с Маргаритой. Все они пока ещё ничему у Иешуа не научились, их преданность при страстна и почти слепа (её, бывает, сравнивают с преданностью Банги Пилату, особенно когда речь идёт о загробной участи; таким образом, пес оказывается третьим "двойником" Маргариты). Итак, Булгаков показал и Мастера, и Маргариту людьми вполне земными, грешными и слабыми, но любящими, честными, живыми, что отличает их от московских антигероев, как муки совести отличают Пилата от других участников событий. - Есть ли в ромаие герои более" высокие"? Иешуа и Левий Матвей. Они равнодушны к земным соблазнам. Особенно заметно это в образе Левия Матвея. Известно, что в первые века христианства цивилизованные язычники презрительно называли христианских проповедников "грязными" - за равнодушие к внешнему благообразию. Такими же странными и "неблагообразными" становятся переживший арест Мастер и потрясённый событиями на Патриарших Иванушка Бездомный ... Почему Мастер заслужил «Не свет, а покой?» Одни считают, что Мастер не заслужил света, потому что отрёкся от своего пророческого романа (Е.Б. Скороспелова). Другие ставят ему в вину сотрудничество с Воландом, хотя и отмечают, что оно не было следствием сознательного выбора (А.Кураев). Третьи отмечают его крайнюю душевную опустошённость, неспособность подняться к свету. Четвёртые просто рассуждают о качестве того "покоя", который ожидает Мастера в обществе Маргариты (и ценят его очень невысоко). Финал романаВ этом произведении рядом с "видимыми" персонажами присутству­ют "невидимые" и неназванные, но при этом как раз наиболее реальные. Они выводят этот текст за пределы той игры, которой всегда в какой-то степени является литература, в саму жизнь. Кроме двух, о которых уже шла речь, есть и третий - настоящий автор этой книги. Если принять этот факт во внимание, зеркально умноженный финал романа будет выглядеть таким образом: Мастер написал свой роман, предъявил Воланду (этакому земному покровителю), но судил его Иешуа Га-Ноцри, и Мастер получил ту участь, в которую верил и о которой мечтал (можно припомнить и то, что говорил Воланд о посмертной участи голове барона Майгеля), - покой. Реальный автор написал роман, хотел подать его Сталину (понимая, что это за персонаж), но прекрасно знал, что в любом случае предъявит своё произведение другому Судии и этого Суда ему не миновать ("Меня возьмут?. Кто меня возьмет?"). Поскольку Мастер внутри романа - это практически alter ego автора, Булгаков не мог назвать его (себя) достойным света. Просто молил о милосердии и хотя бы о покое. И всё же сумел сказать о своей тоске по свету. Есть ли в романе эта тоска по свету (по Богу)? Есть. Она показана в повторяющемся сне, который снится сначала Пилату, потом - Иванушке. В первый раз у читателя возникает сильнейшее желание присоединиться к странной прогулке Пилата и Га-Ноцри по лунному лучу. Далее следует освобождение Пилата, но Мастер не присоединяется к героям - уходит в свой "покой". Что бы ни говорил Воланд ("зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?" - но ведь Мастер не может себя проститъ ... ), роман по­настоящему заканчивается тем же сном и тою же тоской, устремлённостью души куда-то за грань видимого бытия, куда уводит Пилата странный философ. Именно тайная устремлённость и неудовлетворённость души - самое последнее слово романа. Важно и то, что видит этот последний сон Иван Бездомный. Иван БездомныйОб этом герое также ведётся острая полемика: одни считают, что он в самом деле стал учеником Мастера и "прозрел" (как это было в ранних вариантах романа), другие полагают, что его быстрая научная карьера свидетельствует против него. Сон написан так, чтобы казаться обманчивым и "ничего не доказывающим". Уже то, что Пилат и Га-Ноцри идут по лунному лучу, символично. Правду в христианской поэтической традиции символизирует солнце (а Солнце Правды - одно из известнейших образных описаний Христа), луна же - светило обманчивое и лукавое. И воскресение Иешуа происходит всего лишь во сне, а не наяву ... Но роман заканчивается накануне Воскресенья и ни одной своею чёрточкой не пересекает эту принципиально важную грань. Вопросы и задания для работы в группах1. Какие факты из биографии М.А. Булгакова и истории создания романа «Мастер И Маргарита» помогают в определении авторской позиции? 2. Какие относительно самостоятельные «миры» можно выделить в романе? 3. Против чего направлена сатира М.А. Булгакова в этом произведении? 4. Как связан замысел «романа о Пилате» с реальностью 30-х годов ХХ века? 5. В чем особенности художественного времени в «Мастере и Маргарите» ? 6. Как построена система образов в романе? Что показывает сопоставление героев из разных повествовательных «пластов»? 7. Что в романе, по-вашему, остается непонятным и загадочным? Литература:О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный курс повышения квалификации. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010, с.37-52.