Современный подход к школьному анализу художественного произведения
КОНФЛИКТ КАК ЯДРО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДГОТОВИЛА: С. А. ВДОВИЧ – РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Современный подход к школьному анализу художественного произведения Определение конфликта Слово "конфликт" (лат.) означает "столкновение". В художественном произведении конфликт может выражаться по-разному. Как прямое столкновение героев. Пример: Гринёв и Швабрин («Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Все их отношения после ссоры - серия прямых столкновений. Определение конфликта Как некая противоположность, которую автор демонстрирует читателю. В конфликте Гринёва и Швабрина есть и эта составляющая: Пушкин начал их сравнивать прежде, чем герои взялись за шпаги. Другой пример конфликта-сопоставления - Гринёв и Пугачев. Эти герои друг другу симпатичны, но их взгляды и убеждения противоположны, и они находятся во враждебных лагерях. Определение конфликта Сопоставление и противоречие могут наблюдаться даже между теми героями, которые разделены вpeменем или пространством. Так Пугачёв сопоставлен с Екатериной II. Автор видит в них двух монархов (народного царя и дворянскую императрицу) и одновременно - двух самозванцев. Для Екатерины пугачёвщина - это тоже "Божий гнев" и казнь за свергнутого, а позже убитого Петра III, чьим именем назвался Пугачёв (став для неё своего рода призраком-мстителем). «Участники» конфликта "Сталкиваться" и порождать конфликт могут не только персонажи, но и ситуации, предметы, детали, стuлu. Так, гостеприимство бедных, но радушных Мироновых явно противопоставлено тому, как принял Гринёва в Оренбурге генерал. А официальный стиль, в котором Гринёв пытается обратиться к новому начальству, разбивается о домашнюю простоту Василисы Егоровны. Конфликт внутренний Конфликт не всегда возникает между разными героями или предметами. Довольно часто мы имеем дело с внутренним конфлuктом одного героя. Пример: выбор, перед которым оказался Гринёв, получив в Оренбурге Машину записку. Он должен выбрать между двумя клятвами, двумя своими обязанностями: защищать государство (которому он присягнул) или спасать Машу. Главное, что должны уяснить ученики: конфликт в широком смысле - это не только столкновение героев (поспорили, поссорились, подрались), это контраст, сопоставление, антитеза. И если понимать его именно так, то мы увидим, что конфликт - главная пружина действия и главный "распорядитель" внутри текста. Конфликт как ядро художественной проблематики Конфликт (смысловая оппозиция), как некий диспетчер, организует внутри произведения всё: и события, и героев, и детали, и стили, и смыслы. Он раскладывает их на те самые "бинарные оппозиции", которые так удобны и естественны для человеческого мышления. Виды художественного конфликта Если "высокое" сталкивается с "высоким" – это трагический конфликт (внутренний разлад Гринёва - это именно трагический конфликт: ведь оба его долга равно высоки и праведны). Если "низкое" сталкивается с "низким" - это комический конфликт (потасовка Скотинина с Митрофаном, поспоривших о Софье, точнее - о её приданом). Если "высокое" ополчается против "низкого" - это конфликт героический (столкновение Гринёва со Швабриным). Если "низкое", наоборот, пытается одолеть "высокое" - это конфликт сатирический (упрёки, которые госпожа Простакова бросает Софье: негоже, мол, приличной девушке уметь читать). Отсутствие конфликта Отсутствие конфликта - если оно подчёркнуто как некое состояние бытия - называется идиллическим (таковы отношения в семье капитана Миронова, несмотря на ворчанье Василисы Егоровны). Разрешение конфликта В конфликте может победить одна из сторон, восторжествовать правда, которую отстаивает один из героев (так Гринёв по всем статьям побеждает Швабрина). Между сторонами происходит nримирение, потому что они обретают некую высшую правду, перечёркивающую их взаимные претензии (так мирятся в конце Монтекки и Капулетти, хоть поздно, но осознав преступную бессмысленность своей вражды). Разрешение конфликта Обе спорящие стороны терпят крах, и вновь побеждает некая высшая истина (ни Скотинин, ни Митрофан Софью не получат: дядюшка Стародум выдаст её за Милона). И наконец, иногда ни одна из сторон не может победить. За каждой из них останется неопровергнутая доля правды (обычно пополам с долей вины). Так завершается в «Капитанской дочке» конфликт-сопоставление Пугачёва и императрицы. Каждый из них по-своему виновен в страшном кровопролитии, затопившем страну, и каждому не отказано автором в доле величия. Трансформация конфликта В одном произведении, как правило, сплетается множество мелких, частных конфликтов. Все они управляются неким главным, общим конфликтом, который не всегда просто выявить. Во-первых, нужно суметь увидеть его за множеством частностей. Если взять, к примеру, «Метель», то за мелкими противоречиями между Марьей Гавриловной, её родителями и женихом встанет конфликт человеческой воли (страстного желания Владимира жениться на Маше) и судьбы, воплотившейся в нежданной метели. А во-вторых, в значительных художественных произведениях конфликт имеет обыкновение по ходу дела меняться - трансформироваться. К примеру, в «Песне О купце Калашникове» частный конфликт между Кирибеевичем и Калашниковым превращается в столкновение правды (за которую стоит Калашников и которую видит народ) и неправды (за которую - Кирибеевич и царь). Вопросы и задания для работы в рабочих группах 1. Расскажите о формах, которые может принять конфликт в литературных произведениях разных жанров. 2. Что такое «трансформация конфликта»? Назовите произведения из школьной программы, в которых она происходит. 3. В каких произведениях школьной программы, по вашему мнению, особенно сложно определить позиции (,конфликтующих» сторон? 4. Перечислите существующие в пушкинистике точки зрения на развязку главного конфликта в «Медном Всаднике». Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее обоснованной? 5. В каких ещё произведениях А.С. Пушкина стихия становится полноправным действующим лицом? Покажите общее и различия в изображении стихии в «Медном Всаднике» и других произведениях А.С. Пушкина. 6. В каких произведениях школьной программы развязку конфликта можно назвать «трагической»? В каких «героической» ? Литература: О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный курс повышения квалификации. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010, с.4-20.