Современный подход к школьному анализу художественного произведения. Проблематика


Современный подход к школьному анализу художественного произведенияПроблематика художественного произведенияПодготовила: С. А. Вдович – руководитель ШМО русского языка и литературы Проблематика указывает на основные противоречия действительности, пережитые, осмысленные и поставленные художником в его произведении перед читателями.... Проблематика выявляет структуру и организует тематическое содержание литературного произведения в соответствии с авторским замыслом - от художественной детали до его названия ... Роль проблематикиИменно проблематика организует в эпическом и драматическом тексте всё; с нею сообразуются и сюжет, и каждая деталь. "Правильно" определив проблематику (те вопросы, которые не давали покоя автору), мы увидим стройность и красоту художественного произведения. Актуальность В современной "школьной" филологии самым востребованным и действительно рабочим стал термин проблема, а не "тема", не "идейная направленность". 3а темой закрепилась связь с внешними, "отражаемыми" явлениями. Проблема взяла на себя роль главного "канала связи" между формой и содержанием , главного ответственного за "соразмерность и сообразность" всех уровней литературного произведения. Сформулировать проблему - значит понять в произведении что-то самое важное. Это основа и научного анализа, и обычного читательского понимания. Актуальность 4. Свою формулировку (и не только свою) необходимо перепроверять: она должна соотноситься с "уровнем формы" (сюжетом, композицией, образами и т.д.). 5. Идею формулировать сейчас "не принято". Все мы предпочитаем говорить об "авторской позиции". А фраза: "Что хотел автор сказать своим произведением?" - к счастью, уже некоторое время считается анекдотической. Проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»«Старуха Изергиль» входит в ряд романтических произведений, в которых автор последовательно творит свою мифологию - в противовес христианскому мировоззрению, для него неприемлемому. При первой же попытке создать образ "своего" героя Горький наталкивается на серьёзную проблему. Его Лойко Зобар (рассказ «Макар Чудра») молод, красив, свободен, он музыкант (весь романтический набор героя) и - главное - он горд. Но гордость и любовь - антагонисты (для автора, выросшего в христианской традиции, это очевидно: гордость есть свойство сатанинское, любовь - божественное).В сюжете рассказа эта проблема реализована с большой авторской честностью. Гордость и для Лойко, и для Радды оказывается сильнее любви - и герои гибнут. Однако автора такой "ответ'' на поставленную им проблему не устроил. Вторая мировоззренческая проблема - проблема смерти и смысла жизни. Гордо отвернувшись от бессмертия души, автор рискует оказаться в той же пустоте, в какой почувствовал себя Базаров: зачем трудиться для крестьянина, если из меня, Евгения Базарова, всё равно лопух расти будет? Эту проблему Горький разрешает (для себя) с помощью легенды. Если от человека осталась хотя бы тень - сказка, песня, легенда, - то он прожил жизнь не зря. Третья проблема, которую Горький последовательно пытается решать в своём раннем творчестве, - это поиск героя, который смог бы противостоять "свинцовым мерзостям жизни" и помог бы и другим выбраться «к свободе, к свету». В реальности автору таких героев найти не удавалось, и он попытался создать такой образ хотя бы в романтической легенде. Ключом во всех трех случаях,на наш взгляд, может стать трёхчастная композиция рассказа - очень яркая особенность, которая требует смысловых объяснений. Формулируем проблемы с учащимисяПроще всего сформулировать третью проблему (проблема "настоящего" героя): достаточно спросить, что общего у героев всех трёх "новелл" и в чём они друг другу противопоставлены. Из всех молодых красавцев, не желавших тратить жизнь на прозябание "в болоте" обыденности, только Данко сумел вывести на свет и других людей. Формулируем проблемы с учащимисяДля того чтобы увидеть вторую проблему (бессмертия), можно оттолкнуться от страшного своей натуралистичностью портрета старой Изергиль: она буквально готова стать землёй, в которую вернётся всякая плоть. Что останется от её жизни? Только рассказы. А что ещё может остаться от человеческой жизни? Тень и искры оставляют только те, чья жизнь достойна легенды. Жить так, чтобы о тебе сложили легенду, - примерно так понимает смысл жизни молодой Горький. Формулируем проблемы с учащимисяТа проблема, что осталась нерешённой в рассказе «Макар Чудра», потребует комментария. Её можно показать, попросив перечислить те черты героев, которыми сам автор восхищается (молодость, красота, сила - и гордость). Эти свойства есть у героев всех трёх частей повествования. Различается только их отношение к другим людям - способность любить и отдавать (себя). Формулируем проблемы с учащимися Нам поможет чёткая антитеза, на которой построен рассказ. В нём представлены две разные "гордости": гордость Ларры : ­превозношение перед людьми, гордость, противоположная любви, - и гордость Данко, направленная против внешних обстоятельств, против той жизни, которую они вынуждены влачить в болоте. Гордость эта любви к людям не противоречит. Гордость любви к людям не противоречит.К такому выводу приходит Горький, и эта мысль надолго станет для него любимой. "Человек" должно звучать гордо - это, пожалуй, главный постулат горьковского мировоззрения. Литература:О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный курс повышения квалификации. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010, с.21-36.